Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

18 декабря в публичном пространстве появилась информация о прошедших обысках в доме Михаила Гуцериева и связанных с ним компаниях. При этом представитель группы «Сафмар» опроверг информацию об обысках: «Все компании группы «Сафмар» и ее руководитель Гуцериев работают в штатном режиме». Сам Гуцериев в интервью РЕН ТВ назвал сведения об обысках провокацией.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

16.01.2007 | Татьяна Становая

Ющенко лучше уйти в отставку

Виктор Ющенко практически потерял основные рычаги управления страной, превратившись в церемониальную фигуру. Премьер-министр правительства Виктор Янукович получает практически всю полноту власти. Все это стало возможным благодаря конъюнктурному союзу «антикризисной коалиции» и БЮТ. Однако цели у участников коалиции совсем разные. Януковичу важно минимизировать возможности своих конкурентов, укрепляя позиции, для БЮТ – спровоцировать роспуск Верховной рады.

Революционным стал закон о кабинете министров, который был принят Верховной Радой: парламент преодолел вето президента за счет политической сделки между БЮТ и Партией регионов. Закон значительно продвигает вперед политическую реформу, вступившую в силу год назад. Президент теряет почти все рычаги проведения кадровой политики и управления исполнительной властью. Теперь премьер-министр назначается Верховной радой по представлению президента. Однако если президент не вносит кандидатуру премьера в срок, определенный Конституцией, представление о назначении на указанную должность вносит в Верховную Раду коалиция депутатских фракций в Верховной Раде. Иными словами, в случае конфликта между парламентским большинством и президентом преимущество на стороне первого, и оно не требует никакого неизбежного согласовательного процесса. Президента также нет и при формировании органов исполнительной власти: в министерствах, ведомствах, разного рода комиссиях – все решения принимаются по согласованию только с премьером.

Президент будет лишен также возможности влиять на формирование программы работы нового кабинета министров. Программа будет легитимироваться исключительно и безальтернативно постановлениями Верховной рады, а не законами. В последнем случае президент получал возможность наложить вето. Президент также не может отправить правительство в отставку.

Янукович добился возможности даже влиять на решения самого президента. Президентские акты президента скрепляются подписями премьер-министра и министра, ответственного за их выполнение, и могут быть возвращены президенту с указанием причин их неподписания. Это означает, что президент не только теряет контроль над правительством, но и становится в зависимость от него. Правительство по своим возможностям оказывается выше главы государства. Все, что осталось у президента, – возможность вето (которое может быть преодолено) и возможность оспаривать решения правительства в суде. Грубо говоря, если парламентское большинство не контролируется президентом, то он «отдыхает».Президент также теряет контроль над министрами силового блока – иностранных дел и обороны. До отставки Бориса Тарасюка эти две должности позволяли Ющенко как минимум конкурировать с Януковичем в вопросах внешней политики. Оба министра назначаются по такой же процедуре, как и премьер. А после того как Верховная рада примет закон об основах внутренней и внешней политики, Ющенко будет ограничен еще и содержательно.

Рычаги контроля над региональными администрациями также переходят к премьеру. Главы местных государственных администраций ответственны перед кабмином, который в свою очередь утверждает типичный регламент местных государственных администраций, рекомендательный перечень управлений, отделов и других структурных подразделений местных государственных администраций и типичные положения о них, определяет предельную численность и фонд оплаты труда работников местных государственных администраций, в том числе их аппаратов, и затраты на их содержание. Правительство имеет право привлечь главу местной администрации к дисциплинарной ответственности или обратиться к президенту с представлением об увольнении его с должности.

От принятия закона о кабмине политически выиграла и Тимошенко. Как бы не ругали сегодня ее за «предательство» и «потерянную репутацию», она все же добилась очень выгодных для себя уступок. Это не что иное, как инвестиции в ее политическое будущее, способные обеспечить ей влиятельную фракцию в Верховной раде и стабильность фракций в местных советах. Взамен голосования за закон о кабмине Тимошенко получила закон об императивном мандате: это поможет бороться с «конъюнктурщиками», а также закон об оппозиции. Правда, удастся ли ей сохранить все свои «завоевания» во втором чтении, большой вопрос. В соответствии с законом оппозиции отдается руководство 12 комитетами, в частности: свободы слова; законодательного обеспечения правоохранительной деятельности; прав человека; бюджета; регламента; функционирования судопроизводства; контроля за защитой прав промышленников, предпринимателей и инвесторов; контроля за соблюдением социальных стандартов и обеспечением надлежащего уровня жизни граждан; контроля за деятельностью государственных монополий; энергетической безопасности; аграрной политики; здравоохранения, науки и образования. Кроме того, оппозиция получает первых заместителей всех комитетов Верховной Рады, кроме тех, которые они возглавляют. Парламентская оппозиция принимает участие в формировании персонального состава Счетной палаты, Совета Национального банка Украины, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Высшего совета юстиции Украины путем выдвижения кандидатур на должности в этих органах, назначение на которые осуществляется Верховной Радой.

Ющенко мог бы сейчас спокойно уйти в отставку – на посту лидера маленькой оппозиционной фракции в Верховной раде он, возможно, имел бы больше полномочий. Спасибо надо сказать в этой связи Тимошенко – возможности оппозиции сейчас значительно шире. В любом случае, если ничего не изменится, то Ющенко – последний президент, который вступает в конфликт с парламентским большинством. Любой другой лидер уже будет знать, куда он избирался и на что он может рассчитывать – амбиций будет гораздо меньше. Кстати, логичным было бы предположить, что возникнет вопрос и об отмене выборов президента. Его дополнительная легитимность будет лишь мешать независимой работе правительства.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net