Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

21.10.2021 | Марина Войтенко

Ускорение инфляции увеличивает макрориски

Марина ВойтенкоМинэкономразвития повысило прогноз по инфляции-2021 сразу на 1,6 п.п. с 5,8% до 7,4%. Основание тому – новые высоты, которые берет, наращивая обороты, ценовая динамика. По состоянию на 11 октября потребительские цены в годовом выражении достигли 7,63% (с января текущего года – 5,71%). При среднесуточном темпе в начале октября в 0,034%, заметно превысившем сентябрьский «рекорд» в 0,020%. Финаналитики уверены, что в таких обстоятельствах у ЦБ РФ нет выбора и новый виток денежно-кредитного ужесточения неизбежен. Неопределенность относительно перспектив ценового давления остается и характерной чертой глобального хозяйства. Споры о том, является ли наблюдаемый взлет инфляции преходящим в течение двух-трех кварталов или же речь должна идти о среднесрочной «нормальности», не утихают. Стагфляция уже не рассматривается как сценарий низковероятный и преимущественно гипотетический, соответственно меняются и представления о содержании необходимых регулятивных контрдействий правительств и системно значимых центробанков.

Еженедельные замеры Росстатом темпа роста цен показывают довольно неоднозначную картину. За первые 11 ней октября он достиг 0,37%, среднесуточный прирост цен кратно ускорился по сравнению с тем же периодом-2020 (0,014%).

Существенно подорожала плодоовощная продукция – за неделю с 5 по 11 октября на 1,8% (+1,54% неделей ранее), в годовом выражении показатель и вовсе двузначный – на начало второй декады октября 20,52% г/г, согласно расчетам Минэкономразвития. Без учета фруктов и овощей цены на продовольственные товары растут тоже быстрыми, но сильно более скромными темпами – с начала месяца на 0,65% и на 8,83% г/г, при этом недельный шаг указывает на замедление – 0,41% с 5 по 11 октября и 0,43% неделей ранее.

На 11 октября в годовом выражении двузначными темпами дорожали: куры – на 27,80% г/г, свинина – на 14,00% г/г, говядина – на 13,46% г/г, крупа гречневая – на 17,71% г/г, яйца – на 25,36% г/г, масло подсолнечное – на 21,3% г/г, рыба – на 10,58% г/г.

В целом за неделю на продовольственные товары рост цен составил +0,56% (+0,55% неделей ранее). Непродовольственная инфляция, напротив, демонстрирует поступательное замедление вторую неделю подряд – плюс 0,13% после +0,19% и +0,23% в предшествующие недели. Сказались замедление роста цен на электро- и бытовые приборы (0,40% после 0,65%) и их снижение на строительные материалы (-0,67% и -1,23% соответственно). Ускорилась дефляция в сегменте туристических услуг (-0,25% и -0,12% неделей ранее), санаторно-оздоровительные услуги подешевели на 0,2% – сказывается завершение высокого сезона.

При этом налицо медленное снижение общего инфляционного фона – если с 21 по 27 сентября прирост цен, по данным Росстата, составил 0,29%, на следующей неделе – 0,27%, то с 5 по 11 октября – уже 0,22%. Аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) полагают, что по итогам месяца инфляция составит порядка 0,8-0,9%, а в годовом выражении – 7,8-7,9% (!). До конца года останется два месяца, но именно в ноябре и декабре плодоовощная продукция традиционно дорожает ускоренными темпами. В то же время стагнация потребительского спроса, обычно сдерживающая рост цен, тоже очевидна.

По расчетам Минэкономразвития, к началу осени в сопоставимых ценах суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг сохранялся чуть выше допандемического уровня – в июле и августе по +0,1% к показателям четвертого квартала-2019 с исключением сезонности.

Так что дальнейшая динамика потребительских цен остается неопределенной.

