Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

06.09.2006

Кто заказал «опиум для народа»?

В конце августа широкий общественный резонанс получила новость о введении в четырех регионах России в качестве обязательного предмета для общеобразовательных средних школ урока ОПК (основ православной культуры). Сторонники этого нововведения говорят, что эта мера призвана укрепить дух патриотизма и поднять уровень культуры юных россиян. Противники же говорят о противоречии этой инициативы конституции, в которой закреплена свобода вероисповедания, об ударе по веротерпимости, и даже о рисках существования страны как многонационального государства. Чьи доводы весомее? Комментарий заместителя генерального директора Центра политических технологий Алексея Макаркина:

- Как вы оцениваете эту инициативу?

Есть разные точки зрения и, поэтому общественная дискуссия будет продолжаться. Но в современном государстве введение обязательных уроков православия, особенно в российской ситуации, может быть чревато серьезными издержками двух типов.Первый тип издержек – проблемы многонациональности. Если это обязательный урок, то дети всех национальностей, если они учатся в такой школе, должны его посещать, и, с точки зрения сторонников введения урока православия, это только знакомство со средой и культурой пребывания. Но в мусульманских регионах это может быть воспринято как миссионерство.

А сейчас у нас любой регион многонациональный. Как отреагируют в мусульманских регионах на то, что их родственникам где-то на территории их страны навязывают другую веру? Это информация неизбежно будет транслироваться негативно – «теперь наших единоверцев учат православию в школах центральной России». И попробуй их в этом переубеди.

Не случайно Шаймиев выступил так резко против этого нововведения, хотя в Татарстане никто не собирался вводить такие уроки – ведь татары живут не только в Татарстане. Этот шаг может создать серьезнейшую проблему в мусульманских регионах, и протест может обернуться против русских, которые живут там.

Второй тип политических рисков – сами школьники будут воспринимать это как «обязаловку». Из семинариев у нас выходили самые заядлые атеисты, и требовался незаурядный преподаватель, могущий увлечь юношей христианскими истинами. То есть при том, что на деле будет происходить обратное – дети будут отвращаться от веры, представители других вероисповеданий будут убеждены, что там происходит обращение.

- Сторонники введения урока православия приводят такой довод: изучают же в школах русскую литературу как обязательную дисциплину, несмотря на многонациональность страны. В чем разница?

- Но русская литература внеконфессиональна и является консенсусной для российской традиции и культуры. Пушкина считают великим русским поэтом и православные и атеисты. То же самое и со Львом Толстым – не смотря на различное отношение к его отходу от официальной церкви, его вклада в русскую культуру и литературу не оспаривает никто, за исключением 1 процента экстравагантных мнений.

Школа должна быть консенсусным для абсолютного большинства обществ институтом. Здесь консенсус мог заключаться в признании роли религии в истории культуры России. Роль религиозной живописи, архитектуры, роль религиозных деятелей в истории признают все – это и есть консенсус. Многие атеисты признают историческую, эстетическую и культурную роль церкви.

Поэтому изначально и шла речь о том, чтобы ввести в качестве обязательного для изучения предмета историю мировых религий, где школьники бы знакомились с разными культурами, а значительная часть этого курса отводилась бы православию, как тысячелетней российской религии. В таком контексте можно было бы довольно подробно говорить о роли православия в истории России – такой предмет ничего бы не навязывал, а напротив мог бы послужить преодолению некоторых стереотипов, которые существуют, например, у детей из христианских семей по отношению к мусульманству, и наоборот. Тогда не могло бы быть таких вещей, как, например, в учебники по православию, выпущенному в смоленской области, где прямым текстом говорится «в 90-е годы, во времена вседозволенности на территорию России проникли всякие протестантские секты».

- Как же центральные власти могли допустить такие перегибы?

- Церковные деятели обладают немалым политическим влиянием в некоторых регионах, основанном на том, что региональные губернаторы использовали церковный ресурс для увеличения уровня своей популярности и привлекательности.

На федеральном уровне попытки РПЦ занять прочное место в политической жизни встречают большее сопротивление. Когда церковь лоббировала возвращение церковных земель, на федеральном уровне это было отвергнуто.

А про четыре региона можно говорить, что церковные деятели на их территории вторглись в прерогативу государства. Конечно, кроме общественного резонанса, есть и реакции на уровне государственных чиновников: и Общественная палата уже занялась этим вопросом, и министерство образования.

Государству важно, чтобы не было поводов для конфликтов, чтобы не усиливался религиозный радикализм. Власти это не выгодно, тем более, сейчас, когда ей так важно удерживать стабильность в стране. И поэтому она сейчас будет ограничивать активность церкви.

- Решение кажется поспешным и с другой точки зрения: не создано даже кадровой базы для введения такого урока. Кто же это будет преподавать?

- Если бы курс был культурологическим, то его мог бы вести любой гуманитарный предметник, потому что, например, историку не обязательно быть поклонником Кромвеля, чтобы преподавать историю. В случае с преподаванием основ православия, если за него возьмется человек, равнодушный к этому вопросу, мы автоматически получим профанацию предмета и неверующего учителя за деньги внушающего православные истины неокрепшим умам и строптивым (в силу возрастных особенностей) душам школьников. А прихода в школу священников, как это было до революции, допускать никак нельзя по причинам, о которых говорилось выше.

Я думаю, что выход, действительно, мог бы заключаться в введении истории мировых религий как обязательного предмета для старшеклассников и уроков православия в качестве факультатива. Тем более, что с точки зрения закона никаких препятствий у церкви нет, чтобы разворачивать свою образовательную деятельность. Никто не мешает развивать систему воскресных школ, основывать православные гимназии. Есть много возможностей для православного образования без «обязаловки», и есть области, где в таких усилиях церкви есть гораздо большая потребность – речь идет о детях, у которых нет родителей, и они очень нуждаются в участии.

- То есть налицо подмена стремления просвещать желанием иметь влияние?

- Причем, речь идет о желании стать государственной церковью. Но так в России уже было. И к чему это привело, в первую очередь, саму церковь? Когда наступила революция, за нее очень мало кто вступился. И сейчас есть сходные угрозы.

Но это проблемы, которые должны бы озаботить представителей православной церкви, Государство, в первую очередь, волнует не эта проблема, а стабильность и сохранение нормального характера межконфессиональных и межнациональных отношений, которые и без подобных инициатив являются, как показывают последние события, крайне проблемными.

Я думаю, что это большая политическая ошибка.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net