Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

31.10.2006 | Татьяна Становая

Лукашенко будут «ломать»?

9-10 ноября президент Белоруссии Александр Лукашенко намерен приехать в Москву для переговоров с президентом России Владимиром Путиным. Последние месяцы отношения двух стран становятся все более напряженными. Лукашенко угрожает, что выйдет из Союза России и Белоруссии, если Москва поднимет цены на газ, не далее как вчера белорусский депутат Николай Чергинец призвал вывести российские военные объекты с территории Белоруссии. Все это является следствием резкого ужесточения политики России в отношении Белоруссии: Кремль хочет получить контрольный пакет акций «Белтрансгаза», а также сдвинуть с мертвой точки процесс введения единой валюты.

Напомним, что рост напряженности в отношениях России и Белоруссии начался сразу после президентских выборов в марте этого года. На выборах Москва однозначно поддерживала Лукашенко. Но как только были подведены итоги, оппозиция успокоилась, а Запад занялся своими проблемами, Россия объявила, что значительно поднимает цены на газ для Белоруссии.

Дело в том, что у Москвы к Минску много претензий. Есть программа-минимум и программа-максимум. Ни одна из них не выполняется, и нет даже ни малейшего свидетельства готовности Александра Лукашенко хоть в чем-то идти навстречу Кремлю. Программа-минимум предусматривает продажу «Газпрому» контрольного пакета акций «Белтрансгаза». Это является обязательством Белоруссии перед Россией, появившимся в результате получения льготного газа. Газ в страну шел, а предприятие к «Газпрому», нет, что сильно не нравится Кремлю. Главная проблема здесь – отсутствие «справедливой» оценки 50% акций предприятия. Белоруссия оценивает его в 5 млрд. долларов, «Газпром» - в 600 млн. Экспертная оценка стоимости активов должна появиться до 20 ноября: возможно, это состоится как раз к встрече Путина и Лукашенко.

Программа-максимум предусматривается различные интеграционные варианты между Россией и Белоруссией. И здесь больше всего проблем и больше всего спекуляций. Даже таможенный союз, который, казалось бы, давно является реальной перспективой с участием Белоруссии, оказывается на грани провала. 16 августа в Сочи прошел неформальный саммит ЕврАзЭс, на котором Александр Лукашенко поставил жесткое условие для формирования таможенного союза. Он потребовал равные условиях для всех хозяйствующих субъектов. В противном случае «не нужен никому такой союз», заявил президент Белоруссии. Речь идет, прежде всего, о желании покупать российский газ по внутрироссийским ценам. Кроме того, Белоруссия не хочет, чтобы Россия вступала в ВТО раньше создания таможенного союза (переговоры о вступлении России должны завершиться в ближайшее время). Россия же призывает синхронизировать создание таможенного союза с процессов вступления в ВТО, а не наоборот.

Наконец, «гвоздем» экономической интеграции России и Белоруссии является введение единой валюты, против чего категорически выступает Лукашенко. Он требует права на создание белорусского эмиссионного центра, что позволить Минску также управлять денежными средствами. Кроме того, Белоруссия требует компенсации за экономический «ущерб» в результате перехода на единую валюту.В действительности же Лукашенко не заинтересован в экономической интеграции. Ему нужен некий наднациональный Союз, который он сможет использовать во внутриполитических целях, укрепляя свою роль интегратора белорусов с «братским народом». При этом Лукашенко намерен ни в коем случае не позволить России покуситься на суверенитет страны. Иными словами, нужен формальный Союз, у которого есть Конституционный акт, некие органы, которые создают дополнительную имиджево выигрышную и при этом исторически «миссионерскую» площадку для политической игры.

России же нужна реальная экономическая интеграция, которая, безусловно, будет усиливать и политическое влияние Кремля на Белоруссию. Как заявил Владимир Путин в ходе своего прямого общения с населением страны, «сначала нам нужно говорить об экономической интеграции. И в этой связи самым главным я считаю переход на единую валюту… Мы сейчас находимся в процессе согласования также и политических вопросов, в том числе и по Конституционному акту. Но… все-таки приоритетом является экономика». «Для того чтобы перейти к созданию, скажем, общего парламента и так далее нужна экономическая база. Нам нельзя создать условия, при которых мы Россию опять поставим в ситуацию противостояния, – помните конец 80-х и начало 90-х годов? – противостояния какого-то союзного парламента и чисто российского парламента, наделив их примерно похожей компетенцией и создав условия для перетягивания каната. И, скажу еще более откровенно, это трудно сделать в условиях разворачивающейся политической борьбы в преддверии выборов в Государственную Думу. Но насколько будут наши белорусские коллеги готовы к самому важному направлению нашего сотрудничества – интеграции, к экономической интеграции, должно показать время, и это в значительной степени зависит от них», - заявил Путин.

При этом он пригрозил, что если не будет продвижения в экономической интеграции (судя по всему, контрольного пакета «Белтрансгаза» тоже хватит), то Россия может сократить экспорт в Белоруссию нефтепродуктов. «Обращаю внимание на то, что мы никак не можем добиться общих стандартов в вопросе таможенных пошлин, как по импорту, так и по экспорту. И нас некоторые вещи действительно беспокоят. Мы смотрим на, скажем, объем нашей сырой нефти, которая поставляется на НПЗ в Белоруссию, смотрим на потребности самой Республики и смотрим на то, сколько поставляется потом нефтепродуктов за рубеж. И здесь нам, конечно же, нужно наводить порядок в процессе нормального диалога с нашими белорусскими коллегами. Если нам не удастся достичь договоренностей, то нам придется вводить какие-то ограничения, чего бы очень не хотелось, потому что в значительной части по вопросам подобного рода согласований добиваться удается», - заявил Путин.

Ответ от Белоруссии последовал спустя почти неделю. Глава комиссии по международным делам и национальной безопасности верхней палаты белорусского парламента Николай Чергинец заметил, что, «учитывая тон и форму изложения позиции о перспективах союзного строительства», «высказывания Владимира Путина носят если не диктаторский, то ультимативный характер». Более того, все эти шаги – «свидетельство развязанной Россией торговой войны». Такая ситуация, считает Чергинец, дает основания официальному Минску задуматься об ответных шагах «для сохранения своего суверенитета и экономической безопасности». «Может, Белоруссии следовало бы рассмотреть вопрос о дальнейшем нахождении российских военных объектов на своей территории?» - выдвинул идею белорусский парламентарий.

Таким образом, договориться двум странам будет непросто. Лукашенко придется в любом случае чем-то платить за российский льготный газ: будь то рыночная стоимость или «Белтрансгаз». Россия, судя по всему, отступать не намерена и готовит полный арсенал средств давления на белорусскую экономику. Судя по всему, двусторонние отношения до конца 2006 года будут одной из самых занятных интриг в информационной повестке дня.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net