Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Информационные технологии

27.03.2007 | Михаил Сергеев

Человеческий капитал в стратегии национального развития

Российские экономисты, социологи и политики пытаются определить элементы долгосрочной национальной стратегии, которая сможет обеспечить поступательное развитие в интересах человека, общества и государства. В середине марта в Москве состоялась дискуссия «Человеческий капитал в стратегии национального развития», в которой участвовали ученые-экономисты Российской академии наук, политологи и социологи. В работе круглого стола, организованного Центром развития информационного общества (РИО-Центр) и фондом «Единство во имя России», принял участие первый вице-премьер Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Национальная стратегия — понятие чрезвычайно широкое. Глава фонда «Единство во имя России» Вячеслав Никонов, например, видит прообраз национальной стратегии в китайской «концепции Поднебесной», которая на протяжении более 5 тысяч лет помогает Китаю развивать свою цивилизацию. Как элемент национальной стратегии, по словам Никонова, можно рассматривать и доклады Национального совета США по разведке, посвященные основным тенденциям мирового развития и способам лидерства в научно-технической, военной и финансовой сферах. Россия также имела опыт масштабных стратегических планов, ярким примером которых является концепция «Москва — Третий Рим». «Примечательно, что провозглашена эта концепция была в то время, когда границы Московского царства едва доходили до Вязьмы, однако эта доктрина привела русских на берега Тихого океана, в Калифорнию и на Аляску», — заявил В. Никонов.

В России, по словам политолога, в последнее время доминировал примитивный идеологический или технократический подход, но определенно недоставало стратегичности. Это обстоятельство вызывает некоторую общественную фрустрацию, т.к. граждане испытывают потребность в более ясной системе координат и в более четком целеполагании. Главный вопрос, на который должна отвечать национальная стратегия, по словам В. Никонова, это вопрос о сохранении территориальной целостности и независимости российского государства, на территорию которого приходится до 40% многих основных природных ресурсов планеты. «Не поставив такую стратегическую задачу, ее нельзя будет и решить, а, поставив, начинаешь понимать, что требуется приподняться даже над цифрами роста ВВП или инфляции, при всей их критической важности», — отмечает политолог.

Основные угрозы безопасности внутри страны, по мнению политолога, это неорганизованность, неконкурентоспособность государственных и общественных институтов, а также снижающееся качество и количество «человеческого капитала». Главным же политическим ресурсом в России может стать эффективное государство — то есть люди, способные формулировать стратегические задачи и участвовать в организации государственного менеджмента.

Информационное измерение национальной стратегии, по словам В. Никонова, позволит активизировать включенность граждан в глобальное информационное пространство, усилить влияние России на мировые информационные потоки и умонастроения, а также обеспечить собственную элиту необходимой для принятия решений информацией. «В современном мире борьба идет за контроль не только над территориями, но и над транснациональными финансовыми и интеллектуальными потоками, за воздействие на принятие решений в глобальном масштабе, — считает политолог. — И здесь мы должны быть “заслуженными мастерами спорта”, если и не в супертяжелой весовой категории, то хотя бы в тяжелой.., и предпосылки для этого у нас есть».

Академик РАН Александр Дынкин отмечает, что концепция «человеческого капитала» должна быть неотъемлемой частью стратегии национального развития. В тех странах, где реализуется такой подход, заметно ослабло традиционное противопоставление экономической и социальной эффективности; в мире развернулась глобальная конкуренция за человеческий капитал. Приоритет социальных результатов развития стал, по словам академика А. Дынкина, «одним из важных рубежей между индустриальной и постиндустриальной экономикой».

При этом изменилось соотношение между так называемым реальным и нематериальным производством. «Сегодня конкурентоспособность реального производства зависит от адекватности предложения человеческого капитала, — утверждает академик. — Для решения задачи повышения качества человеческого капитала в развитых странах выстраиваются национальные стратегии и политические рынки». Например, в США совокупные затраты в сфере здоровья и здравоохранения составляют около 16% ВВП, что близко к инвестициям в основные фонды. В России же относительные затраты на образование, здравоохранения или на науку значительно отстают от аналогичных показателей развитых стран.«Экономический рост последних лет компенсировал количественные провалы 1990-х, — отметил академик, — но все качественные провалы в конкурентоспособности, производительности, в социальном неравенстве и уровне бедности в России ближе к показателям развивающихся стран». Поэтому успех социально-ориентированных приоритетных национальных проектов, по словам А. Дынкина, это пропуск в постиндустриальную экономику и в развитый мир.

В то же время, по словам директора Института экономики РАН, секретаря Правления РИО-Центра, члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга, в России на протяжении последних 15 лет «серьезно деградирует интеллектуальный потенциал» общества. Причина этого — примитивизация производства и деинтеллектуализация труда. В результате возникает все большее несоответствие между наличием в стране значительного числа образованных людей и тем примитивным производством, которое в них не нуждается. Приостановить примитивизацию производства, по словам Р. Гринберга, можно с помощью выбора государственных приоритетов, но это — задача политиков, которые могут формулировать условия нового общественного договора. «Мы стоим на пороге исторических решений, когда возможна ставка на национальные программы, — говорит Р. Гринберг, — лучше поздно, чем никогда, и лучше немного, чем ничего».

Гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин обратил внимание на существенные проблемы российской системы образования. «Спрос на дипломы снизить нельзя, если можно учиться, не учась, и 50% студентов получают заочное или вечернее образование», — говорит политолог. Кроме того, вузы не заинтересованы в ужесточении требований к уровню образования, так как от количества студентов зависит их финансовое положение. Да и у самих студентов слишком мало стимулов к учебе, если получаемые знания малопригодны в реальной жизни. Для решения этих проблем, по мнению И. Бунина, «необходима дирижерская роль государства, которое может организовать более жесткий отбор вузов — так, как это было сделано, например, во Франции». Кроме того, полагает И. Бунин, «необходима универсальная подготовка бакалавров в рамках 50—60 специальностей, которые позволяют человеку быстро приспособиться к требованиям работодателя».

Предложение И. Бунина об усилении организующей роли государства стало своего рода общим знаменателем обсуждения. Участники дискуссии согласились с тем, что государство должно взять на себя определенную организующую роль как в повышении качества человеческого капитала, так и в формировании национальной стратегии развития. В то же время организующая роль властей должна учитывать существующие в обществе обратные связи. Так, предлагаемые государством национальные проекты являются адресованной к гражданскому обществу инициативой — офертой, эффект от которой зависит от совпадения нацпроектов с общественными ожиданиями.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net