Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

20.04.2020 | Марина Войтенко

Последствия коронакризиса – стандартизация ожиданий

Марина ВойтенкоВ апрельском докладе Международного валютного фонда о перспективах развития глобального хозяйства справедливо констатируется: с начала текущего года мир кардинально изменился, оказавшись в условиях «Великой самоизоляции» с беспрецедентными в новейшей истории масштабом и скоростью падения деловой активности. Прогноз Фонда на 2020 год в сравнении с январской оценкой пересмотрен на 6,3 п.п. до минус 3% сокращения общемирового ВВП (на пике кризиса-2009 он терял лишь 0,1%). Восстановление-2021, как ожидается, может обернуться ростом на 5,8%. Но из-за эффекта низкой базы итоговый результат окажется ниже, чем мог бы быть без пандемии. Совокупные потери ВВП мира в 2020-2021 годах могут достичь $9 трлн (что больше размера экономик Японии и Германии вместе взятых). Таков базисный сценарий. Однако и его сбываемость остается под сильным давлением неопределенности, в немалой степени обусловленной трудностями в оценке эффективности антикризисной поддержки населения и бизнеса, которая уже вдвое объемнее, чем в 2008-2009 годах (одни только фискальные меры достигли отметки в 4,7% глобального ВВП). Сколько еще ресурсов потребуется – ответ пока неочевиден. В полной мере это касается и российских реалий.

Согласно базисному варианту текущего прогноза МВФ, рецессия в 2020 году будет зафиксирована в 157 из 194 стран. В странах с развитой экономикой ожидается спад-2020 на уровне 6,1% (ожидался рост на 1,6%) и последующий подъем-2021 на 4,7 (январская оценка – 1,7%). Сокращение ВВП Еврозоны может оказаться несколько глубже – на 7,5% (+1,3%), рост-2021 составит те же 4,7% (1,4%). Предполагаемые показатели экономики США – на текущий год – минус 5,9% (+2%) и рост в 2021-ом на 4,7% (1,7%), Японии – минус 5,2% (+0,7%) и +3% (0,5%), Великобритании – минус 6,5% (+1,4%) и +4% (1,5) соответственно.

В имеющих традиционно более высокие темпы роста развивающихся странах падение-2020, на первый взгляд, будет несколько меньшим – 1%, но и рост ожидался на 4,4%. Подъем-2021 должен составить 6,6% (4,6%). В текущем году при резком торможении останутся в плюсе Китай (1,2% против ожидавшихся ранее 6%) и Индия (1,9% против 6,8%). Темп воосстановления-2021 в этих странах составит 9,2% и 7,4% соответственно. Бразильскую экономику ждет падение на 5,3% (в январе прогнозировался рост на 2,2%), на 2021 год прогноз роста повышен до 2,9% с 2,3%, мексиканскую - снижение в 2020 году на 6,6% и рост на 3% в 2021 году.

В этой непростой ситуации, когда отрицательный рост доходов на душу населения ожидается в более чем 170 странах, в Фонде подчеркивают необходимость реализации четырех обязательных приоритетов экономической политики.

Во-первых, продолжение реализации мер сдерживания распространения вируса и систем здравоохранения. Как отметила глава МВФ Кристалина Георгиева: «Это включает поступление важных для жизни товаров: мы должны свести к минимуму нарушения в цепочках поставок и без промедления отказаться от введения ограничений на экспорт медицинских принадлежностей и продовольствия».

Во-вторых, защита людей и компаний «посредством крупных, своевременных и адресных мер в налогово-бюджетной сфере и финансовом секторе». Согласно расчетам МВФ, в мире же приняты бюджетные стимулы общим объемом более $8 трлн, но «многие страны уже планируют вторую волну».

В-третьих, необходимость уменьшить финансовый стресс и избежать цепной реакции обвала рынков. Мировые центробанки уже существенно продвинулись в либерализации денежно-кредитной политики, представив дополнительную ликвидность финансовой системе в том числе за счет открытия новых своповых линий, а ключевые/базовые ставки во многих странах с развитой экономикой близки к нулю. Так что в арсенале ведущих регуляторов остаются по большей части нетрадиционные меры. В этих обстоятельствах, уверены в МВФ, вырастает роль поддержки баланса между стимулированием экономической активности и обеспечением финансовой стабильности.

