Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Взгляд

16.05.2005 | Татьяна Становая

ВЛАДИМИР ПУТИН ВВОДИТ "РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

11 мая на традиционном совещании правительства РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации послания президента Федеральному собранию на 2005 год. Впервые за все время практики президентских посланий глава государства лично начал вмешиваться в оперативную работу правительства по вопросам, касающимся реализации озвученных в президентском послании поручений. Более того, Владимир Путин впервые ориентировал правительство на конкретные сроки выполнения его поручений.

В послании критике подверглись различные влиятельные группы - чиновничество в целом ("бюрократическая корпорация"), силовики (а также инициированный ими закон о гражданстве), правительство. Однако в отношении последнего конкретные меры принимаются раньше, чем к другим объектам критики.

Президент поручил правительству РФ к 1 сентября 2005года подготовить и внести в Госдуму законопроекты об отмене налога на наследование, об упрощении порядка оформления права собственности на находящиеся в фактическом пользовании граждан объекты недвижимости, об упрощении декларирования денежных средств с учетом уплаты подоходного налога и размещении этих средств в российских банках (фактически, амнистия капиталов). Также поручено подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона, направленного на совершенствование налогового администрирования, предусмотрев при этом, что приоритетом в деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение планов по сбору налогов.

К 1 ноября 2005года президент поручил подготовить и внести в Госдуму проекты федеральных законов об ограничении участия иностранного капитала в экономике РФ. К 1 ноября 2005года должны быть подготовлены и внесены предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью, в том числе с терроризмом, а также по повышению эффективности системы правосудия.

Другие поручения касались проведения парламентских выборов в Чечне, разработки комплекса мер по обеспечению экономического роста в Северо-Кавказском и Дальневосточном регионах, в Калининградской области и на других приграничных территориях, а также совершенствования миграционной политики РФ, поддержки российских соотечественников за рубежом. К 1 декабря 2005года поручено подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона о процедуре парламентских расследований и проект федерального закона о наделении Общественной палаты РФ дополнительными полномочиями по обеспечению гражданского контроля за соблюдением средствами массовой информации принципов свободы слова.

В целях повышения рождаемости и снижения смертности также предлагается разработать ряд целевых программ, связанных с повышением престижа материнства и отцовства, борьбой с алкоголизмом, развитием здорового образа жизни, безопасностью дорожного движения и т.д. Наконец, президент напомнил о необходимости повышения заработной платы бюджетникам с опережением темпов инфляции.

Все поручения носят социально значимый, а значительная часть из них - либерально ориентированный характер. Приятные для бизнеса новости - амнистия капиталов, упрощение налогового администрирования, сокращение сроков давности - предпочитает озвучивать и "курировать" сам президент. При этом востребованные бизнесом нововведения упаковываются в такие популистские решения, как отмена налога на наследование, повышение заработной платы, решение задач рождаемости и борьбы с высокой смертностью.

Личное руководство президента работой правительства является свидетельством того, что кабинет окончательно стал президентским, а полномочия Михаила Фрадкова стали заметно меньше, чем у его предшественников (при этом правительство сохраняет роль "козла отпущения", принимая на себя ответственность за непопулярные решения). Неслучайно в своем послании Владимир Путин достаточно резко отозвался о неспособности правительства "поменять всего одно слово" в Гражданском Кодексе (речь шла о сокращении сроков давности по приватизационным сделкам). А само правительство даже посвятило целое заседание рассмотрению поручений президента.

Сомнения в эффективности работы правительства возникли уже давно и стали уже общим местом во многих СМИ. Авторитет премьера среди ключевых министров недостаточно высок: например, главы экономических ведомств предпочитают решать основные проблемы напрямую с президентом. Последнее время конкуренция между руководителями экономического блока - с одной стороны, и премьером - с другой, заметно выросла. На этом фоне существенно затрудняется и затягивается принятие важнейших решений: среднесрочной программы развития, налоговой реформы, утверждения инвестиционной программы "Газпрома" и т.д. Выросла и критика правительства со стороны политических партий в связи с реализацией закона о монетизации льгот - кабинет министров и отдельных его членов критикуют даже представители "Единой России". Согласно социологическим опросам, население серьезно сомневается в эффективности работы правительства. По данным ВЦИОМ, баланс оценок работы правительства ухудшается: если в январе ее одобряли 27% и не одобряли 54% опрошенных, то в апреле - 27 и 60% соответственно.

Очевидно, что такая ситуация не устраивает президента. Однако отправлять правительство в отставку именно сейчас, когда идет работа над новым бюджетом, а также еще не забыта инициатива левых в Госдуме по вынесению вотума недоверия кабинету министров, не является лучшим решением для президента. Именно Владимир Путин защищал кабинет министров по наиболее болезненным вопросам, в частности, социальным реформам. В связи с этим президент вынужден фактически брать на себя "стратегические" функции, ранее принадлежавшие главе кабинета министров, оставляя премьеру руководство текущей деятельностью правительства.

