Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

01.12.2006 | Николай Пахомов

Без санкций не обойтись

В середине ноября на сайте американского Совета по международным отношениям, целью которого уже более восьмидесяти пяти лет является осмысление внешней политики США с учётом меняющихся реалий международных отношений, был выложен анализ мировой системы санкций. Как это часто бывает с докладами Совета, данная работа рассматривает разные аспекты проблемы, причём она вполне доступно написана и невелика по размеру.

Главная трудность с международной системой санкций в настоящий момент, пожалуй, состоит в том, что легитимность этой системы помимо прочих факторов снижается её далеко не лучшим имиджем, который в течение последнего десятилетия ещё больше ухудшился в результате признания большинством специалистов низкой эффективности таких санкций и распространения информации о нарушениях в ходе реализации решений о введении санкций.

Особенный ущерб с этой точки зрения, по справедливому замечанию специалистов Совета, нанесла программа «Нефть в обмен на продовольствие», проводимая ООН в Ираке в конце прошлого века. Правда, в работе настоятельно доказывается мысль, что многочисленные трудности при разработке, введении и осуществлении санкций совсем не повод от них отказываться.

Действительно, у мирового сообщества не так много альтернативных методов воздействия на зашедшие особенно далеко в попрании прав своих граждан и нарушении международных норм режимы, хотя также понятно, что в каждом конкретном случае для отдельных государств, тем более ведущих держав, существует дилемма, что важнее, национальные интересы или нормы глобального гуманизма.

Пока, к сожалению, второе не всегда побеждает, а когда речь идёт о такой победе, то, как правило, уместнее говорить о маскировке за яркими лозунгами интересов отдельных участников международных отношений. Например, большинством специалистов и в данной работе Совета международных отношений признаётся, что запрещение военных поставок на Балканы и экономические санкции против режима Милошевича были эффективны с точки зрения скорейшего прекращения насилия в регионе. Но не будем забывать, эффективность эта была во многом гарантирована заинтересованностью в ней Запада. Не существует сегодня такой заинтересованности в прекращении резни в Дарфуре – не возникает и эффективной системы санкций, способной умерить пыл официального Хартума.

Пишут авторы статьи и об изменении сущности санкций. Ещё лет десять назад санкции вводились против стран и народов, что приводило к тяжёлым последствиям, когда страдали простые люди, а правители говорили о жестокости международного сообщества. Сегодня санкции всё больше становятся избирательны – стараются наказать отдельных политиков или лишить признанные нарушителями режимы отдельных технологий.

Что касается первого, то пока далеко не очевидно, что такое преследование руководителей может быть эффективным. Наивным было бы думать, что запрет на визиты в Европу для некоторых белорусских чиновников или на поставки в Северную Корею любимого Ким Чен Иром коньяка могут привести к смене власти в Белоруссии или прекращению северокорейской ядерной программы.

Впрочем, даже за последние годы, когда только очень ленивый не говорил о низкой эффективности ооновских санкций, по мнению специалистов Совета по международным отношениям, наберётся несколько примеров, когда такие санкции оказались эффективны. Скажем, в Либерии рухнул режим Тэйлора, а сам он оказался перед лицом международного правосудия. Сговорчивой, правда, скорее под давлением США стала Ливия.

Однако такие успехи пока являются скорее исключением, чем правилом. Проблема с международными санкциями сегодня, безусловно, существует. Хотя всё-таки очевидно, что некую систему правил обращения с наиболее одиозными режимами человечеству в ближайшие десятилетия выработать придётся. В противном случае стремительное усложнение мировой политики может привести к расцвету опасной глобальной анархии.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net