В-четвертых, планирование восстановления экономики с подготовкой уже на этапе сдерживания пандемии мер по стимулированию спроса с возможностью их ввода без промедления и поэтапно после снятия действующих ограничений. При этом Международный валютный фонд предупреждает, что на этапе восстановления может потребоваться продление мораториев на погашение задолженностей и реструктуризацию фискального долга.

Базисный сценарий МВФ основан на предположении V-образной траектории восстановления глобального хозяйства. Для значительной части финансовых аналитиков это небесспорно. Многие говорят о большей вероятности «Nike-образной» траектории. Напомним, название известного бренда происходит от имени греческой богини победы Ники. Отсюда и логотип – – по сути сопоставимый с латинским Victory. Однако с точки зрения экономической динамики разница очевидна – сначала резкий спад, затем – более медленное, хотя и уверенное восстановление.

Основания для таких предположений:

ü риски долговых кризисов после пика пандемии

Вынужденное введение ограничений, включая социальное дистанцирование, уже привели к сокращению прибылей бизнеса и массовым увольнениям работников, что осложняет погашение долгов компаний и домохозяйств. При этом антикризисные меры дорого обходятся госказне всех государств. Согласно прогнозу МВФ, глобальный показатель бюджетного дефицита-2020 увеличится на 6,2 п.п. до 9,9%, что превзойдет уровни, зафиксированные в 2008-2009 годах, и в краткосрочной перспективе будет поддерживать наращивание госзаимствований. По оценке Института международных финансов (Institute of International Finance, IIF), уже в марте уровень совокупных заимствований правительств оказался более чем вдвое выше среднемесячного за 2017-2019 годы – $2,1 трлн против $0,9 трлн. Если темпы до конца текущего года останутся такими же, то с учетом 3%-го спада в мировой экономике общая долговая нагрузка (включая домохозяйства и корпорации) вырастет до 342% глобального ВВП (до $255 трлн) с текущих 322%.

ü неопределенность сроков восстановления глобальных цепочек производства и поставок и их будущая конфигурация

Обновленный прогноз ВТО предполагает снижение объемов мировой торговли-2020 по оптимистическому сценарию на 13%, по пессимистическому – на 32%. Если учесть, что, по различным оценкам, от 35% до 50% экспортно-импортных транзакций поверх национальных границ по сути являются составляющими цепочек добавленной стоимости (узлы, комплектующие, сырье для их изготовления и т.д.), то масштаб их предполагаемых разрывов впечатляет еще больше.

Перспективы рынка crude oil также остаются неочевидными. Прогноз МВФ по мировым ценам на нефть на 2020 год снижен на $22,42 до $35,61 за баррель, на 2021-й – на $20,16 до 37,87 за баррель. По оценке аналитиков Gunvor, текущий избыток предложения составляет 25 млн б/с. Но даже при V-образной траектории глобального хозяйства во втором полугодии общегодовое сокращение спроса на нефть может достичь от 6,8 млн б/с (согласно прогнозу ОПЕК) до 9,3 млн б/с (Международное энергетическое агентство).

Понятно, что это обстоятельство весьма существенно для России. Минфин РФ ожидает, что приток нефтегазовых доходов в текущем году не превысит 1 трлн рублей. По различным оценкам, даже «нефть по 30-35» может вычесть из ВВП страны 1-2%. Пока же МВФ прогнозирует спад российского показателя в текущем году на 5,5% с последующим подъемом в 2021-ом на 3,5%.

Оценка МВФ формирует некий усредненный «стандарт ожиданий» потерь-2020 и последующего далеко не полного восстановления-2021. При этом разброс экспертных предположений остается широким. При «растягивании» пандемии на вторую половину года спад в РФ может углубиться до 8-10% ВВП. При торжестве базисного сценария с отключением ограничительных мер уже к лету – достичь более умеренных 3-4%. Так, в Институте исследований и экспертизы ВЭБ.РФ полагают, что ВВП в текущем году сократится на 3,8%, реальные располагаемые доходы населения – на 6,5% (рекордное снижение с 2014 года – прим. авт.), а безработица, поднявшись до 10% во втором квартале, по итогам-2020 составит 7% экономически активного населения.

