Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

В середине февраля Басманный суд заочно арестовал бизнесмена, владельца O1 Group Бориса Минца, а 31 января были заочно арестованы два его сына - Дмитрий и Александр. Причиной ареста стали обвинения в растрате 34 млрд руб. (ч. 4 ст. 160 УК) средств банка «ФК Открытие» и последовавшее обвинение в межгосударственный розыск. На данный момент Борис Минц и его семья с весны 2018 года проживают в Великобритании.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

10.02.2020 | Политком.RU

Конституционная реформа: поправки Клишаса-Крашенинникова

КонституцияВ начале февраля Комитет Госдумы по законодательству начал рассмотрение поправок к президентскому законопроекту об изменении Конституции. Всего в комитет поступила 21 поправка к главе «Судебная власть и прокуратура», восемь из которых были приняты. Все они подготовлены сопредседателями рабочей группы и руководителями профильных комитетов Госдумы и Совфеда Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом. Обсуждавшиеся поправки касаются судебной власти, прокуратуры и влияют на сокращение полномочий Совета Федерации.

Напомним, в послании Федеральному собранию 15 января президент России Владимир Путин предложил изменить Конституцию и «провести голосование граждан страны» по всему пакету поправок. Анонсированная реформа включает в себя три основных блока, касающихся самой конструкции власти, стабильности этой конструкции, в том числе и с учетом внешних факторов, и социальный блок, который должен замотивировать граждан принять участие в голосовании по всему пакету предлагаемых поправок. Центральное место занял блок поправок о совершенствовании государственного устройства путем перераспределения полномочий между ветвями власти.

Спустя несколько часов после оглашения послания Федеральному Собранию было объявлено о роспуске правительства. Новым премьер-министром стал экс-глава ФНС Михаил Мишустин. 16 января была сформирована рабочая группа по подготовке пакета поправок в Конституцию, в состав которой вошли 75 человек, включая и общественных деятелей. Сопредседателями рабочей группы стали глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, а также академик РАН Талия Хабриева. Кроме того, в состав группы вошли писатель Захар Прилепин, двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева, музыкант Денис Мацуев, врач Леонид Рошаль, генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и другие.

На пленарном заседании Госдумы РФ законопроект в качестве официального представителя президента презентовал председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. В поддержку законопроекта выступили представители всех парламентских партий. 23 января конституционная реформа была поддержана единогласным голосованием депутатов Госдумы в первом чтении: за нее проголосовали 432 депутата.

Следующим этапом стала подготовка поправок ко второму чтению. 5 февраля комитет Госдумы по законодательству начал рассмотрение поправок к президентскому законопроекту об изменении Конституции, в частности, касающихся седьмой главы Конституции («Судебная власть и прокуратура»). Базовый законопроект, внесенный в Госдуму президентом, предлагает:

· Наделение Конституционного суда (КС) правом по запросу президента проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным собранием, до их подписания главой государства.

· Возможность КС оценивать на соответствие Конституции РФ законы и нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня без оговорки относительно разграничения предметов ведения федерации и регионов.

· Право президента в определенных случаях вносить в Совфед представление об отрешении от должности судей КС. Сейчас такие представления может вносить сам КС.

· Сокращение состава судей КС с предусмотренных Конституцией 19 до 11.

Поправки, предлагаемые ко второму чтению Клишасом-Крашенинниковым, и одобренные профильным комитетом, корректируют предложенный президентом законопроект по следующим направлениям:

  • Порядок назначение генпрокурора.

Базовая версия законопроекта предлагает сохранение действующего порядка: назначение и увольнение генпрокурора Советом Федерации по представлению президента.

Предложение: генпрокурор назначается президентом после консультации с Советом Федерации и освобождается от должности главой государства.

Главный аргумент подобной инициативы – сделать процесс назначения генпрокурора более независимым от Совета Федерации и исключить кризисные ситуации, когда верхняя палата отказывается поддержать представление президента о назначении или отставке генпрокурора, как это часто случалось в 1990-е гг.

Предлагаемая поправка сужает полномочия Совета Федерации: фактически, президент будет застрахован от ситуации, когда Совет Федерации блокирует назначение предлагаемых им кандидатов.

  • Право КС отказывать заявителю по причине не исчерпанности всех других возможных средств защиты.

Базовая версия законопроекта оставляет текущий порядок: жаловаться в КС можно будет не после апелляции, как сейчас, а только после кассации. Сейчас закон о КС считает жалобу допустимой, если «закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде». Фактически заявитель должен приложить к жалобе в КС вступивший в законную силу судебный акт первой инстанции, для чего совершенно не обязательно обращаться в вышестоящий суд, достаточно выждать определенное время.

Предложение: жалобы в КС граждане могут подавать лишь после того, как ими «исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты».

Аргумент – позволит безболезненно пережить сокращение состава судей КС с 19 человек до 11.

Предлагаемая поправка, с одной стороны, снизит нагрузку на судей, что в контексте сокращения их числа позволит не увеличивать сроки рассмотрения дел и не повлияет на качество решений. С другой стороны, доступ в КС граждан затруднится, а сам КС будет менее гибок и быстр в реагировании.

  • Другие поправки, поддержанные Комитетом, преимущественно технические и связаны с переносом на уровень конституции ряда положений, закрепленных в других законах и уточнения ряда конституционных норм.

Обсуждались на заседании Комитета Госдумы по законодательству и другие предложенные поправки, касающиеся деятельности судов, но были отвергнуты. Так, скепсис вызывало предложение депутата от КПРФ Дениса Парфенова расширить запрет чиновникам, депутатам и судьям иметь иностранное гражданство и вид на жительство в другом государстве на ближайших родственников и наследников первой и второй очереди. Не получила одобрения комитета и идея депутата от ЛДПР Сергея Иванова об увеличении минимального возраста судьи с 25 до 30 лет.

В публичном пространстве активно обсуждаются разнообразные громкие инициативы, предлагаемые отдельными депутатами и партиями, начиная от запрета на аборты, заканчивая предложениями по изменению преамбулы Конституции и упоминания Бога в тексте Конституции. При этом большая часть предлагаемых поправок – партийный или самопиар, призванный привлечь внимание к деятельности партии или отвлечь внимание от содержательных, важных в контексте будущего устройства власти, инициатив. Так, например поправки Клишаса-Крашенинникова с большой долей вероятности будут приняты, поскольку представляют собой позицию ведущей фракции по вопросу изменения Конституции (по словам руководства фракции), а фактически – просто оформляют решения, принятые на президентском уровне.

Власть пытается найти баланс, выстраивая новую конструкцию. С одной стороны, ограничиваются возможности следующего президента: сможет избираться только на два срока (без «подряд»), ограничен в формировании правительства. С другой стороны, главным форматором исполнительной власти все же останется президент, а Россия – президентско-парламентской республикой. Роль Совета Федерации, которая изначально должна была только расширяться, наоборот начали сужать обратно в локальных моментах при помощи поправок во втором чтении. Вспомнился накопленный опыт 1990-х, что привело к попытке снизить возможность возникновения кризисных ситуаций, когда президент не сможет провести нужные ему решения через Совет Федерации. Идеальная конструкция, по мнению власти, которую сейчас пытаются выстроить, должна, с одной стороны, не позволять президенту доминировать и занимать свой пост большое количество сроков, с другой - широта полномочий и устойчивость положения должна позволять ему удержать контроль над ситуацией в стране даже при падении рейтингов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net