Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

30.03.2006 | Сергей Михеев

Реформа правительства: повторение пройденного

Не так давно правительству Михаила Фрадкова исполнилось два года. Самое время подвести некоторые итоги. Тем более, что назначение Фрадкова сопровождалось слухами о данной президентом Путиным гарантии не трогать премьера минимум два года. Правда это или нет - мы вскоре узнаем. По прошествии двух лет с момента реформирования кабинета министров, большинству наблюдателей стало ясно, что разработанная под руководством Дмитрия Козака и Германа Грефа структура неэффективна и даже нежизнеспособна.

В соответствии с их концепцией, правительство имеет трехзвенную структуру - федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В результате функции, ранее принадлежащие министерствам, были разделены в рамках новой структуры по общему принципу: министерства занимаются созданием правил в рамках своей сферы ответственности, службы должны получить функции по контролю за их исполнением, агентства - оказывать услуги и управлять государственной собственностью. Эти принципы были заявлены как основные для реформы правительства, но в дальнейшем начался процесс перераспределения властных функций по правилам аппаратного противостояния.

Правительство по факту стало самым конфликтным органом в федеральных властных структурах. Кроме традиционных противоречий между министрами финансово-макроэкономического блока и отраслевиками, в нем нередки различные разногласия по линии «министр - глава службы или агентства». Самым ярким примером является Министерство культуры и массовых коммуникаций, которое возглавляет Александр Соколов. Очень опытные аппаратные игроки Михаил Швыдкой и Михаил Сеславинский постоянно пытаются создать внутриминистерскую оппозицию, чтобы лишить Соколова возможности выстроить управленческую вертикаль в своем министерстве.

Вплоть до недавних назначений Медведева и Иванова в правительстве активно шел процесс реформирования правительства. Происходило постоянное добавление новых структур либо переподчинение старых. Кроме прошлогодних крупных структурных преобразований, были менее масштабные перестройки, в результате чего появились Министерство связи и телекоммуникаций, Министерство регионального развития, Федеральная служба по физической культуре, спорту и туризму разделилась на две - по физической культуре и по туризму. Это показало правительственным игрокам, что существует возможность для дальнейшей реформы кабинета министров в наиболее выгодном направлении.

Появление в ноябре прошлого года в правительстве трех вице-премьерских должностей вместо одной дало старт новой аппаратной перекройке кабинета министров. Её целью является существенное усиление правительства, придание ему более жизнеспособной структуры. Главным инициатором смены структуры стал Михаил Фрадков. Он же стал и одним из главных победителей по итогам ноябрьских кадровых перестановок. В результате появления двух новых заместителей понизился аппаратный «вес» конкурента премьера Александра Жукова. Совет по национальным проектам, который называли «параллельным правительством», но без Фрадкова, по факту «переехал» в Белый дом вместе с Дмитрием Медведевым.

В соответствии с подписанным Фрадковым распоряжением о распределении обязанностей между премьером и его замами, за ним осталось ведение ключевых вопросов. Глава кабинета министров сохранил председательство в наиболее важных правительственных комиссиях – по бюджетным проектировкам, по взаимодействию федеральных и региональных органов власти, по военно-промышленным вопросам. И руководит вновь созданной комиссией по развитию минерально-сырьевой базы и топливно-энергетического комплекса.

Круг полномочий Медведева ограничен, по сути, национальными проектами, а Иванова – оборонкой и военно-техническим сотрудничеством. Еще одна прошлогодняя новация – существенное повышение роли руководителя аппарата правительства Сергея Нарышкина, который становится «теневым вице-премьером», действуя в тандеме с Фрадковым. В то же время произведенные перестановки имеют и минусы для Фрадкова. Дмитрий Медведев и Сергей Иванов являются весьма влиятельными фигурами, имеющими прямой выход на президента. Они неизбежно потеснят Фрадкова на аппаратном поле. В результате правительство может в перспективе обрести трех фактических руководителей вместо одного.

Проведенные преобразования, по всей видимости, на этом не закончатся. Уже сейчас видно, что произошёл отказ от первоначальной концепции Козака-Грефа. Это значит, что впереди дальнейшая реставрация прежней правительственной структуры. Необходимо ожидать увеличение числа заместителей у министров (сейчас их всего два), фактический выход части служб и агентств из-под контроля министерств. Даже сейчас ряд руководителей этого «низового» уровня фактически автономны и не желают подчиняться своим формальным начальникам-министрам. Нельзя исключать и появление новых вице-премьерских должностей.

Следствием преобразований может стать лучшая управляемость кабинета министров в стратегической перспективе. Однако в ближайшее время следует ожидать острых аппаратных конфликтов между ключевыми фигурами правительства (Фрадков, Медведев, Жуков, Иванов, Греф, Кудрин, Нарышкин).

Напряжённая аппаратная схватка за правительство, в том числе, объясняется тем, что именно этот орган будет «диспетчером» распределения средств из различных предвыборных фондов (к их числу необходимо отнести и деньги, выделяемые по линии приоритетных национальных проектов). По всей видимости, Кремлю придётся санкционировать хотя бы частичную, но трату денег из Стабилизационного фонда. Многочисленные региональные и отраслевые лобби настаивают на использовании этих средств для решения социально-бытовых проблем населения и их инвестициях в наиболее перспективные бизнес-проекты. Несомненно, по мере роста влияния на «силовиков» у связанных с ними деловыми и личными связями представителей военно-промышленного комплекса также будут повышаться шансы на получение денег из госрезервов.

Сейчас видно, что эксперимент 2004 года по перекройке правительства и назначению премьером технической фигуры Михаила Фрадкова не впечатлил никого – ни его сторонников, ни тем более противников. Это значит, что дальнейшие перекройки – лишь дело времени. Тем более что и 2008 год на носу.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net