В Центре стратегических разработок оптимизма поменьше. На основе еженедельного мониторинга деловой активности аналитики ЦСР прогнозируют в 2020-ом снижение номинальной заработной платы на 12% (среднемесячная потеряет таким образом 4 тыс рублей) и подскок безработицы до 12,1% или 9,1 млн человек. Основание для таких выводов – результаты опросов 1300 компаний: половина респондентов планирует сократить численность сотрудников в среднем на 16%, а уровень зарплат – на 17%. При этом 56% уже перевели персонал на неполный рабочий день с сокращением зарплат, 36% сделали то же самое при переходе на дистанционную занятость, еще 36% принудительно отправили людей в неоплачиваемый отпуск.

Оценки ожидаемых потерь существенным образом зависят от ожиданий в отношении объема антикризисной поддержки и скорости ее доведения до населения и бизнеса, определяющей эффективность принимаемых мер. Здесь тоже складываются свои «стандарты». Глава Счетной палаты Алексей Кудрин, например, уверен, что при спаде около 5% масштаб господдержки должен насчитывать минимум 7% ВВП. Другие экспертные оценки близки к этому значению. По расчетам экономической экспертной группы (ЭЭГ), «критический порог», ниже которого опускаться просто нельзя, составляет 3-4%. Авторы доклада фонда «Либеральная миссия» «Коронакризис-2020: Что будет и что делать? Сценарии развития кризиса и экономическая политика» исходят из вилки в 4-6% – 8-10% ВВП в зависимости от срока пика пандемии. Причем в прогнозном объеме не засчитываются средства из ФНБ, замещающие недополученные нефтегазовые доходы.

Можно считать сложившимся некий «рамочный» экспертный консенсус по источникам финансирования регулярных и антикризисных госрасходов. Во-первых, требуется временно приостановить действие бюджетного правила, чтобы создать возможность возмещения из ФНБ выпадающих ненефтегазовых доходов. Их объем в ЭЭГ оценивают в 2021-2022 годах в 2,0-2,5% ВВП ежегодно, не считая потерь-2020 не менее 4,2% ВВП. Во-вторых, в отсутствие ясных перспектив пополнения ФНБ (объем его текущих ликвидных ресурсов в настоящее время чуть превышает 8% ВВП) требуется принимать неординарные меры – увеличивать госзаимствования (объем госдолга сейчас не превышает 14% ВВП), переходя при этом к покупкам гособлигаций Центробанком в рамках программы количественного смягчения (разброс оценок ее объемов в зависимости от сценариев – от 1,5-2% до 6% ВВП). Другой вариант радикальных решений – так называемые «вертолетные деньги», то есть прямая финансовая помощь государства домохозяйствам.

Следует заметить, что по первому пункту единства больше: ФНБ, действительно, на долго не хватит. По второй же позиции еще обширнее набор «нюансов». Количественные смягчения – это всегда допэмиссия, что не может нравиться центральным банкирам. Более приемлемый вариант (предлагают Герман Греф и Алексей Кудрин) – новый выпуск «народных ОФЗ» и их покупка населением за счет средств на депозитах (более 30 трлн рублей). С монетарной точки зрения, мера гораздо менее опасная в плане инфляционного давления и т.п., но технологически более сложная и трудоемкая (хотя бы в связи с тем, что потребуются законодательные гарантии). Идея раздавать деньги напрямую гражданам тоже воспринимается с существенными оговорками – только наиболее нуждающимся с доходами ниже прожиточного минимума.

Предлагаемые экспертами меры, вероятно, еще найдут отклик у регуляторов. Тем не менее, уже очевидно, что бюджетную политику ждут значительные перемены. Минфин переверстал расходы примерно на 1 трлн рублей, сократив на 200 млрд средства на нацпроекты и отменив или отложив расходы министерств в текущем году более чем на 350 млрд рублей. В то же время, на финансирование второго пакета антикризисных мер добавится 740 млрд рублей, еще 211 млрд – собственно на борьбу с эпидемией. Общий же объем фискальной поддержки населения и бизнеса (прямые расходы, снижение налоговой нагрузки и предоставление отсрочек, а также госгарантии), включая запланированные, но еще не принятые меры, министр финансов Антон Силуанов в расчете на год оценивает в 6,5% ВВП.

