Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

29.01.2007 | Татьяна Становая

Начало неофициальных переговоров между Россией и Евросоюзом

Первыми официальными встречами Владимира Путина в 2007 году стали встречи с лидерами Германии и Италии, положившие начало неофициальным переговорам касательно подписания нового соглашения о стратегическом партнерстве между Россией и ЕС. И Россия, и ЕС начинают «торг» с новыми предложениями и идеями, которые призваны подтолкнуть к компромиссам, прежде всего, в сфере энергетического сотрудничества.

Россия готовится к непростому диалогу с Европой по вопросу соглашения о стратегическом партнерстве. Диалог начинается на фоне только недавно закончившейся «нефтяной войны» России и Белоруссии (впрочем, Александр Лукашенко считает, что эта война может продолжиться), а также жесткого заявления канцлера ФРГ Ангелы Меркель, заявившей об утрате доверия к России как надежному поставщику энергоресурсов. В этом контексте встречи с Меркель и премьер-министром Италии Романо Проди приобретают стратегически важное значение, которое определяет характер начала переговоров.Во-первых, Кремль продолжает делать ставку на укрепление отношений со странами, с которыми энергетические отношения наиболее отстроены. Россия пытается договориться с отдельными государствами ЕС, повлияв тем самым на переговорный процесс с Евросоюзом в целом. Италия и Германия участвуют в предложенной схеме России «обмен активами». Как заявил на итоговой пресс-конференции Романо Проди, «хотел бы особо подчеркнуть, что перекрестные, так называемые, инвестиции итальянские в Россию и российские в Италию идут не только в традиционные секторы, а выходят и диверсифицируются в новые секторы… Могу говорить о двух таких крупных договоренностях, подписанных «ЭНИ» и «Газпромом» в энергетике. В частности будет подписано соглашение, которое позволит работать итальянской компании на начальном этапе [имеется в виду добыча]».

Владимир Путин постарался использовать встречи для того, чтобы показать ЕС, что не стоит опасаться усиления взаимной зависимости, а схемы обмена активами «работают» и дают свои плоды в двусторонних отношениях со старейшими европейскими странами. И Ангела Меркель, и Романо Проди признали, что у них нет проблем в отношениях с Россией. Встреча с Проди оказалась более теплой: его немецкая коллега не отказалась от упоминания «новогоднего непонимания», имея в виду отключение нефти Белоруссии.

Во-вторых, переговоры с Меркель и Проди были важны не столько с точки зрения двусторонних отношений, но и в контексте отношений России и ЕС. России важно, чтобы слова поддержки российской энергетической политики прозвучали из уст главы председательствующей в ЕС страны и бывшего председателя Еврокомиссии. Так, Ангела Меркель по итогам переговоров заявила, что Германия поддерживает переход России на рыночные отношения с Украиной и Белоруссией. Кроме того, она заявила, что взаимозависимость в энергетической сфере позитивна. «Здесь есть стратегическая зависимость, но и в хорошем смысле этого слова. Мы не так далеко находимся друг от друга, мы нуждаемся друг в друге, и поэтому тем более важно, чтобы у нас были соответствующие механизмы, чтобы избегать таких шероховатостей, какими они были в прошлом году и в начале этого года», - заявила она, предложив включить в соглашение о стратегическом партнерстве «механизмы информирования друг друга». Это стало некоторой публичной коррекцией позиции Германии (хотя она не изменилась по сути) после жесткого заявления Меркель в ходе белорусского кризиса.

В-третьих, Россия использовала встречи для того, чтобы озвучить некоторые новые идеи, которые наша страна может предложить ЕС взамен подписания Энергетической хартии. Так, Владимир Путин выразил готовность строить на территории Германии газовые хранилища, которые могли бы минимизировать негативные последствия от возможных сбоев поставок энергоресурсов. Для противников «сепаратного» союза России и Германии в отношении строительства СЕГ Россия предлагает построить отдельные ответвления от газопровода. Как отмечают «Ведомости», Путин на встрече с Меркель подтвердил готовность провести в недовольную проектом Польшу отдельное ответвление, которое позволит Варшаве получать топливо напрямую. По словам российского президента, он готов провести такие перемычки «и в Польшу, и в Швецию». Польшу, борющуюся за сохранение статуса страны-транзитера, подобные «уступки» со стороны России лишают одного из самых сильных аргументов в борьбе против СЕГ. В то же время ответвление никак не скажется на положении Польши в системе транспортировки энергоресурсов и является в этом смысле малым утешением.

