Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

Арест зампреда правления Пенсионного фонда России Алексея Иванова связан с историей крушения бизнеса братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых. Иванов ранее был топ-менеджером компании «Техносерв», основанной Ананьевыми – в ней прошел обыск в связи с делом Иванова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

17.06.2019 | Марина Войтенко

Центробанк смягчился. … Что дальше?

Марина Войтенко14 июня ЦБ РФ принял ожидаемое участниками рынков решение снизить ключевую ставку до 7,50% годовых, констатировав продолжающееся замедление роста цен (в годовом выражении 10 июня он составил 5,0%). Краткосрочные риски разворота к повышательному тренду заметно уменьшились. Это позволило скорректировать прогноз по инфляции на конец текущего года с 4,7-5,2% до 4,2-4,7%. Цель в 4% может быть достигнута уже в первые месяцы 2020-го. При этом регулятор «допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний Совета директоров и переход к нейтральной денежно-кредитной политике (ДКП) до середины 2020 года». Маршрут формирования монетарных кондиций ускорения общеэкономического роста, таким образом, определен вполне ясно. Тем не менее, действия денежных властей – условие для этого необходимое, но еще недостаточное. Макродинамика первого полугодия складывается ниже ожиданий. Отсюда и пересмотр прогноза Банка России по росту ВВП-2019 с 1,2-1,7% до 1,0-1,5%. Завершение замедления во второй половине года и повышение скорости развития в дальнейшем поставлены в прямую зависимость от реализации нацпроектов и преодоления отставания в графике финансирования госрасходов.

Сигналы Центробанка встречены рынками и финансовыми аналитиками с умеренным оптимизмом. Баланс рисков pro et contra в связи с возможным ускорением роста цен в ближайшие несколько кварталов, действительно выглядит относительно стабильным.

· Пик инфляции был пройден в марте-2019, причем его уровень оказался даже несколько ниже ожиданий регулятора и составил 5,3% в годовом выражении, по итогам мая – уже 5,1%, а за первую декаду июня она потеряла еще 0,1%. То есть, обозначилась устойчивая тенденция к замедлению роста цен в силу исчерпания влияния повышения ставки НДС и укрепления рубля с начала года (по итогам мая его курс по отношению к валютам основных торговых партнеров вырос на 5,4%), что помимо «высокой нефти» обусловлено, прежде всего, смягчением риторики ведущих мировых центральных банков и повышением спроса на российские активы, особенно на ОФЗ.

· Свою роль в снижение темпов роста потребительских цен сыграло и соглашение по сдерживанию розничных цен на моторное топливо на внутреннем рынке. Вместе с тем, отмечают в Банке России, в среднесрочной перспективе оценить эффективность его нового регулирования (включая демпферный механизм, возвратные акцизы и т.п.) «особенно в сценариях со значительными колебаниями цен на нефть, на сегодняшний день затруднительно».

· Сдерживающее влияние на инфляцию продолжает оказывать динамика потребительского спроса. Напомним, по иогам-2018 оборот торговой розницы увеличился на 2,8%, в январе-апреле того года – также на 2,8%, за первые четыре месяца 2019-го – на 1,7%, а согласно прогнозу МЭР, по итогам года прирост составит 1,6%.

Между тем, даже это практически кратное замедление динамики потребительского спроса может обернуться кратно возрастающими рисками закредитованности населения. Согласно обновленному среднесрочному прогнозу ЦБ РФ, банковская розница в текущем году вырастет на 15-20%. Но пока темпы прироста показателя значительно выше прогнозных – на 1 мая за 12 месяцев они составили 23,8%, а объем необеспеченного потребительского кредитования увеличился на 25,3%. При этом в апреле доля кредитов наличными в общем объеме розничного портфеля банков, по данным аналитического агентства Frank RG, составила 56,7%. Кроме того, согласно результатам исслевания финансового маркетплейса «Юником 24», стремительно растет спрос и на микрозаймы в МФО – по итогам пяти месяцев текущего года россияне оформили рекордное количество заявок на получение таких ссуд – более 77 млн штук, что превышает аналогичный показатель-2018 на 21%.

В то же время, согласно опубликованным РБК результатам опроса Всемирного банка и Роспотребнадзора, трудности с погашением долгов перед банками и МФО испытывают около 60% российских заемщиков. Просроченную задолженность имеют 9% домохозяйств. Более 25% направляют на платежи по займам вкупе с повседневными тратами и оплату услуг ЖКХ более 75% совокупных доходов семьи.

Однако пока «пузырь» на рынке потребительского кредитования не обнаруживается. По данным ЦБ РФ, по ссудам первой половины 2018 года через 12 месяцев после их выдачи доля просроченной задолженности сроком 90 дней составила только около 2%. Да и регулятор не ослабляет контроль над этим сегментом рынка. Кроме введенных с 1 апреля повышенных коэффициентов риска готовятся и дополнительные меры, включая увеличение надбавки по необеспеченным потребительским займам с учетом значений показателя долговой нагрузки физического лица, рассчитывать который банки будут обязаны, начиная с 1 октября 2019 года. Тем не менее, риски нарастания розничного кредитного «пузыря» остаются актуальными, поскольку этот вид кредитования для банков остается наиболее маржинальным бизнесом даже с учетом надбавок, а перспективы динамики доходов россиян все еще не внушают оптимизма.