К тому же обращают на себя внимание риски устойчивого повышения инфляционного давления со стороны рынка труда. Согласно расчетам ДИП ЦБ РФ, в первом полугодии 2021 года рост реальных заработных плат относительно первого полугодия допандемийного 2019 года составил 6,4%. ВВП за тот же период вырос всего на 1,3% (1,8% в расчете на одного занятого). То есть, повышение реальных зарплат опередило рост производительности труда, что может иметь среднесрочные инфляционные последствия, если увеличение спроса окажется сильнее возможностей расширения предложения. Впрочем, пока в ДИП полагают, что эти риски можно характеризовать как умеренные. Однако при этом подчеркивают вероятность их реализации в условиях повышенных инфляционных ожиданий населения и бизнеса, а также в случае, если текущий дефицит кадров в отдельных отраслях распространится на более широкий их круг.

Высокая степень неопределенности ценовой траектории и превышение реальной инфляцией (7,63% г/г на начало второй декады октября) таргета регулятора (4%) почти в два раза в преддверии очередного заседания Совета директоров банка России 22 октября дало основание участникам рынка и финансовым аналитикам прийти к консенсусу – повышение ключевой ставки безальтернативно. В вопросе же размерности мнения несколько разошлись.

Восемь из 14-ти опрошенных «Известиями» финаналитиков кредитных организаций спрогнозировали увеличение показателя на 0,25 п.п. до 7%, поскольку сдержанная риторика позволит Банку России провести «тонкую настройку» и при этом оставит пространство для дальнейшего ужесточения монетарной политики. Однако шесть экспертов полагают, что Центробанк выберет более решительный шаг – сразу 0,5 п.п. Аналогичного мнения придерживаются и большинство респондентов «Интерфакса», отмечая: с учетом продолжающегося ухудшения глобальной инфляционной картины сигнал ЦБ РФ по итогам октябрьского заседания будет ястребиным и на этом цикл повышения ставки не закончится.

По оценкам экспертов, ожидаемые решения Банка России по повышению ключевой ставки приведут к постепенному замедлению потребительского спроса одновременно с укреплением склонности населения к сбережению и инвестициям (вследствие роста депозитных ставок и доходностей облигаций). В этих условиях инфляционный темп в большей степени будет зависеть от состояния предложения товаров и услуг. Ускорение продовольственной инфляции в сентябре, например, во многом было обусловлено резким снижением выпуска в аграрном секторе в августе (на 10,1% г/г) из-за более позднего старта уборочных работ (что вызвало смещение сезонности статистических показателей) и снижения урожая зерновых и овощей.

В Минсельхозе прямо указывают на наблюдаемую нетипичность для этого периода года высоких цен на плоды и овощи и продукцию животноводства. В первом случае помимо погоды существенную роль играет повышение себестоимости за счет значимого подорожания удобрений, горюче-смазочных материалов и средств защиты растений. Во втором – существенный рост на 50% и более стоимости кормов, составляющих до 60-70% издержек, например, в производстве мяса. В отдельных субъектах РФ к этому добавилась и сложная эпизоотическая обстановка (африканская чума свиней и т.п.).

Поправить дело уже в 2022 году в правительстве намерены предоставлениями субсидий производителям (5 млрд рублей овощеводам и 10 млрд рублей животноводам, прежде всего, на компенсацию части затрат на закупку кормов). Окажется ли этих средств достаточно для преодоления дефицита на стороне предложения, будет зависеть от общего тренда продовольственных цен.

Практика показывает, что действующие демпферные механизмы способствуют снижению ценового давления извне. По зерновым, подсчитали в Минэкономразвития, при нынешних мировых ценах (к сентябрю с начала года средняя стоимость пшеницы в мире возросла на 41%) влияние демпфера на сдерживание потребительских цен оценивается в 0,4%. Внутренние цены на пшеницу растут втрое медленнее мировых. Заработавший с 1 сентября демпфер по подсолнечнику уже позволил снизить стоимость масла от производителей на 0,6%.

По данным ФАО к сентябрю-2021 мировой индекс продовольственных цен вырос с начала года на 19,9% и на 32,8% в годовом выражении. Но это лишь одно из проявлений усиливающегося ценового давления на мировых рынках. Нефтегазовые котировки в своем предзимнем ралли (когда «нефть по 85» вовсе не смотрится как «конечная остановка») – фактор еще более тревожно-существенный.

