Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

07.03.2007 | Светлана Самойлова

Следствие выведут знатоки

Сегодня спикер Госдумы Борис Грызлов подтвердил, что на рассмотрение нижней палаты парламента внесены поправки, направленные на обособление в генеральной прокуратуре следственных функций. Поправки вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и закон «О прокуратуре РФ». Борьба вокруг реформы прокуратуры ужесточается, но, судя по всему, в Кремле этот вопрос еще окончательно не решен.Как заявил Грызлов журналистам, на сегодняшний день в законодательстве нет четкого организационного разграничения функций прокуратуры. «То есть одна и та же структура и осуществляет следственные действия, и надзирает за соблюдением законности в ходе дознания, следствия, рассмотрения дела в суде», - пояснил Грызлов. Законопроект предлагает установить такое разграничение, обособив следственные органы. По мнению спикера Госдумы, это повысит качество работы правоохранительной системы, ликвидирует возможность для злоупотреблений. «Такое разграничение функций - реальный путь к более эффективному расследованию преступлений, в том числе преступлений коррупционного характера», - убежден Грызлов.

Действительно, российская система прокуратуры не имеет аналогов на Западе. В США прокуратура входит в Министерство юстиции и занимается только поддержкой обвинения. Следствием в США занимается ФБР. Надзор в западных странах осуществляется чаще всего судами. Например, надзор за следствием во Франции осуществляют суды, поддержку обвинения - Минюст.

В России уже более 30 лет обсуждается вопрос о реформировании прокуратуры. В последние годы было немало разговоров о «разделении» генеральной прокуратуры. Наиболее близок к осуществлению реформы был Дмитрий Козак в бытность его работы в администрации президента: он предлагал объединить прокуратуру с Минюстом и вывести следствие в следственный комитет МВД. В 2003 году об этой реформе заговорил Михаил Касьянов, который тогда был заинтересован в ослаблении этого ведомства из-за противоречий с ним.

На протяжении второго президентского срока Владимира Путина слухи о грядущей реформе время от времени появлялись, однако влияние Владимира Устинова было настолько велико, равно как и его востребованность режимом, что в реальность преобразований мало кто верил. Для этого у Устинова должны были появиться очень влиятельные противники.

Разговоры о реформе возобновились с приходом на пост генпрокурора Юрия Чайки. Выступая перед сенаторами во время рассмотрения его кандидатуры на пост генпрокурора, Чайка заявил: «Прокуратура, безусловно, должна реформироваться, по многим направлениям она уже реформирована. Но к любому реформированию нужно подходить очень бережно и взвешенно». Он подчеркнул, что имеющаяся у Генпрокуратуры функция общего надзора «сегодня как никогда нужна и необходима, так как законы далеко не всегда выполняются». Чайка также высказался против «преждевременного» выведения из прокуратуры следствия. Он не исключил, что в перспективе возможно создание следственного комитета, но дал понять, что пока говорить об этом рано. «Прокуратура должна отслеживать прохождение нацпроектов с точки зрения выполнения законов, с точки зрения продвижения нацпроектов вперед», - заявил Чайка.

Со слов Чайки следует, что «партия реформы» прокуратуры существует и имеет весьма сильные позиции. Это подтвердил и нынешний законопроект. Как пишут «Ведомости», авторы поправок – «единороссы» Алексей Розуван и Алексей Волков. Депутаты предлагают создать самостоятельную вертикаль - Следственный комитет Генеральной прокуратуры и его управления на региональном уровне, а также в структуре специализированных прокуратур. Начальник комитета будет иметь статус первого заместителя Генпрокурора, но назначать его будет Совет Федерации по представлению президента, а его заместителей - президент по представлению главы Следственного комитета.

В компетенцию главного следователя переходит решение остальных кадровых вопросов в рамках следственной вертикали. Процессуальные полномочия будут урезаны для самих прокуроров: они лишатся права возбуждать и прекращать уголовные дела, участвовать в предварительном расследовании и давать руководящие указания следствию. Таким образом, им останутся только надзорные функции (как следствие соблюдает закон при расследовании) и поддержание обвинения в суде. За прокурорами сохранится также право изымать дела у одного органа и передавать другому, возбуждать и расследовать дела в отношении самих следователей.

Законопроект однозначно направлен против нынешнего места генеральной прокуратуры в системе власти и персонально против Юрия Чайки, который выступает скорее с консервативной позиции. Не исключено, что попытка ослабить прокуратуру является реваншем со стороны той группы влияния, которая патронировала деятельность Владимира Устинова. В то же время тот факт, что инициатива внесена депутатами не первого ряда, свидетельствует об отсутствии консенсуса в Кремле по вопросу реформы.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net