Смягчение денежно-кредитных условий само по себе, как показывает мировой опыт, не дает «железобетонных» гарантий экономическому ускорению. Принципиально важны его поддержка на стороне налогово-бюджетных и структурных мер, а также тщательный анализ и учет в ожиданиях рисков изменчивости внешних условий. В ЦБ РФ объясняют, что одна из причин снижения прогноза по темпам ВВП-2019 (на следующие два года он оставлен без изменений – 1,8-2,3% и 2,0-3,0% соответственно) – динамика бюджетных расходов, оказавшая более существенное, чем предполагалось ранее, влияние на замедление экономики.

Профицит госказны по итогам января-мая достиг 2,7% ВВП и более чем вдвое превысил результат аналогичного периода-2018 – 1,2%. Рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет с начала года на 15,7% корреспондирует со скачком бюджетного баланса, но не объясняет его. Гораздо более значимо, видимо, притормаживание госрасходов. В 2018 году на конец мая было исполнено 39% годовых назначений, сейчас – 37,2%. На первый взгляд, разрыв не критичен. Но значимы детали.

В первом квартале кассовое исполнение оказывающих прямое действие на общеэкономический рост Федеральных целевых программ (ФЦП) и Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) насчитывало лишь 6% и 4,4%. Объяснение Минфина логично – утверждать лимиты бюджетных обязательств и начинать их реальное финансирование зачастую невозможно вследствие либо отсутствия обоснований, либо их крайне низкого качества. Это же хроническое заболевание, свойственное многим министерствам, ведомствам и администрациям субъектов РФ, похоже, захватывает и «нацпроектное госуправление». Премьер Дмитрий Медведев потребовал от Минфина разобраться в ситуации и предложить жесткие меры.

Напомним, что в законе о бюджете профицит-2019 установлен в размере 1,8% ВВП. Поправки, которые Госдума РФ намерена в первом чтении рассмотреть 18 июня, сокращают его еще на 0,1 п.п. Нормализация профицита дает в расчете на второе полугодие более 1 трлн рублей допрасходов, что может стать ощутимым стимулом для российского хозяйства (особенно, если их большая часть пойдет на инвестиционные цели).

Между тем, в тратах государства требуется тщательность и осторожность, прежде всего, в определении источников. Ели, к примеру, безоглядно залезать в ФНБ, то в среднесрочной перспективе можно получить определенное ускорение инфляции вследствие изменений де факто бюджетного правила и возросшего давления на валютный курс при повышении уязвимости к колебаниям внешней конъюнктуры. С учетом этого риски направления средств ФНБ на государственные экспортные кредиты (займы предоставляются потребителям продукции российских экспортеров) выглядят много безопаснее. В то же время, есть основательная потребность в финансировании внутрироссийских проектов. Однако в этом случае выбор опять-таки должен определяться качеством. Например, эффектом мультипликации не менее 10 рублей частных вложений на 1 рубль из суверенных резервов.

Между тем, глава Банка России Эльвира Набиуллина справедливо отмечает, что пороговый уровень в 7% ВВП был определен достаточно давно и теперь стоит проанализировать насколько он адекватен, чтобы противостоять «резкому и длительному негативному изменению внешних условий» в нынешних обстоятельствах. К тому же темпы пополнения ФНБ могут также сложиться ниже ожиданий из-за продолжающегося замедления мировой экономики, а стало быть более низких темпов динамики российского экспорта.

В ЦБ РФ, учитывая фактическое изменение нефтецен с начала года, пересмотрели вверх среднегодовую котировку Urals в 2019 году с $60 до $65 за баррель, в 2020-ом – с $55 до $60, но сохранили консервативную оценку в $55 за баррель на 2021 год. Несколько увеличен прогноз торгового сальдо и профицита счета текущих операций: на 2019 год со $170 млрд до $184 млрд и с $88 млрд до $98 млрд соответственно. Вверх скорректированы и оценки-2020 – до $160 млрд и $72 млрд. В 2021 году нисходящий тренд продолжится – $146 млрд и $50 млрд. Одна из причин – расширение импорта по мере ускорения экономического роста.

Предпосылка базового прогноза – достижение компромисса в торговых войнах в мире. А если этого не случится и текущие риски торгово-политической напряженности реализуются в полном объеме? В этом случае, считают в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА), рецессия в развитых экономках может начаться в конце текущего года, что снизит темп ВВП РФ в 2019-ом до 0,7%, в 2020-ом – до 0,8%. Причем, чтобы выйти на эти значения, предстоит исполнить все выделенные ассигнования на бюджетные расходы и нацпроекты.

В ЦБ РФ подчеркивают, что на макропрогноз и оценку баланса рисков для инфляции будут влиять подходы к бюджетной и структурной политике. От их содержания в конечном счете станет зависеть и продолжение избранного монетарного курса. Еще важнее снижение неопределенности по стабильным и долгосрочным условиям ведения бизнеса. Для инвесторов это – прежде всего, выведение из «зависшего» состояния все еще обсуждаемого в разного рода согласованиях законопроекта о поощрении и защите капвложений и внедрение его положений в регулятивную практику. Для финрынков – запуск модели инвестиционного пенсионного капитала, до сих пор не одобренный в конечной редакции правительством. Для всех вместе – внятные меры по управлению рисками искажений и сжатия пространства конкуренции и, конечно же, вызывающие доверие законодательные решения по декриминализации бизнеса. Синергия этих элементов может привести к желаемому ускорению. Естественно, без каких-либо «творческих изъятий» из этого техминимума.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net