Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Аналитика

14.06.2005 | Татьяна Становая

БИЗНЕС, ВЛАСТЬ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

3 июня правительство России внесло на рассмотрение Госдумы РФ проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс РФ". Изначально поправки рассматривались как способ ослабить налоговый гнет налоговых органов и создать защиту от "налогового терроризма". Однако в действительности поправки, напротив, направлены на повышение собираемости налогов.

Крупный бизнес давно пытался убедить правительство в необходимости совершенствования налогового администрирования. Именно налоговый рычаг стал главным в кампании против ЮКОСа: его задолженность перед государством стала причиной потери своего основного актива - "Юганскнефтегаза". Исходя из этого, бизнес предлагал ряд поправок, заметно усложняющих проведение повторных проверок, а также регламентирующих выездные проверки и требования налоговиков по проверяемому списку документов (бизнес настаивал на том, чтобы такой список был закрытым).

В начале этого года появился шанс получить поддержку Минфина и МЭРТа. Это стало следствием конфликта между министром финансов России Алексеем Кудриным и председателем правительства Михаилом Фрадковым. Кудрин выступил резко против снижения НДС до 13%: видимо, опасаясь, что идея может получить поддержку бизнеса, министр финансов предложил альтернативу - поправки, касающиеся совершенствования налогового администрирования. Крупный бизнес, который в большей степени опасается "налогового терроризма", чем высоких налогов, Минфин поддержал.

После этого началась многомесячная подготовка поправки, в результате которой они претерпели кардинальные изменения, вызвав резкую критику со стороны РСПП. Первым сигналом к коррекции поправок стало заявление президента России на встрече с представителями бизнеса. 24 марта Владимир Путин, признав опасения бизнеса, заявил, что "в руках государства налоговое администрирование, налоговая служба должны быть эффективным инструментом решения государственных проблем, мы не можем обесточить налоговую службу, сделать ее никчемной организацией". Такой подход существенно отличался от видения бизнеса, который уже фактически договорился о сути поправок с Минфином. 24 апреля поправки, серьезно переписанные с учетом мнения президента, были вынесены на заседание правительства: тогда Михаил Фрадков предложил доработать законопроект так, чтобы "не лишить налоговиков достаточных рычагов" для выполнения своей работы.

Фактически президент запретил отменять повторные проверки, что было самым принципиальным вопросом для бизнеса (именно по итогам повторных проверок у ЮКОСа "обнаружилась" столь крупная задолженность). Взамен он в своем послании Федеральному собранию предложил ввести систему рассрочек по оплате долга, а также обратился к Минфину с просьбой отменить планы по сбору налогов.

В итоге законопроект во многом облегчает работу налоговым органам. Они получают право в течение двух месяцев списывать недостающую сумму со счетов компании, которая не погасила долг добровольно. Затем в течение полугода можно взыскать деньги через суд. Усложняется и процедура возврата переплаченных средств: законопроект вообще не устанавливает срок возврата, хотя сокращается срок ответа Минфина по соответствующему запросу (фактически это означает перспективу бессрочной переписки с налоговыми органами). Узаконивается и расширенный перечень документов, которые налоговые органы вправе требовать при камеральной проверке (он будет утверждаться не законом, а приказами Минфина ежегодно). Более того, перечень требуемых документов де-факто не становится закрытым, на чем особенно настаивали предприниматели. Как заявил руководитель налогового департамента Минфина Михаил Моторин, "закрывать" перечень документов вообще нельзя, поскольку это будет мешать работе налоговых органов. Единственное существенное послабление для бизнеса - это ограничение сроков и количества проведения выездных проверок.

РСПП в середине мая принял специальное заявление, в котором говорится, что "представленный законопроект не обеспечивает выполнение поручения президента РФ, не направлен на улучшение качества налогового администрирования и, напротив, создает дополнительные барьеры в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков". Первоначально бизнес требовал повторные налоговые проверки или отменить вовсе, или разрешить их проведение только по решению суда. Однако в последней редакции законопроекта фактически сохранен действующий порядок, предусматривающий проведение повторных налоговых проверок вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за нижестоящими. "Данный вид проверки по-прежнему преимущественно рассматривается в качестве инструмента экономического и правового давления на налогоплательщика", - говорится в заявлении.

Самое важное, чего сумели добиться бизнесмены после апрельского заседания правительства - это обязательное разрешение Минфина на проведение повторной выездной проверки в отношении крупных налогоплательщиков (ранее повторная проверка могла проводиться с санкции главы Федеральной налоговой службы). Скорее, впрочем, эта мера усиливает аппаратные позиции самого министерства. Кроме того, Минфин согласился отложить вопрос о возложении на налогоплательщиков ответственности за банки, через которые перечисляются в бюджет их налоги, а также вопрос о введении внесудебного порядка взыскания штрафов.

По итогам обсуждения поправок в налоговое законодательство бизнес не получил ни снижения налогов, ни смягчения давления со стороны налоговых органов. Налоговые рычаг остается главным в воздействии государства на бизнес, что стало следствием позиции президента, заступившегося за налоговиков и заявившего о недопустимости ослабления их позиций. Таким образом, все попытки бизнеса пролоббировать выгодный для себя вариант налоговых поправок оказались тщетными.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net