Россия демонстрирует готовность учитывать обеспокоенность европейских стран чрезмерной зависимостью от нашей страны. Так, за несколько дней до переговоров с руководством Германии и Италии министр энергетики России Виктор Христенко совершил визит в Алжир, где были подписаны документы об обмене активами в газовой сфере. Алжир называют одним из главных претендентов на участие в «газовом ОПЕК». Во время визита Христенко опроверг слухи о возможном создании картеля, однако его слова были расценены как лишнее подтверждение существования подобных планов Кремля. На самом деле создание газового ОПЕК по ряду причин практически невозможно, и аналогия с нефтяным картелем может проводиться лишь очень условно. Хотя Европа по-настоящему опасается попыток России создать условия для координации производства и поставок газа потребителям, что усилит зависимость потребителей. Поэтому, несмотря на то, что реально ни о каком аналоге ОПЕК речи не идет, Россия может играть на подобных страхах европейских потребителей, опасающихся создания синдиката производителей в ущерб интересам потребителей. В качестве ответной идеи ЕС можно назвать предложение эстонского депутата Марко Михельсона, выступившего на открывшейся сессии ПАСЕ с докладом об угрозе энергетической безопасности. В докладе содержится требование диверсификации источников энергоснабжения ЕС. Эстонский парламентарий предлагает ПАСЕ создать внутриевропейский «мозговой трест» для диалога по энергобезопасности. По итогам очередной сессии ПАСЕ была одобрена весьма жесткая резолюция, в которой косвенно осуждалось использование Россией энергетического оружия в политических целях.

ЕС в свою очередь делает ставку на единство подхода к России и снижение внутренних противоречий. Симптоматично, что Меркель встала на сторону Польши в мясном конфликте. «Европейский союз не имеет никаких проблем с Польшей. Есть проблема, которая существует между Европейским союзом и Россией, состоящая в том, что кое-какие торговые вопросы – в данный момент речь идет о мясе – еще не разъяснены. Сейчас над этим ведется очень интенсивная работа. Комиссар Киприану был в Москве, и сейчас на протяжении… недели шли переговоры», - заявила она.

При этом ЕС уже, судя по всему, окончательно отказывается от требования ратификации Энергетической хартии. Ранее предложенная идея включить ряд положений Хартии в стратегическое соглашение также отходит на второй план: на прошедшей неделе совет министров ЕС обсуждал идею подписания с Россией двух соглашений, вторым из которых должно будет стать отдельное энергетическое соглашение. По данным «Коммерсанта», ЕС обсуждает возможность включить в энергетический договор и интересы стран-транзитеров, тем самым, снизив риски «политических» отключений газа. Как пишет газета, в первую очередь речь идет о «приложении А» к Энергетической стратегии ЕС и расширении Договора об энергетическом сообществе (ДЭС). Сейчас в ДЭС входят страны ЕС и Балкан, предполагается включить в него Украину, Молдавию и Турцию. Как предполагается, странам ДЭС предложат подписать общий Энергетический договор – именно в нем в 2007-2009 году могут обнаружиться основные положения Энергетической хартии. ЕС намерен реализовывать ту же политику в отношении Белоруссии, североафриканских и ближневосточных стран. Таким образом, между Россией и ЕС развернулась геополитическая игра за страны-транзитеры: Россия хочет включить их в систему взаимной ответственности, разделив обязательства по поставкам газа. ЕС, напротив, предоставить странам-транзитерам большую защищенность от стран-поставщиков.

