Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

16 декабря прошли повторные выборы губернатора Приморского края. Результаты прошедших в сентябре двух туров выборов губернатора Приморья краевой избирком признал недействительными из-за многочисленных нарушений. В итоговый список кандидатов на пост главы региона вошло четыре человека: Андрей Андрейченко (ЛДПР), врио губернатора Олег Кожемяко (самовыдвиженец), Алексей Тимченко («Партия Роста») и Роза Чемерис («За женщин России»). По результатам выборов новым губернатором Приморья стал Кожемяко с 61% голосов. Андрейченко получил 26%, остальные кандидаты в сумме набрали 9%.

Бизнес, несмотря ни на что

1 января секретарь Ассоциации иранских авиалиний Максуд Самани рассказал иранскому агентству Ilma о возникших проблемах с поставкой гражданских самолетов Sukhoi SuperJet 100: поставка в Иран гражданских самолетов пока невозможна из-за отсутствия разрешения со стороны Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC). Сделка требует одобрения американских властей, поскольку более 10% деталей российского лайнера производятся в США.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Аналитика

09.09.2005 | Алексей Макаркин

УКРАИНСКИЙ КОНФЛИКТ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Конфликт между президентом Украины Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко привел к отставке правительства страны, государственного секретаря (аналог главы администрации президента) и секретаря Совета по национальной безопасности и обороне. Разрушена созданная после президентских выборов система сдержек и противовесов, которая обеспечивала представительство во власти всех основных сил, участвовавших в "оранжевой" революции. Однако говорить о том, что эти события будут иметь фатальные последствия для "оранжевых", было бы явно преждевременно.

Украинская власть идет по стопам своих предшественников. Любая "бархатная" или "цветная" революция осуществляется достаточно широкой коалицией, представители которой после прихода к власти делят министерские портфели. Однако очень быстро выясняется, что такие коалиции носили преимущественно негативный характер - с исчезновением противника они теряют стимул к дальнейшему существованию. А скрытая конкуренция между ее участниками выходит наружу.

Так, в Польше уже в 1990 году произошло размежевание между бывшими соратниками по "Солидарности". Лех Валенса конкурировал на президентских выборах с премьером Тадеушем Мазовецким при начавшемся процессе разочарования в новой власти со стороны поляков. Этот процесс имел своим краткосрочным следствием сенсационное второе место на президентских выборах 1990 года ранее малоизвестного бизнесмена-популиста Станислава Тыминьского, а долгосрочным - успех посткоммунистической партии (социал-демократов) и ее динамичного лидера Александра Квасьневского на следующих выборах парламента и главы государства.

Сходные процессы происходили в и других странах. В Румынии лидеры революции, свергшей режим Чаушеску, Ион Илиеску и Петре Роман, очень быстро стали политическими оппонентами. В Чехии то же самое относится к Вацлаву Гавелу и Вацлаву Клаусу - символу "бархатной революции" и ее главному экономисты. В Югославии - к Зорану Джинджичу и Воиславу Коштунице (первый был классическим западником, второй - сторонник адаптации либерализма к национальным особенностям Сербии). Вспомним и российский опыт, когда Борис Ельцин и Александр Руцкой, бывшие по одну сторону баррикад в августе 91-го, оказались по разные стороны в октябре 93-го.

Отметим, что "оранжевое" политическое сообщество в Украине является крайнем неоднородным, что способствовало росту конфликтности внутри него. Даже его признанные лидеры пришли в президентскую команду Ющенко в разное время и разными путями. Петр Порошенко был одним из главных организаторов и спонсоров избирательной кампании ющенковского блока "Наша Украина" еще в 2002 году. Бывший госсекретарь Александр Зинченко в это же время отвечал за пиар одного из соперников блока Ющенко, ориентированной на Кучму Социал-демократической партии (объединенной), и именно по ее квоте стал вице-спикером Рады. Лишь позднее он примкнул к сторонникам антикучмовской оппозиции.

