Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

16.01.2007 | Татьяна Становая

Ющенко лучше уйти в отставку

Виктор Ющенко практически потерял основные рычаги управления страной, превратившись в церемониальную фигуру. Премьер-министр правительства Виктор Янукович получает практически всю полноту власти. Все это стало возможным благодаря конъюнктурному союзу «антикризисной коалиции» и БЮТ. Однако цели у участников коалиции совсем разные. Януковичу важно минимизировать возможности своих конкурентов, укрепляя позиции, для БЮТ – спровоцировать роспуск Верховной рады.

Революционным стал закон о кабинете министров, который был принят Верховной Радой: парламент преодолел вето президента за счет политической сделки между БЮТ и Партией регионов. Закон значительно продвигает вперед политическую реформу, вступившую в силу год назад. Президент теряет почти все рычаги проведения кадровой политики и управления исполнительной властью. Теперь премьер-министр назначается Верховной радой по представлению президента. Однако если президент не вносит кандидатуру премьера в срок, определенный Конституцией, представление о назначении на указанную должность вносит в Верховную Раду коалиция депутатских фракций в Верховной Раде. Иными словами, в случае конфликта между парламентским большинством и президентом преимущество на стороне первого, и оно не требует никакого неизбежного согласовательного процесса. Президента также нет и при формировании органов исполнительной власти: в министерствах, ведомствах, разного рода комиссиях – все решения принимаются по согласованию только с премьером.

Президент будет лишен также возможности влиять на формирование программы работы нового кабинета министров. Программа будет легитимироваться исключительно и безальтернативно постановлениями Верховной рады, а не законами. В последнем случае президент получал возможность наложить вето. Президент также не может отправить правительство в отставку.

Янукович добился возможности даже влиять на решения самого президента. Президентские акты президента скрепляются подписями премьер-министра и министра, ответственного за их выполнение, и могут быть возвращены президенту с указанием причин их неподписания. Это означает, что президент не только теряет контроль над правительством, но и становится в зависимость от него. Правительство по своим возможностям оказывается выше главы государства. Все, что осталось у президента, – возможность вето (которое может быть преодолено) и возможность оспаривать решения правительства в суде. Грубо говоря, если парламентское большинство не контролируется президентом, то он «отдыхает».Президент также теряет контроль над министрами силового блока – иностранных дел и обороны. До отставки Бориса Тарасюка эти две должности позволяли Ющенко как минимум конкурировать с Януковичем в вопросах внешней политики. Оба министра назначаются по такой же процедуре, как и премьер. А после того как Верховная рада примет закон об основах внутренней и внешней политики, Ющенко будет ограничен еще и содержательно.

Рычаги контроля над региональными администрациями также переходят к премьеру. Главы местных государственных администраций ответственны перед кабмином, который в свою очередь утверждает типичный регламент местных государственных администраций, рекомендательный перечень управлений, отделов и других структурных подразделений местных государственных администраций и типичные положения о них, определяет предельную численность и фонд оплаты труда работников местных государственных администраций, в том числе их аппаратов, и затраты на их содержание. Правительство имеет право привлечь главу местной администрации к дисциплинарной ответственности или обратиться к президенту с представлением об увольнении его с должности.

От принятия закона о кабмине политически выиграла и Тимошенко. Как бы не ругали сегодня ее за «предательство» и «потерянную репутацию», она все же добилась очень выгодных для себя уступок. Это не что иное, как инвестиции в ее политическое будущее, способные обеспечить ей влиятельную фракцию в Верховной раде и стабильность фракций в местных советах. Взамен голосования за закон о кабмине Тимошенко получила закон об императивном мандате: это поможет бороться с «конъюнктурщиками», а также закон об оппозиции. Правда, удастся ли ей сохранить все свои «завоевания» во втором чтении, большой вопрос. В соответствии с законом оппозиции отдается руководство 12 комитетами, в частности: свободы слова; законодательного обеспечения правоохранительной деятельности; прав человека; бюджета; регламента; функционирования судопроизводства; контроля за защитой прав промышленников, предпринимателей и инвесторов; контроля за соблюдением социальных стандартов и обеспечением надлежащего уровня жизни граждан; контроля за деятельностью государственных монополий; энергетической безопасности; аграрной политики; здравоохранения, науки и образования. Кроме того, оппозиция получает первых заместителей всех комитетов Верховной Рады, кроме тех, которые они возглавляют. Парламентская оппозиция принимает участие в формировании персонального состава Счетной палаты, Совета Национального банка Украины, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Высшего совета юстиции Украины путем выдвижения кандидатур на должности в этих органах, назначение на которые осуществляется Верховной Радой.

Ющенко мог бы сейчас спокойно уйти в отставку – на посту лидера маленькой оппозиционной фракции в Верховной раде он, возможно, имел бы больше полномочий. Спасибо надо сказать в этой связи Тимошенко – возможности оппозиции сейчас значительно шире. В любом случае, если ничего не изменится, то Ющенко – последний президент, который вступает в конфликт с парламентским большинством. Любой другой лидер уже будет знать, куда он избирался и на что он может рассчитывать – амбиций будет гораздо меньше. Кстати, логичным было бы предположить, что возникнет вопрос и об отмене выборов президента. Его дополнительная легитимность будет лишь мешать независимой работе правительства.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net