Таким образом, переговоры о подписании нового соглашения вступили в активную фазу, и они не будут простыми. Скорее всего, Кремлю не удастся убедить Европу в том, что Россия будет надежным поставщиком энергоресурсов, и торг будет вестись вокруг требований предоставления Европе гарантий. ЕС сейчас готов признать Россию надежным поставщиком, что не раз уже подтверждали европейские лидеры. Однако когда России предлагает новую форму сотрудничества, которая, по сути, приходит на смену рыночной концепции и представляет из себя закрепление и увеличение взаимной зависимости, тут Европе поверить в надежность будет сложнее. Значимость гарантий надежных поставок становится элементом общей стратегии безопасности. Набор таких гарантий включает в себя как допустимые, так и не слишком приемлемые для России составляющие. К первым можно отнести строительство дополнительных газовых хранилищ (по сути, это презент персонально для Германии – он способен сделать страну центром распределения газа в Европе), а также налаживание механизмов коммуникации. Ко вторым – создание неподконтрольных России сетей распределения энергоресурсов и диверсификация поставок. «Нам нужно добиться этих двух вещей», - заявила в интервью Wall Street Journal Ангела Меркель. «Однако факт остается фактом: нам не обойтись без российского газа и нефти в Европе, да мы и не хотим этого делать. Важно помнить, что за исключением этой реакции раздражения, Россия на протяжении многих десятилетий являлась стабильным поставщиком энергоресурсов в Европу, в том числе, и в период «холодной войны», - заявила Меркель.

Это означает, что вне зависимости от характера отношений Европы и России, а также вне зависимости от репутации России Европа будет оставаться в ближайшие годы основным потребителем российского газа. В то же время Россия не бросает попытки восстановления своего имиджа надежного поставщика. Это было видно по встречам Владимира Путина со своими итальянским и немецким коллегами. Главным аргументом российского президента были именно надежность России как поставщика энергоресурсов и наше право на выстраивание новых отношений со странами СНГ – тема, вызывающая наибольшие вопросы в Европе. Причем проблема тут вовсе не в том, имеет ли Россия право переходить на рыночные отношения, – это право бесспорно признается. Проблема в мотивации Кремля: в Европе не считают, что в ее основе лежит экономика. Страх перед истинными политическими мотивами Россией остается достаточно сильным.

Не случайно, что тема нефтеэкономики стала одной из центральных на давосском Всемирном экономическом форуме нынешнего года. Речь идет о политических последствиях растущего влияния стран, которые экспортируют энергоресурсы. Россия направила одну из самых представительных делегаций в Давос, что дало повод говорить о возрождении интереса российской политико-экономической элиты к взаимодействию и партнерству с западной (в последние годы наблюдалось устойчивое падение такого интереса). В Давосе российская делегация рассчитывала внести вклад в продвижение образа «новой России» как страны, с одной стороны, имеющей право на самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, с другой стороны, привлекательную для инвестиций и делового сотрудничества. В качестве главного «действующего лица» презентации выступил Дмитрий Медведев, который воспринимается как один из наиболее вероятных кандидатов на роль преемника Владимира Путина. В ходе форума он предстал перед западным истеблишментом в качестве лидера современного типа, готового к диалогу с Западом.

Кремль заинтересован в росте совместимости с европейскими партнерами, в том числе и на личностном уровне. Однако можно прогнозировать, что председательство Германии в ЕС не облегчит в значительной мере процесс подготовки соглашения: несмотря на то, что Меркель публично смягчила свою позицию в отношении «надежности» России, в целом отношения России и Германии постепенно рационализируются. Попытки выстроить межличностную «дружбу» по аналогии со Шредером («путинский стиль» дипломатии) не удаются в полной мере, и Меркель оказалась гораздо более жестким переговорщиком, чем ее предшественник. Это не является исключением и в сфере российско-германских энергетических отношений.

Россия делает ставку на двусторонние отношения с Германией и Италией как локомотив продвижения отношений с ЕС. Однако такая тактика лишь частично себя оправдывает: если удается добиваться успеха в рамках локальных проектов (договоренности с отдельными компаниями (обмен активами) на фоне политического патронажа руководителей государств), то на многостороннем уровне существенных сдвигов в пользу России не произойдет. Переговоры с ЕС будут очень непростыми и Европа не откажется от борьбы за положения Энергетической хартии в долгосрочных соглашениях с Россией. России также не удастся расколоть единый фронт ЕС, который хоть и является очень зыбким, но он существует. ЕС будет и дальше стремиться снизить зависимость от поставок энергоресурсов из России и не допустить чрезмерной, по их мнению, экспансии «Газпрома» в европейских странах.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента ЦПТ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net