Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.07.2007 | Григорий Егоров

Русские правила для иностранного инвестора

На днях глава российского правительства Михаил Фрадков подписал распоряжение о внесении в Госдуму проекта федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ», чем положил конец более чем двухлетней неопределенности в поведении иностранных инвесторов на российском рынке. Впрочем, даже в случае принятия российским парламентом данного закона в том компромиссно-либеральном виде, в котором он сейчас существует, он будет представлять собой скорее свод ограничений, нежели правил поведения на рынке.

Наверняка иностранные инвесторы будут рады появлению хотя бы каких-нибудь четких правил игры. Напомним, что количество и характер сорванных сделок из-за отсутствия формализованного подхода государства к стратегическим активам страны было более чем весомо: отказ Siemens в покупке «Силовых машин», французскому Total в покупке 20% «Новатэка», китайской CNPC в покупке доли в «Синтезе». Предполагается, что с вступлением в силу законопроекта о порядке осуществления в России иностранных инвестиций ситуация должна измениться, во всяком случае будут понятны основания, по которым компаниям отказано в инвестировании. А отказов, скорее всего, по-прежнему будет предостаточно. В конечном счете, зачем России, у которой и без того предостаточно денег, еще и иностранные инвестиции, да еще и в стратегические отрасли экономики? В этом контексте высказанные вчера помощником госсекретаря США по экономике Рейбеном Джеффри опасения, что закон, возможно, вызовет вытеснение иностранных инвесторов из ряда отраслей по аналогии с нефтегазовым сектором в России, имеют под собой основания. Да и сам подход Владимира Путина, собственно, и инициировавшего в 2005 году разработку законопроекта, ограничивающего участие иностранного капитала в «отраслях, обеспечивающих безопасность государства», говорит сам за себя.

За два года, которые правительство и ФСБ провели в спорах относительно содержательной стороны законопроекта, компромисс все же был найден. От списка стратегических предприятий принято отказаться. В то же время законопроектом определены 39 стратегических видов деятельности, связанных с естественными монополиями, разработкой недр, ВПК, авиастроением, космической деятельностью, ядерным производством. Иностранный инвестор, пожелавший приобрести более 50% акций предприятия из списка либо получить половину мест в его совете директоров или органах управления, должен обратиться в уполномоченный правительством орган за разрешением на сделку. Показательно, что для иностранных госкомпаний действует особое ограничение - им можно приобретать не более 25% акций стратегических предприятий. В случае если уполномоченный правительством орган сделку одобряет, предпоследнее слово остается за правительственной комиссией под руководством премьера, которая и принимает решение о возможном инвестировании (на это ей дается не более полугода). Последнее же слово остается за «федеральным органом исполнительной власти в области безопасности», без согласия которого невозможно решение правительственной комиссии.

Более того, если предприятие, которое приобретают иностранцы, в своей работе использует сведения, составляющие государственную тайну, или в течение последних пяти лет выполняло оборонный заказ, то инвестор обязан будет взять на себя ряд обязательств. Эти обязательства, в частности, могут заключаться в полном или частичном формировании органов управления коммерческой организации из числа российских граждан, имеющих право на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В проекте закона отмечается, что надзор за соблюдением закона будет возложен на органы безопасности, которые, в частности, вправе использовать приемы оперативно-розыскной деятельности. Так, если спецслужба узнает, что иностранцы скупили акции стратегического предприятия через подставные российские фирмы, она сообщает об этом уполномоченному органу, а правительственная комиссия обжалует такие сделки в суде.

Таким образом, роль ФСБ в инвестиционном процессе существенно возрастает. Впрочем, как сообщают издания со слов источника, близкого к ФСБ, привлечение спецслужб для проверки иностранных инвестиций – это не новое изобретение, а глобальная тенденция. В то же время законопроект устанавливает, что его действие не будет распространяться на сделки, совершенные до его введения в действие – здесь были учтены требования западных компаний, указывавших, что прежние версии законопроекта оставляли возможность национализации стратегических активов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net