Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

16.07.2007 | Светлана Самойлова

Символический договор с символическими поправками

На прошедшей неделе СФ одобрил федеративный договор между РФ и республикой Татарстан. Сразу после этого председатель башкирского парламента Константин Толкачев заявил, что договор о разграничении полномочий между республикой и федеральным центром непременно будет подписан, поскольку «Башкирия не хуже Татарии».

Работа над договором началась еще шесть лет назад: как раз тогда, когда договорная практика подверглась жесткой ревизии, равно как и федеративные отношения в стране в целом. Татарстан, федеративный договор с которым в наибольшей степени противоречил Конституции РФ и федеральному законодательству, активно боролся за сохранение договорных отношений с федеральным центром. В октябре 2004 года были созданы две рабочие группы, которыми руководили полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко и председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. 28 октября 2005 года депутаты парламента Татарстана одобрили документ. В ноябре 2006 года Шаймиев и Путин неожиданно для наблюдателей подписали договор, и президент внес его на рассмотрение Госдумы.

Однако 21 февраля этого года СФ России отклонил федеративный договор о разграничении полномочий между РФ и республикой Татарстан, несмотря на то, что договор был предметом длительного и очень непростого политического торга между Кремлем и Казанью. В документе было определено, что федеральное правительство и кабинет министров Татарстана заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями республики и по затронутым проблемам вносят соответствующие законопроекты в Госдуму. Устанавливается право органов госвласти Татарстана выдавать гражданам РФ, проживающим на территории республики, общегражданский российский паспорт с вкладышем на государственном языке Татарстана и с изображением государственного герба республики. В договоре закреплено, что для кандидатур, вносимых на должность президента Татарстана, предусматривается дополнительное требование - владение обоими государственными языками республики Татарстан.

Тогда одной из основных версий отклонения было нежелание Кремля слишком упрощать республике получение долгожданного договора. В России обе палаты парламента находятся в политической зависимости от Кремля, и отклонение без ведома администрации президента было бы невозможно. Однако было ли это инициировано в Кремле или просто санкционировано – на данный момент остается неясным. Деятельность СФ последнее время значительно политизировалась в связи с появлением новой политической партии – «Справедливой России», лидер которой Сергей Миронов возглавляет СФ. Отклонение законопроектов, принятых Госдумой, стало нередким явлением, и федеративный договор с Татарстаном не оказался исключением: в СФ его расценили как посягательство на национальный суверенитет и угрозу территориальной целостности России. Это давало СФ не только показать собственную дееспособность и самостоятельность, но и возможность действовать наперекор Госдуме, контролируемой «Единой Россией».

Однако в любом случае отклонение договора было поддержано Кремлем, и это означает явный сигнал Минтимеру Шаймиеву. Напомним, что он был переназначен в 2005 году. Однако ему уже 70 лет, и проблема выбора преемника стоит весьма остро, особенно в условиях приближающихся выборов. Среди возможных преемников, выгодных центру, называются его политический оппонент, сенатор Рафгат Алтынбаев, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе, бывший мэр Казани Камиль Исхаков и глава МВД Рашид Нургалиев. Нынешняя политическая элита Татарстана хотела бы видеть на этом посту главу Госсовета республики Фарида Мухаметшина. Более того, семейный клан Шаймиева контролирует около 70% всей экономики республики. Это означает, что Кремль вынужден вместе с Шаймиевым искать пути безболезненной смены власти так, чтобы она не привела к масштабному переделу собственности и политической дестабилизации. Возможно, затруднение в принятии договора было формой давления Кремля на руководство республики.

Новый договор не предусматривает существенной правки. Госсовет республики одобрил его 14 июня 2007 г. Как сообщают «Ведомости», из текста исчезло положение о статусе Республики Татарстан: ранее говорилось, что он определяется Конституциями РФ и республики. Зато в преамбуле появились слова, что стороны руководствуются не только этими Конституциями, но и федеральными и региональными законами. Это принципиальная правка, говорит источник газеты в Госсовете республики: договор и раньше был скорее декларативным, а теперь Татарстан окончательно поставили в общий строй, исключив любую возможность применения региональных норм в обход федеральных. Однако в данном случае правка является скорее символической, чем существенной: маловероятно, что, внося первый вариант договора на рассмотрение парламента, ее случайно пропустили в Кремле.

Вслед за ратификацией договора в соседней с Татарстаном Башкирии вновь громко заговорили о необходимости возобновить переговоры о подписании договора с РФ. Председатель башкирского парламента Константин Толкачев заявил, что договор о разграничении полномочий между республикой и федеральным центром непременно будет подписан, поскольку «Башкирия не хуже Татарии». «Мы не соревновались с Татарией в этом процессе», - подчеркнул он, выразив уверенность в том, что договор будет подписан, ведь «Башкирия имеет такой же статус». Как сообщает «Коммерсант», башкирские власти даже создали движение «За федеративную Россию!» для пропагандистской поддержки усилий по заключению договора. После отклонения СФ татарского договора активность резко сошла на нет и вновь возобновилась после одобрения договора на прошедшей неделе. Это означает, что региональные власти восприняли это в качестве сигнала из Кремля как готовность сохранить и практиковать договорные отношения.

Отклонение и дальнейшее принятие договора между Татарстаном и РФ выгодно, в первую очередь, Кремлю: это позволяет показать республике, что согласование в Кремле текста договора еще не гарантирует его окончательного характера и является обратимым, с перспективой принятия в новой редакции. А значит, значительно поднимается цена торга с Кремлем и затрудняются соответствующие процессы для других претендентов на договорные отношения. От отклонения сумел получить политические дивиденды и спикер СФ Сергей Миронов, который голосовал против его повторного принятия, позиционируя себя в качестве сторонника единства страны. Наконец, выигрывает в конечном итоге и Татарстан, для которого принятие Договора было принципиальным вопросом.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net