Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

01.06.2006 | Татьяна Становая

Мэров попросили встроиться

Вчера в Москве открылся учредительный съезд общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» (ВСМС). Новая организация, которая будет призвана защищать интересы органов власти местного самоуправления, создается при патронаже партии «Единая Россия» и позиционируется как муниципальный «профсоюз». Кремль, вставая на защиту местных властей и предлагая им площадку для лоббирования своих интересов, одновременно создает базу для встраивания муниципалитетов во властную вертикаль.

В России уже есть достаточно ассоциаций, созданных для продвижения интересов местного самоуправления. В 1991 году появился Союз российских городов, который, правда, сейчас практически нежизнеспособен. Есть Ассоциация малых и средних городов, Российский союз местных властей. В 1998 году все они стали учредителями Конгресса муниципальных образований, который был создан Указом президента. В итоге КМО стала фактически главной и наиболее влиятельной из всех существующих ассоциаций. Она активно взаимодействует с правительством, участвовала в разработке реформы местного самоуправления, координирует деятельность муниципалитетов. Возникает вопрос, зачем Кремлю понадобилось создавать новую ассоциацию.

Судя по приветствию спикера Госдумы Бориса Грызлова, постепенно именно ВСМС должна будет постепенно заменить КМО и стать главным лоббистом муниципальных интересов. Как заявил Грызлов, опыт и предложения участников ВСМС будут востребованы в законотворческой деятельности Госдумы РФ, тем самым давая понять, что именно мнение ВСМС получит больше шансов быть услышанным на законодательном уровне.

Руководитель оргкомитета съезда депутат Госдумы Валерий Гальченко отметил, что среди делегатов съезда депутаты муниципальных образований различного уровня составляют 46 процентов, главы поселений и администраций – 31 процент, депутаты региональных законодательных собраний – 16 процентов, а депутаты Госдумы РФ – 3 процента. Стратегической целью вновь созданной организации Валерий Гальченко назвал необходимость «вывести муниципалов из тени», дать муниципалитетам возможность громко заявить о своей позиции. Он сравнил новую организацию с «профсоюзом», призванным обеспечить защиту интересов как муниципального сообщества в целом, так и каждого его представителя. По его мнению, на сегодняшний день реализация реформы МСУ не вполне соответствует заявляемым целям. Большинство муниципалитетов являются дотационными. Гальченко привел данные Министерства финансов РФ, согласно которым явно прослеживается тенденция финансирования муниципальных образований «по остаточному принципу». «Существующие местные налоги не в состоянии обеспечить доходную базу муниципалитета, а налоговая система в целом не стимулирует муниципальные образования увеличивать доходы, создавать новые рабочие места, развивать на территории малый бизнес», - отметил депутат. Также он упомянул и о том, что муниципалитеты вынуждены расплачиваться по долгам, доставшимся им в наследство, а это, по его словам, неправильно.

В числе стратегических целей ВСМС Гальченко назвал ликвидацию остаточного принципа финансирования муниципалитетов, признание долгов предприятий ЖКХ государственными и решение вопроса об использовании на их погашение федеральных средств, а также организацию за счет средств федерального и региональных бюджетов системы подготовки кадров для работы в органах местного самоуправления.ВСМС затрагивает одну из главных проблем МСУ: проблему финансовой обеспеченности. КМО был, хотя и наиболее развитой организацией, однако не имел возможности в достаточной степени эффективно лоббировать интересы муниципальной власти из-за слабого политического влияния. ВСМС будет, безусловно, более политически влиятельной организацией. Однако такой «пряник» муниципалитетам» скорее всего, является компенсацией за продолжающиеся притязания губернаторов на полномочия местной власти.

В апреле газета «Коммерсант» сообщила, что члены фракции «Единая Россия» Владимир Мокрый, Владимир Жидких и Алексей Огоньков внесли на рассмотрение Госдумы проект поправок в федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Проект разрешает регионам «временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, в целях обеспечения единства их систем жизнеобеспечения, коммуникаций и иной инфраструктуры». У мэров можно будет отобрать до десяти важнейших полномочий, включая организацию тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, вывоз и утилизацию бытовых отходов, строительство и содержание автодорог и мостов, транспортные услуги, установление правил землепользования и застройки и контроль за использованием земель. Определять сроки «временного» изъятия полномочий и детальные основания для подобных санкций будут сами регионы своими законами. По словам главы думского комитета по вопросам местного самоуправления Владимира Мокрого, «органам госвласти регионов дается право участвовать в решении наиболее острых проблем, возникающих в крупных городах». «Мы не говорим, что это обязанность,– подчеркнул он.– Но в случае ухудшения качества предоставляемых населению услуг органы госвласти должны нести такую же ответственность, как местное самоуправление. Это вопрос компетентности, правильности расходования средств. Местное самоуправление должно своей работой подтверждать свою дееспособность». Сегодня же, по мнению депутата, в столицах регионов чаще всего возникают политические проблемы: «У нас что ни вопрос – все о власти. То мы избираем мэров на прямых выборах, то из числа депутатов, то нанимаем сити-менеджеров. А если они не справляются, то органы госвласти регионов говорят: это не наши полномочия».

Губернаторы также активно отстаивают идею отмены выборности мэров. Вчера об этом заявили губернатор свердловской области Эдуард Россель, Псковской Михаил Кузнецов и Волгоградской Николай Максюта. Как известно, значительная часть губернаторов систематически сталкивается с противостоянием с мэрами крупнейших городов. На фоне антикоррупционной кампании и общего тренда политических реформ, направленных на усиление вертикали власти и сужение сферы действия выборных процедур, лоббирование идеи встраивания местной власти в вертикаль, получает больше шансов на реализацию.Однако до сих пор все это было в интересах преимущественно губернаторского корпуса. Кремль гораздо в меньшей степени заинтересован в том, чтобы отменять выборы мэров: ведь реально они практически не имеют влияния на федеральном политическом уровне. Более того, даже в случае конфликта между мэром и губернатором оба с одинаковым рвением стараются сохранять оптимальные отношения с Кремлем. Значимость вопроса политической лояльности мэров возрастает лишь в период избирательных кампаний, и здесь конфликт между региональной и местной властью может «выйти боком» Кремлю. Однако даже ради абсолютной гарантии лояльности и удовлетворения политических амбиций губернаторов Кремль вряд ли пойдет на отмену выборов. Скорее будет разработана система увеличения политической и экономической зависимости органов местной власти, что видно и на примере внесенного в Госдуму законопроекта, и на примере создания ВСМС. Теперь любой мэр крупного города будет стремиться максимизировать «дивиденды» от участия в работе ВСМС, стремясь сохранить наиболее конструктивные отношения и с «Единой Россией», и с Кремлем.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net