Господдержка, естественно, не застывший монумент, а целостный процесс, драйвером которого является результат принимаемых решений. Некоторый эффект уже есть. По данным Минтруда, по состоянию на 15 апреля за назначением ежемесячной выплаты в 5 тыс рублей на каждого ребенка в возрасте до 3 лет обратились более 1 млн семей, имеющих право на материнский капитал. Оценка операторов онлайн-касс показала за минувшую неделю увеличение доли работающих в РФ малых и средних предприятий на 4,8% до 44,4%. Некоторую активизацию деловой активности фиксирую опросы бизнеса, проводимые ЦБ РФ. При этом число компаний, испытывающих негативные последствия ограничений также увеличивается: более 30% говорят о проблемах в поставках, почти 50% столкнулись с отменой или сокращением заказов, 12% отметили ужесточение кредитных условий.

Вопросы вызывает доступность мер господдержки. Согласно обследованию ТПП РФ (выборка из 24 тыс предприятий), получить ее до сих пор не могут 48% респондентов, поскольку не попадают по кодам основных видов деятельности в категорию тех, кому предоставляется помощь.

В целом бизнес, по результатам мониторинга ЦСР, оценивает принятые антикризисные меры ниже среднего – на 0,3 балла по шкале от -1 до +1. Больше всего недовольных в сфере торговли и услуг – 0,01 балла. Наиболее «горячая» точка – сложность с сокращением и/или отсрочкой арендной платы.

Как признал помощник Президента РФ Максим Орешкин, «некоторые меры по поддержке экономики работают не так, как задумывались изначально». Отсюда и корректировка уже запущенных инструментов, и новые решения. Беспроцентные кредиты МСП на выплату заработной платы (реальная практика здесь оказалась много хуже ожиданий) в целях снижения банковских рисков теперь не менее чем на 75% станут обеспечиваться гарантиями Внешэкономбанка. Возможность воспользоваться этой мерой будет предоставлена и крупным предприятиям.

Принципиальная новация минувшей недели – предложенная Президентом РФ Владимиром Путиным прямая безвозмездная финансовая помощь МСП на решение самых неотложных задач (в расчете одного МРОТ на одного сотрудника в месяц). Единственное обязательное условие – сохранение занятости на уровне не менее 90% штатной численности на 1 апреля. Такие гранты будут действовать в апреле-мае. По оценке МЭР, за этот период государство дотирует минимум половину фонда оплаты труда в МСП. Для системообразующих предприятий предлагается новый кредитный продукт, реальная стоимость которого будет ниже рыночных ставок на 6%, половина кредита обеспечивается гарантиями Минфина. Примечательно, что единого списка «претендентов» кабмин утверждать не предполагает. Вместо этого министерства будут вести «отраслевые» перечни. Вопросов по поводу критериев включения в них, однако, меньше не станет.

При этом спрос на кредиты в экономике в целом, похоже, будет расширяться как за счет отраслевых мер (на текущей неделе, например, ожидается доработка антикризисной программы стройкомплекса), так и общеэкономических решений – 24 апреля Банк России будет обсуждать снижение ключевой ставки (финаналитики не исключают, что сразу на 0,5 п.п.).

Основополагающий принцип, определяющий эффективность антикризисных программ – адекватность природе вызовов, с которыми сталкивается экономика. При этом адаптация к текущим шокам не только не отменяет, но еще более актуализирует задачу постпандемического перезапуска институционально-регулятивной среды. После глобальной рецессии 2008-2009 годов этого по разным причинам не получилось. Ныне же речь идет по сути о политическом императиве в соответствии с необходимостью сократить период компенсации потерь, который при сохранении статус-кво в экономической структуре вполне способен выйти за пределы 2021-2022 годов. Альтернатива – ускоренный переход к инвестиционной модели развития. И это, пожалуй, самый важный стандарт ожиданий от усилий в борьбе с кронавирусом.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net