Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

03.04.2007

Ющенко между политическим харакири и конституционным грилем

Политический кризис на Украине достиг самой крайней точки. Своим виденьем ситуации и путей возможного выхода из нее с «Политком.Ру» делится эксперт Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара:

- Ющенко подписал указ о роспуске Рады – что может последовать за этим?

- Для вечно колеблющегося Ющенко Указ о роспуске Верховной Рады — это, видимо, мужественный поступок. Ющенко выбирал между сценарием «политического харакири» и «конституционного шашлыка». Первый вариант развития событий («харакири») выглядит так: президент распускает Раду, но на досрочных выборах «Наша Украина» (или несколько проющенковских партий) набирает значительно меньше голосов, чем год назад, и превращается в политического статиста. Второй вариант («гриль») — это медленное «поджаривание» президента на политическом «огне»: он не предпринимает попыток распустить Раду и мучительно ждет, когда из «Нашей Украины» и БЮТ в парламентское большинство перебежит еще порядка 40 депутатов и там сложится стихийное конституционное большинство в 300 голосов, способное преодолевать президентские вето, а самого президента — окончательно «вырубить» из реального политического процесса.

Поэтому Ющенко выгоден третий, компромиссный, вариант: Рада не распускается, конституционное большинство, поддерживающее Януковича, не складывается (под личные гарантии Мороза, Януковича и Ахметова). Реализовать это можно либо через издание указа об отмене указа о роспуске, либо через Конституционный Суд. Кроме того по состоянию на утро 3 апреля в официальных газетах «Урядовий кур’єр» и «Голос України» указ о роспуске Рады не был опубликован, однако был опубликован в президентском бюллетене тиражом 3 тысячи. Следовательно, мосты для компромисса еще не сожжены.

- Какие возможны механизмы преодоления политического кризиса?

- В условиях обрушения легитимности всех или большинства высших органов государственной власти политический кризис в Украине может быть преодолен при участии внешних посредников, среди которых логичны представители Совета Европы, ЕС, России, США и даже Польши. Такой сценарий может иметь определенный успех, однако будет колоссальным ударом по международному авторитету и имиджу Украины. Украинский политический и конституционный кризис развивается, как и прежде, по модели взаимного ограничения легитимности.

- Может ли кризис быть чреват крайними ситуациями – импичмент, новый майдан, введение чрезвычайного положения?

- Импичмент президенту Ющенко Верховная Рада вынести не сможет: это крайне сложная в юридическом отношении и запутанная процедура, требующая, к тому же, поддержку на финальной стадии 338 депутатов (ст. 111 Конституции). Импичмент может быть только инициирован простым парламентским большинством как средство психологического и политического давления на Ющенко.

В сложившейся ситуации президент может объявить в Украине чрезвычайное положение (п. 21 ст. 106 Конституции). Правомочность такого шага уменьшается из-за того, что Верховная Рада не утвердит его в предусмотренные в Конституции два дня (п. 31 ст. 85). Верховная Рада не сможет изменить Конституцию Украины и урезать полномочия президента либо вообще ликвидировать этот пост — из-за громоздкости и растянутости процедуры. В условиях объявления чрезвычайной ситуации Конституция не подлежит изменению (ст. 157).

На данный момент отсутствуют предпосылки для перерастания «холодного» противостояния высших органов государственной власти и поддерживающих их политических сил и «майданов» в «горячие» столкновения. Однако роковую роль могут сыграть «несимметричные провокации». Возможные бомбардировки Ирана американскими ВВС в ближайшие дни могут также оказать влияние на внутриукраинскую ситуацию в случае досрочных выборов. Не исключено, что некоторые из политических сил (прежде всего, Партия регионов) сделают тему невступления Украины в НАТО (на фоне иранской кампании США) ключевой в своей предвыборной программе.

- Без кризисов не бывает развития. Какие основы для политического развития Украины может заложить нынешний кризис?

- Ни оранжевая революция 2004 года, ни политические процессы 2005–2006 годов не при-вели к полномасштабной элитной ротации в украинской политике. В случае досрочных выборов на фоне массового электорального разочарования складывается ситуация, при которой возможна частичная элитная ротация и появление новых политических сил и персон. Хотя обстоятельства недавней трагической гибели российского бизнесмена Максима Курочкина могут стать фактором психологического давления на всех без исключения украинских политиков-«фронтменов» во время предвыборной кампании.

Политический кризис в Украине еще раз показал неэффективность для постсоветского пространства и, в частности, для Украины парламентской и парламентско-президентской формы государственного правления. Верховная Рада, избранная в марте 2006 года, изначально была нежизнеспособным образованием — хотя бы из-за сложной формулы консенсуса и многокомпонентности парламентского большинства. Если в случае досрочных выборов в новой Верховной Раде БЮТ с Партией регионов будут иметь конституционное большинство (300 голосов), а БЮТ с проющенковскими партиями будут иметь простое большинство (226 голосов), Верховная Рада может стать относительно эффективным и динамичным политическим игроком.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net