Однако и этот сохраненный премьером ресурс позволяет ему быть активным игроком в аппаратной борьбе - внутри кабинета министров Михаил Фрадков даже получил возможность несколько укрепить свое влияние. Он поручил руководителю аппарата правительства Сергею Нарышкину скоординировать работу аппарата и министерств по выполнению послания президента. Тем самым Фрадков, получив удачный повод, принял меры по контролю над министерствами. Кроме того, по распоряжению премьера теперь министры еженедельно будут отчитываться о проделанной работе, что позволит ему публично оценивать деятельность тех или иных членов кабинета, включая и своих оппонентов. Фрадков также выразил резкое неудовлетворение тем, что правительство нарушает сроки выполнения важнейших решений. Тем самым внутри кабинета он претендует на монопольное право реализации президентской воли, стремясь компенсировать утрату инициативы в стратегических вопросах.

Сигналы президента о неэффективной работе правительства могут предвещать либо административные, либо кадровые перестановки. По мнению многих экспертов, административная реформа находится в стадии пробуксовки, если не сказать резче. Недавно источник в администрации президента России прокомментировал в СМИ послание президента. В ряде СМИ прямо утверждается, что этим источником был руководитель администрации президента Дмитрий Медведев. Понятно, что речь идет о санкционированной утечке, Медведев все чаще выступает в качестве публичной (например, в известном интервью "Эксперту") или полупубличной фигуры, не только обосновывающей действия власти, но и предвосхищающей некоторые из них.

Как заявил "источник", в ближайшее время ошибки административной реформы будут исправляться. В некоторых министерствах, где выделение автономных агентств и служб было слишком искусственным, восстановят единоначалие. А там, где перестройка была верной, но некомпетентным оказался руководитель, пройдут кадровые перестановки. "Если чиновники не могут найти общего языка, кто-то из них должен уйти, - сказал он. - Или министр, или глава ведомства". По словам "источника", в Кремле также рассматривают вопрос о расширении числа заместителей министров.

На прошедшей неделе "Независимая газета" уточнила информацию. По ее данным среди обсуждаемых нововведений: увеличение числа замов Михаила Фрадкова до 6 человек (отметим, что столь масштабный "реванш" выглядит не слишком вероятным), обратное слияние некоторых министерств и агентств (это возможно), передача Государственного таможенного комитета из сферы влияния МЭРТ в ведомство Алексея Кудрина, слияние следственных комитетов всех силовых структур в Федеральную следственную службу под началом Виктора Черкесова (два последних нововведения вызовут жесткую аппаратную борьбу с трудно предсказуемым результатом).

Как заявил источник в администрации президента газете, сегодня решен вопрос о введении еще одного заместителя каждому руководителю федерального ведомства - статс-секретаря, который возьмет на себя всю законопроектную работу и контакты с Федеральным собранием. С этой инициативой выступили осенью прошлого года несколько министров, однако тогда предложение не нашло поддержки. Но точку, как выясняется, не поставили, и, в конечном счете, доказали целесообразность введения еще одной штатной единицы. Это объясняется, в частности, тем, что чиновников уровня руководителей департамента министерства, которые сейчас работают с Думой, влиятельные председатели парламентских комитетов не воспринимают всерьез.

Что же касается кадровых перестановок, то, судя по всему, речь может лишь об отдельных фигурах. Отставка правительства в целом сегодня маловероятна. Президент в своем послании заявил: "Если сейчас, когда созданы предпосылки для серьезной и масштабной работы, государство поддастся соблазну простых решений, то верх возьмет бюрократическая реакция. Вместо прорыва мы можем получить стагнацию". Можно предположить, что под "простым решением" как раз и понималась отставка кабинета министров. Кроме того, тот факт, что президент пришел в правительство, чтобы лично курировать выполнение собственных поручений, взяв на себя и организационную работу (сроки, назначение ответственных), свидетельствует о том, что Путин последователен в своем желании сделать правительство президентским и не намерен отправлять премьера в отставку.

Ситуация вокруг Михаила Фрадкова в настоящее время носит противоречивый характер. С одной стороны, он не был даже допущен к подготовке к посланию, что на протяжении всех лет было обычной практикой. По данным СМИ, Фрадков даже не имел возможности заранее ознакомиться с текстом послания. С другой стороны, президент впервые предоставил премьеру возможность участия в разработке некоторых политических решений. Так, Фрадков будет совместно с председателем ЦИК России отвечать за организацию и проведение парламентских выборов в Чеченской республике. Кроме того, Фрадков будет подключен к работе Дмитрия Медведева, главы президентской администрации, по подготовке поправок к закону "Об общественной палате". Понятно, что такого рода "компенсации" являются недостаточными, а также несоразмерными с утратой премьером стратегических функций.

Представляется, что аппаратная борьба в верхах будет продолжаться, причем президентские поручения представляют собой определенный паллиатив, компромисс между различными кремлевскими группами, поскольку Михаила Фрадкова считают близким к части "силовиков". Путинский "кнут" может активизировать работу правительства и несколько дисциплинировать его, однако он не устраняет причин, которые вызвали сбои в работе кабинета министров. Более того, аппаратная борьба выводится на новый уровень, причем позиции Фрадкова по отдельным направлениям деятельности кабинета могут даже усилиться. Все это свидетельствует о том, что речь идет об очередном и далеко не решающем туре внутривластного противостояния.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net