Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

11.02.2005 | Татьяна Становая

ЖУКОВ ВОЗГЛАВИЛ АКЦИЮ ПРОТЕСТА

Вчера в России прошли предупредительные митинги протестов автолюбителей и транспортников против повышения цен на горюче-смазочные материалы. В отличие от митингов протеста против монетизации льгот в этот раз правительство отреагировало очень оперативно и провело встречу с митингующими, фактически встав на их сторону и объединив усилия с ними в борьбе против нефтяных компаний. Сами же митинги и их размах продемонстрировали, что январская социальная активность стала мобилизующим фактором и для других групп населения.

Митинги автомобилистов прошли практически по всей России: в Хабаровске, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, Волгограде и Архангельске. В Санкт-Петербурге на перекрестке Московского шоссе и Дунайского проспекта протестовали около 300 водителей грузовиков. В Москве прошли несколько разноплановых акций: на кольцевой автодороге курсировала колонна из нескольких сотен грузовиков, облепленных лозунгами с призывами навести порядок с ценами на топливо. Главный митинг прошел на Горбатом мосту у здания правительства. Именно его представители и пошли к руководству кабинета министров для ведения переговоров. Митинги организовывали представители профсоюза транспортников, Ассоциации международных перевозок, Российского автотранспортного союза и Всероссийского общества автолюбителей. Участники акции требуют от президента и правительства снизить цены на топливо до уровня 2002 года, а также установить государственный контроль над его стоимостью. По данным транспортников, цена на топливо за последние два года выросла на 88%. Только за 2004 год бензин подорожал на 40%, а дизельное топливо - на 56%.

С митингующими со стороны правительства встретились вице-премьер Александр Жуков и министр транспорта Игорь Левитин. Жуков признал наличие сговора компаний, приведшего к росту цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ). "Проверки, в том числе в конце 2004 года, показали, что "сговор есть, но действующее законодательство не позволяет доказать это, а если и удается, то штрафные санкции за него невелики", - заявил вице-премьер. По его мнению, вопрос высоких цен на ГСМ является "политическим" как для профсоюза, так и для правительства. "Давить на правительство и его подталкивать особого смысла не имеет, нужны исключительно рыночные методы", - заметил он. Как считает вице-премьер, главную роль в этой ситуации должна сыграть Федеральная антимонопольная служба. По мнению Жукова, в этой связи необходимо ужесточить антимонопольные меры в этой сфере.

В итоге Александр Жуков обратился к организаторам акций протеста с просьбой поддержать правительственный вариант законопроекта "О защите конкуренции". Поскольку этот законопроект предусматривает ужесточение мер в отношении монополистов. "Провести закон в Думе будет непросто, у него и сейчас много противников. В Думе будет очень сильная оппозиция", - считает Жуков. Внесение законопроекта намечено на 1 марта 2005 года. Кроме того, вице-премьер поддержал предложение профсоюза работников о создании федерального органа, который бы занимался автотранспортом. "Нет сомнений, что нужен федеральный регулятор" в этой сфере, отметил Жуков.

На самом деле он пытался не столько защитить правительство от обвинений со стороны митингующих, сколько объединиться с ними в борьбе против нефтяного лоббизма как в самом правительстве, так и в Госдуме. Ведь именно политика нефтяных компаний является одной из ключевых причин повышения цен на ГСМ. Еще совсем недавно самому Владимиру Путину пришлось специально потребовать от нефтяников снижения цен на бензин. В связи с этим была даже проведена встреча президента с главой компании ЛУКОЙЛ Вагитом Алекперовым. После этого цены так и не снизились: лишь сам ЛУКОЙЛ волевым решением добился снижения цен на бензин в некоторых регионах (например, в Подмосковье).

В правительстве пока с повышением внутренних цен на ГСМ боролись поднятием экспортных пошлин на нефтепродукты. За это выступал МЭРТ, в то время как Минпромэнерго возражало, указывая на то, что это приведет лишь к снижению нефтепереработки внутри страны и повышению экспорта сырой нефти. И вот вчера Александр Жуков заявил, что "нужно искать рыночные методы, и главная роль в этом - у Федеральной антимонопольной службы". По его мнению, бороться надо именно с монополизацией рынка.

Получается, что правительство расписывается в своем бессилии бороться с монополистами, призывая на свою сторону профсоюзы и транспортников. Последние в свою очередь требуют установить жесткий государственный контроль над ценами на бензин. Образуется такой странный тандем: борцы с монополистами объединяются с борцами за госрегулирование. По сути, создается ситуация "злого" и "доброго" следователя, которая может оказаться эффективной в оказании давления на нефтяников.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net