Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

16 декабря прошли повторные выборы губернатора Приморского края. Результаты прошедших в сентябре двух туров выборов губернатора Приморья краевой избирком признал недействительными из-за многочисленных нарушений. В итоговый список кандидатов на пост главы региона вошло четыре человека: Андрей Андрейченко (ЛДПР), врио губернатора Олег Кожемяко (самовыдвиженец), Алексей Тимченко («Партия Роста») и Роза Чемерис («За женщин России»). По результатам выборов новым губернатором Приморья стал Кожемяко с 61% голосов. Андрейченко получил 26%, остальные кандидаты в сумме набрали 9%.

Бизнес, несмотря ни на что

1 января секретарь Ассоциации иранских авиалиний Максуд Самани рассказал иранскому агентству Ilma о возникших проблемах с поставкой гражданских самолетов Sukhoi SuperJet 100: поставка в Иран гражданских самолетов пока невозможна из-за отсутствия разрешения со стороны Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC). Сделка требует одобрения американских властей, поскольку более 10% деталей российского лайнера производятся в США.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Аналитика

18.10.2005 | Алексей Макаркин

ИНИЦИАТИВЫ МИХАИЛА ФРАДКОВА

Премьер РФ Михаил Фрадков одобрил дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста, по итогам состоявшегося недавно заседания Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ. В частности, премьер признал целесообразным снизить начиная с 2007 года ставку НДС с 18% до 13% при условии, что снижение ставки не должно сопровождаться увеличением доли государственных расходов в ВВП. Фрадков также предлагает решить вопрос о передаче земель под промышленными предприятиями их собственникам за небольшую плату. Этот набор мер премьер предложил в конце позапрошлой недели, но борьба вокруг них продолжилась и на прошлой.

Увеличение темпов экономического роста за счет снижения ставки НДС может составить до 0,5 процентных пункта роста ВВП, при этом среднегодовой темп роста промышленного производства увеличится на 0,3-0,5%, а увеличение темпов роста инвестиций с учетом привлеченных средств составит 1,1-1,3 процентных пункта в год. При этом выпадение бюджетных доходов может вначале составить около 300 млрд рублей. "Вместе с тем следует учитывать, что осуществление данной меры позволит за счет реализации новых проектов, выхода из тени и увеличения налогооблагаемой базы обеспечить дополнительные доходы федерального бюджета в размере около 150 млрд рублей", - говорится в одобренном правительством плане мероприятий по ускорению темпов экономического роста.

С точки зрения премьера, необходимо провести комплексные изменения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), включая отказ от их привязки к мировым ценам на нефть, повышение базовой ставки, разработку и введение поправочных коэффициентов, учитывающих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений, разработку новых месторождений, а также возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок. Тема изменения НДПИ дебатируется давно, но Фрадков впервые "привязал" ее к социально значимой теме сдерживания роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Кроме того, предлагается ряд мер по совершенствованию налогового администрирования. В том числе: исключить нормы о невозможности подачи уточненной налоговой декларации после принятия решения о проведении выездной налоговой проверки; ограничить права налоговых органов по срокам бесспорного взыскания налогов и расширению случаев их применения; уточнить нормы законопроекта, касающиеся запрета проведения повторных налоговых проверок; проводить выездные налоговые проверки в отношении обособленных подразделений только в случае, когда на них возложена обязанность по исполнению обязанностей налогоплательщика и др.

Таким образом, премьер впервые за все время своего руководства правительством предлагает комплексную систему мер, направленных на решение вопроса удвоения ВВП. Это первое ярко выраженное преимущество позиции Фрадкова. Второе преимущество прямо связано с предыдущим. Премьер сразу же получает себе в союзники крупный и средний бизнес, который давно лоббирует меры по снижению НДС, льготному выкупу земель под промышленными предприятиями и др. Третье преимущество - в совпадении премьерских пожеланий с общественными ожиданиями. Общество в целом и бизнес в частности готовы затянуть пояса при низких ценах на нефть, но их нынешний запредельный уровень способствует росту аппетитов.