Еще более сложные отношения между двумя основными фигурами рухнувшей коалиции. Юлия Тимошенко входила в состав правительства Ющенко, раньше бывшего премьера оказалась в оппозиции (когда еще Ющенко был на стороне Кучмы - эту конфликтную ситуацию Тимошенко ему припомнила сразу же после отставки), затем конкурировала с ним в рамках антикучмовской оппозиции, имела собственные президентские амбиции. Она отказалась от них лишь в прошлом году, когда выяснилось, что ее рейтинг не только существенно уступает ющенковскому, а соперничество двух кандидатов может привести к победе Виктора Януковича уже в первом туре.

Однако украинская ситуация обладает своими особенностями по сравнению с положением дел в других странах. Во-первых, конфликты начались практически сразу же после победы, а не через определенный промежуток времени - достаточно вспомнить серьезные противоречия по поводу кандидатуры премьера: на этот пост претендовали Юлия Тимошенко и Петр Порошенко. Президент Ющенко пытался выступать в качестве арбитра между соперничающими сторонами, но затем поддержал Порошенко. В ситуации с сильным, амбициозным и харизматичным премьером выполнять арбитражную функцию даже весьма популярному (но, по общему мнению, менее волевому) президенту было крайне сложно.

Во-вторых, в странах Центральной Европы основной причиной разногласий были идеологические. Оппозиция коммунистическому или авторитарному режиму состояла из людей и организаций, имеющих разные точки зрения на пути развития страны, степень жесткости проводимых реформ. Разумеется, борьба за власть и экономические ресурсы также имела место, но все же несколько более скромное. В Украине именно вопросы власти и собственности были основными, так как идеологических расхождений между сторонниками Ющенко и Тимошенко не наблюдается. Конфликты Тимошенко с представителями бизнеса, ее демонстративная "антиолигархическая" кампания в значительной степени связаны как с вопросами передела экономических сфер влияния (достаточно вспомнить конфликтную ситуацию, связанную с установлением контроля над Никопольским заводом ферросплавов, которая стала одной из основных причин ускорения отставки кабинета Тимошенко), так и с имиджевыми соображениями. Страна, только недавно завершив трехтуровые президентские выборы, вступает в парламентскую избирательную кампанию, которая завершится будущей весной. Избиратель в ее ходе будет востребовать политический популизм не в меньшей степени, чем в прошлом году: напомним, что Ющенко и его соратники на президентских выборах максимально использовали именно популистские лозунги.

Именно с расчетом на будущие парламентские выборы Тимошенко решилась пойти на утрату административного ресурса. Она выдвигает популистские лозунги - антиолигархические и антибюрократические, используя хорошо известные по временам борьбы с Кучмой пиаровские ходы (только теперь символом олигархии становится ее оппонент Порошенко, а Ющенко выступает в не слишком привлекательной роли обманутого простака). Оппозиция сняла с себя ответственность за экономику. А Ющенко и новому главе правительства, "крепкому хозяйственнику" Юрию Еханурову надо пережить зиму, разбираться с газовыми неурядицами в отношениях с Россией, решать массу других проблем, которые не приносят политических очков.

Ситуацию осложняет и тот факт, что накануне старта избирательной кампании из команды Ющенко "выбиты" ключевые фигуры - обвиненные в коррупции секретарь Совбеза Порошенко и помощник президента Третьяков. Первый обладает незаурядной политической "энергетикой", второй - один из самых близких к Ющенко людей. Если бы новым премьером стал Порошенко, для Тимошенко настали бы непростые времена. Новый динамичный глава правительства мог возглавить избирательную кампанию сторонников Ющенко и решить в президентскую (и свою) пользу самые насущные вопросы власти и собственности, превратив новоявленных "оранжевых оппозиционеров" в политических аутсайдеров. Теперь же ситуация выглядит значительно более проблемной для президента и его поредевшей команды.

Впрочем, до завершения борьбы еще далеко. Ющенко, несмотря на его потери, остается сильным соперником. К тому же уставшие от скандалов украинцы могут склониться к какой-нибудь "третьей силе" - скорее не к Юрию Януковичу, до сих пор не оправившемуся от поражения на президентских выборах, а к спокойно-примирительному и респектабельному спикеру Рады Владимиру Литвину.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net