Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

14.06.2005 | Татьяна Становая

БИЗНЕС, ВЛАСТЬ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

3 июня правительство России внесло на рассмотрение Госдумы РФ проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс РФ". Изначально поправки рассматривались как способ ослабить налоговый гнет налоговых органов и создать защиту от "налогового терроризма". Однако в действительности поправки, напротив, направлены на повышение собираемости налогов.

Крупный бизнес давно пытался убедить правительство в необходимости совершенствования налогового администрирования. Именно налоговый рычаг стал главным в кампании против ЮКОСа: его задолженность перед государством стала причиной потери своего основного актива - "Юганскнефтегаза". Исходя из этого, бизнес предлагал ряд поправок, заметно усложняющих проведение повторных проверок, а также регламентирующих выездные проверки и требования налоговиков по проверяемому списку документов (бизнес настаивал на том, чтобы такой список был закрытым).

В начале этого года появился шанс получить поддержку Минфина и МЭРТа. Это стало следствием конфликта между министром финансов России Алексеем Кудриным и председателем правительства Михаилом Фрадковым. Кудрин выступил резко против снижения НДС до 13%: видимо, опасаясь, что идея может получить поддержку бизнеса, министр финансов предложил альтернативу - поправки, касающиеся совершенствования налогового администрирования. Крупный бизнес, который в большей степени опасается "налогового терроризма", чем высоких налогов, Минфин поддержал.

После этого началась многомесячная подготовка поправки, в результате которой они претерпели кардинальные изменения, вызвав резкую критику со стороны РСПП. Первым сигналом к коррекции поправок стало заявление президента России на встрече с представителями бизнеса. 24 марта Владимир Путин, признав опасения бизнеса, заявил, что "в руках государства налоговое администрирование, налоговая служба должны быть эффективным инструментом решения государственных проблем, мы не можем обесточить налоговую службу, сделать ее никчемной организацией". Такой подход существенно отличался от видения бизнеса, который уже фактически договорился о сути поправок с Минфином. 24 апреля поправки, серьезно переписанные с учетом мнения президента, были вынесены на заседание правительства: тогда Михаил Фрадков предложил доработать законопроект так, чтобы "не лишить налоговиков достаточных рычагов" для выполнения своей работы.

Фактически президент запретил отменять повторные проверки, что было самым принципиальным вопросом для бизнеса (именно по итогам повторных проверок у ЮКОСа "обнаружилась" столь крупная задолженность). Взамен он в своем послании Федеральному собранию предложил ввести систему рассрочек по оплате долга, а также обратился к Минфину с просьбой отменить планы по сбору налогов.

В итоге законопроект во многом облегчает работу налоговым органам. Они получают право в течение двух месяцев списывать недостающую сумму со счетов компании, которая не погасила долг добровольно. Затем в течение полугода можно взыскать деньги через суд. Усложняется и процедура возврата переплаченных средств: законопроект вообще не устанавливает срок возврата, хотя сокращается срок ответа Минфина по соответствующему запросу (фактически это означает перспективу бессрочной переписки с налоговыми органами). Узаконивается и расширенный перечень документов, которые налоговые органы вправе требовать при камеральной проверке (он будет утверждаться не законом, а приказами Минфина ежегодно). Более того, перечень требуемых документов де-факто не становится закрытым, на чем особенно настаивали предприниматели. Как заявил руководитель налогового департамента Минфина Михаил Моторин, "закрывать" перечень документов вообще нельзя, поскольку это будет мешать работе налоговых органов. Единственное существенное послабление для бизнеса - это ограничение сроков и количества проведения выездных проверок.

РСПП в середине мая принял специальное заявление, в котором говорится, что "представленный законопроект не обеспечивает выполнение поручения президента РФ, не направлен на улучшение качества налогового администрирования и, напротив, создает дополнительные барьеры в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков". Первоначально бизнес требовал повторные налоговые проверки или отменить вовсе, или разрешить их проведение только по решению суда. Однако в последней редакции законопроекта фактически сохранен действующий порядок, предусматривающий проведение повторных налоговых проверок вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за нижестоящими. "Данный вид проверки по-прежнему преимущественно рассматривается в качестве инструмента экономического и правового давления на налогоплательщика", - говорится в заявлении.

Самое важное, чего сумели добиться бизнесмены после апрельского заседания правительства - это обязательное разрешение Минфина на проведение повторной выездной проверки в отношении крупных налогоплательщиков (ранее повторная проверка могла проводиться с санкции главы Федеральной налоговой службы). Скорее, впрочем, эта мера усиливает аппаратные позиции самого министерства. Кроме того, Минфин согласился отложить вопрос о возложении на налогоплательщиков ответственности за банки, через которые перечисляются в бюджет их налоги, а также вопрос о введении внесудебного порядка взыскания штрафов.

По итогам обсуждения поправок в налоговое законодательство бизнес не получил ни снижения налогов, ни смягчения давления со стороны налоговых органов. Налоговые рычаг остается главным в воздействии государства на бизнес, что стало следствием позиции президента, заступившегося за налоговиков и заявившего о недопустимости ослабления их позиций. Таким образом, все попытки бизнеса пролоббировать выгодный для себя вариант налоговых поправок оказались тщетными.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net