В октябрьском докладе Международного валютного фонда о рисках финансовой стабильности в мировой экономике подчеркивается: ценовое давление инвесторами стало восприниматься как потенциально более долговременное, чем предполагалось … есть риск того, что оптимизм, который поддерживал рынки в первом полугодии-2021, может угаснуть. Финансовый советник МВФ Тобиас Адриан 13 октября написал в своем блоге: «Если инвесторы в какой-то момент резко изменят свои оценки перспектив развития экономики и мер политики [тяготение к этому уже проявляется ростом доходностей долговых ценных бумаг – прим. авт.], то на финансовых рынках может произойти внезапная переоценка рисковых инструментов. Если это произойдет, то такая переоценка наряду с базовыми факторами уязвимости может привести к ужесточению условий финансирования [это обстоятельство уже закладывается в цены]. Это может поставить под угрозу экономический рост». Словом, если не принимать меры, то наблюдаемые риски могут превратиться в структурные проблемы, внешним выражением которых станет сочетание слабого роста и высоких цен, что на макроэкономическом языке как раз и называется стагнацией.

Напомним, что, представляя 12 октября очередной выпуск доклада МВФ о перспективах глобального хозяйства, главный экономист Фонда Гита Гопинат констатировала: восстановление мировой экономики продолжается, но его темпы замедлились, увеличились риски для перспектив в условиях растущей неопределенности и более сложных компромиссных решений в выборе политики. Прогноз глобального ВВП снижен (пока!) очень умеренно – на 0,1 п.п. в 2021-ом (до 5,9%) в 2022 году (до 4,9%). При этом, однако, подчеркивается, что одним из основных поводов для озабоченности остается «опасное расхождение экономических перспектив в разных странах». Развитые экономики вернутся на допандемийный уровень в 2022 году и превысят его в 2024-ом на 0,9%. В свою очередь группа развивающихся экономик и стран с формирующимися рынками (за исключением Китая) останется в 2024 году по объему ВВП на 5,5% ниже тренда, складывавшегося до COVID-19.

Неоднозначная картина, по версии МВФ, будет наблюдаться в странах-экспортерах биржевых товаров в связи с наблюдаемым ралли сырьевых цен. Их текущий взлет может еще более притормозить мировой рост, что естественно скажется на макродинамике стран, существенно зависящих, например, от экспорта энергоносителей. Отсюда и прогноз для РФ: рост-2021 на 4,7% (что выше официальных ожиданий российских денежных властей и правительства, которые укладываются в интервал 4-4,5%), увеличение ВВП-2022 уже только на 2,9% (на 0,1 п.п. ниже, чем в среднесрочном прогнозе Минэкономразвития).

Российские эксперты в своих оценках более сдержанны. По результатам макроэкономического опроса Банка России (проводился 6-12 октября) консенсус-прогноз роста ВВП-2021 составляет 4,3% (при годовой инфляции в 7,0%). В 2022-2024 годах, правда, предположения много скромнее – 2,4%, 2,2% и 2,1% соответственно (инфляция в этот период, впрочем, уверены финаналитики, стабилизируется на цели Центробанка).

С этим согласны и эксперты ЦМАКП: в 2021 году, по их версии, инфляция будет насчитывать 7,0-7,4%, в последующие три года – находиться в интервалах 4,1-4,4%, 3,7-4,0% и 3,9-4,3% соответственно. Сходны и интервальные оценки экономического роста: после 4,0-4,3% в текущем году далее опять-таки темпы устойчиво ниже 3% – 1,7-2,0% в 2022-ом, 2,0-2,4% в 2023-ем, 2,3-2,7% в 2023 году.

Ожидаемое торможение темпа ВВП на ближайшем трехлетнем треке в 1,5-2 раза по сравнению с 2021 годом – бесспорный вызов экономической политике. При этом достижение инфляционной цели уже безальтернативно, поскольку в противном случае под существенным риском окажутся макростабильность и финансовая устойчивость страны. Опыт регулятивных решений в мире, принимаемых в сходных обстоятельствах, указывает на устремления двоякого рода. Во-первых, на использование дополнительных налоговых и расходных стимулов, возможность задействовать которые довольно ограничена. И, во-вторых, на ускорение проработки мер, трансформирующих экономику структурно. Этот путь более сложный, но и более многообещающий с точки зрения повышения потенциального роста и его социальной отдачи. Инфляционное давление лишь многократно повышает актуальность такого рода действий.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net