Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

10.02.2020 | Политком.RU

Конституционная реформа: поправки Клишаса-Крашенинникова

КонституцияВ начале февраля Комитет Госдумы по законодательству начал рассмотрение поправок к президентскому законопроекту об изменении Конституции. Всего в комитет поступила 21 поправка к главе «Судебная власть и прокуратура», восемь из которых были приняты. Все они подготовлены сопредседателями рабочей группы и руководителями профильных комитетов Госдумы и Совфеда Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом. Обсуждавшиеся поправки касаются судебной власти, прокуратуры и влияют на сокращение полномочий Совета Федерации.

Напомним, в послании Федеральному собранию 15 января президент России Владимир Путин предложил изменить Конституцию и «провести голосование граждан страны» по всему пакету поправок. Анонсированная реформа включает в себя три основных блока, касающихся самой конструкции власти, стабильности этой конструкции, в том числе и с учетом внешних факторов, и социальный блок, который должен замотивировать граждан принять участие в голосовании по всему пакету предлагаемых поправок. Центральное место занял блок поправок о совершенствовании государственного устройства путем перераспределения полномочий между ветвями власти.

Спустя несколько часов после оглашения послания Федеральному Собранию было объявлено о роспуске правительства. Новым премьер-министром стал экс-глава ФНС Михаил Мишустин. 16 января была сформирована рабочая группа по подготовке пакета поправок в Конституцию, в состав которой вошли 75 человек, включая и общественных деятелей. Сопредседателями рабочей группы стали глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, а также академик РАН Талия Хабриева. Кроме того, в состав группы вошли писатель Захар Прилепин, двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева, музыкант Денис Мацуев, врач Леонид Рошаль, генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и другие.

На пленарном заседании Госдумы РФ законопроект в качестве официального представителя президента презентовал председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. В поддержку законопроекта выступили представители всех парламентских партий. 23 января конституционная реформа была поддержана единогласным голосованием депутатов Госдумы в первом чтении: за нее проголосовали 432 депутата.

Следующим этапом стала подготовка поправок ко второму чтению. 5 февраля комитет Госдумы по законодательству начал рассмотрение поправок к президентскому законопроекту об изменении Конституции, в частности, касающихся седьмой главы Конституции («Судебная власть и прокуратура»). Базовый законопроект, внесенный в Госдуму президентом, предлагает:

· Наделение Конституционного суда (КС) правом по запросу президента проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным собранием, до их подписания главой государства.

· Возможность КС оценивать на соответствие Конституции РФ законы и нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня без оговорки относительно разграничения предметов ведения федерации и регионов.

· Право президента в определенных случаях вносить в Совфед представление об отрешении от должности судей КС. Сейчас такие представления может вносить сам КС.

· Сокращение состава судей КС с предусмотренных Конституцией 19 до 11.

Поправки, предлагаемые ко второму чтению Клишасом-Крашенинниковым, и одобренные профильным комитетом, корректируют предложенный президентом законопроект по следующим направлениям:

  • Порядок назначение генпрокурора.

Базовая версия законопроекта предлагает сохранение действующего порядка: назначение и увольнение генпрокурора Советом Федерации по представлению президента.

Предложение: генпрокурор назначается президентом после консультации с Советом Федерации и освобождается от должности главой государства.

Главный аргумент подобной инициативы – сделать процесс назначения генпрокурора более независимым от Совета Федерации и исключить кризисные ситуации, когда верхняя палата отказывается поддержать представление президента о назначении или отставке генпрокурора, как это часто случалось в 1990-е гг.

Предлагаемая поправка сужает полномочия Совета Федерации: фактически, президент будет застрахован от ситуации, когда Совет Федерации блокирует назначение предлагаемых им кандидатов.

  • Право КС отказывать заявителю по причине не исчерпанности всех других возможных средств защиты.

Базовая версия законопроекта оставляет текущий порядок: жаловаться в КС можно будет не после апелляции, как сейчас, а только после кассации. Сейчас закон о КС считает жалобу допустимой, если «закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде». Фактически заявитель должен приложить к жалобе в КС вступивший в законную силу судебный акт первой инстанции, для чего совершенно не обязательно обращаться в вышестоящий суд, достаточно выждать определенное время.

Предложение: жалобы в КС граждане могут подавать лишь после того, как ими «исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты».

Аргумент – позволит безболезненно пережить сокращение состава судей КС с 19 человек до 11.

Предлагаемая поправка, с одной стороны, снизит нагрузку на судей, что в контексте сокращения их числа позволит не увеличивать сроки рассмотрения дел и не повлияет на качество решений. С другой стороны, доступ в КС граждан затруднится, а сам КС будет менее гибок и быстр в реагировании.

  • Другие поправки, поддержанные Комитетом, преимущественно технические и связаны с переносом на уровень конституции ряда положений, закрепленных в других законах и уточнения ряда конституционных норм.

Обсуждались на заседании Комитета Госдумы по законодательству и другие предложенные поправки, касающиеся деятельности судов, но были отвергнуты. Так, скепсис вызывало предложение депутата от КПРФ Дениса Парфенова расширить запрет чиновникам, депутатам и судьям иметь иностранное гражданство и вид на жительство в другом государстве на ближайших родственников и наследников первой и второй очереди. Не получила одобрения комитета и идея депутата от ЛДПР Сергея Иванова об увеличении минимального возраста судьи с 25 до 30 лет.

В публичном пространстве активно обсуждаются разнообразные громкие инициативы, предлагаемые отдельными депутатами и партиями, начиная от запрета на аборты, заканчивая предложениями по изменению преамбулы Конституции и упоминания Бога в тексте Конституции. При этом большая часть предлагаемых поправок – партийный или самопиар, призванный привлечь внимание к деятельности партии или отвлечь внимание от содержательных, важных в контексте будущего устройства власти, инициатив. Так, например поправки Клишаса-Крашенинникова с большой долей вероятности будут приняты, поскольку представляют собой позицию ведущей фракции по вопросу изменения Конституции (по словам руководства фракции), а фактически – просто оформляют решения, принятые на президентском уровне.

Власть пытается найти баланс, выстраивая новую конструкцию. С одной стороны, ограничиваются возможности следующего президента: сможет избираться только на два срока (без «подряд»), ограничен в формировании правительства. С другой стороны, главным форматором исполнительной власти все же останется президент, а Россия – президентско-парламентской республикой. Роль Совета Федерации, которая изначально должна была только расширяться, наоборот начали сужать обратно в локальных моментах при помощи поправок во втором чтении. Вспомнился накопленный опыт 1990-х, что привело к попытке снизить возможность возникновения кризисных ситуаций, когда президент не сможет провести нужные ему решения через Совет Федерации. Идеальная конструкция, по мнению власти, которую сейчас пытаются выстроить, должна, с одной стороны, не позволять президенту доминировать и занимать свой пост большое количество сроков, с другой - широта полномочий и устойчивость положения должна позволять ему удержать контроль над ситуацией в стране даже при падении рейтингов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net