В контексте аппаратного противостояния внутри кабинета инициативы Фрадкова - это фактический вызов Алексею Кудрину, который выступает против снижения НДС в ближайшее время (он готов рассматривать вопрос об этом только с 2009 года). Теперь надо одновременно бороться и против роста расходов, и против сокращения доходной базы бюджета (с учетом того, что НДС традиционно является самым "собираемым" налогом). Недавно Минфину уже пришлось согласиться на увеличение бюджетных расходов, на чем настаивал премьер, - в обмен на то, что НДС в 2006-2008 годах не будет снижен. Теперь данная неформальная договоренность пересмотрена Фрадковым.

Однако аппаратная борьба далеко не закончена. Уже во вторник Фрадков заявил, что окончательное решение по снижению НДС пока не принято. "Это материал, который предложен министрам, это дополнительный импульс, это информация к размышлению. А как может быть окончательно решен такой сложный и политизированный вопрос?" - сказал Фрадков. "Стабилизационный фонд растет, и страховой запас греет, и сейчас можно принимать оперативные решения", - отметил премьер. Сам Фрадков еще раз подчеркнул, что относится к снижению налога на добавленную стоимость позитивно. По некоторым данным, такое развитие событий связано с тем, что, несмотря на рост амбиций премьера, последнее слово в решении ключевых экономических вопросов принадлежит президентским структурам. А они, насколько известно, пока не приняли решение по вопросу о снижении НДС.

Очевидно, что, выступив в публичном пространстве со столь обязывающим заявлением, Фрадков должен искать союзников, в качестве которого, в частности, выступает партия "Единая Россия". Ее лидер Борис Грызлов заявил, что партия выступает за снижение налогового бремени, и, в частности - за понижение ставки НДС. По его словам, бюджет 2007 года уже должен рассчитываться, исходя из пониженной ставки налога на добавленную стоимость.

В то же время Минфин не собирается уступать. По словам заместителя министра Сергея Шаталова, дискуссия по вопросу о снижении НДС будет трудной и сложной. Можно считать, что вряд ли фрадковский проект понравится и Грефу.

Во-первых, он разрушает фактическую монополию МЭРТ на экономическое программирование в рамках правительства. Кстати, ответным ходом МЭРТ можно считать внесение в правительство доработанного варианта проекта среднесрочной программы социально-экономического развития РФ на 2006-2008 годах - в июне он был отправлен на доработку по инициативе Фрадкова.

Во-вторых, он обходит стороной тему снятия административных барьеров и снижения транзакционных издержек. Кстати, в последнем вопросе наблюдается близость позиций Кудрина и Грефа - для министра финансов значительно выгоднее реализация грефовских проектов дебюрократизации, так как они не влияют на состояние доходной базы бюджета. Не случайно на минувшей неделе Кудрин заявил, что "существует теневой оборот, теневой капитал, можно даже сказать теневые налоги", которыми облагается бизнес со стороны преступных группировок и некоторых коррумпированных государственных органов. По словам Кудрина, в настоящее время в этом направлении прилагается недостаточно усилий. Если снижать только легальные налоги, не трогая "теневых", то результат от снижения легальных налогов может оказаться нулевым, сказал глава Минфина.

Объективно активизация Фрадкова выгодна представителям силовой части президентского окружения. Она в случае успешного развития событий способна усилить позиции главы правительства, который считается их протеже, а также может способствовать продлению его пребывания у власти. А это, в свою очередь, снижает вероятность реализации операции "Преемник" - ведь, согласно наиболее распространенной версии, будущий президент должен пройти через стадию премьерства. Кроме того, усиление Фрадкова означает автоматическое ослабление либералов в правительстве.

Михаил Фрадков перевел внутриправительственный спор в публичную плоскость, сделав заявку на роль не только "технического премьера", занимающегося лишь рутинной повседневной деятельностью правительства, но и лидера, выдвигающего стратегические проекты, причем способные получить поддержку в значимых элитных группах, в первую очередь, в предпринимательской среде. Однако в этом деле он становится объективным конкурентом не только глав Минфина и МЭРТ, но и президентской администрации, которая заинтересована в том, чтобы все популярные проекты исходили от главы государства.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net