Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

30.09.2005 | Дарья Гусева

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА

Похоже, что все концепции российского регионального развития будут оставаться эффективными только в теории до тех пор, пока за ее реализацию не возьмутся все заинтересованные стороны. Или пока все стороны не заинтересуются именно концептуальным развитием регионов.

Почти два десятилетия федеральный центр выравнивал совершенно разные по социально-экономическим характеристика 89 регионов России. Реформы вязли, не перевалив за Урал, а дотационные регионы почему-то не переставали таковыми оставаться.

Со временем "линия партии" изменилась. Правительство одобрило Стратегиюсоциально-экономического развития российских регионов, сочиненную новымМинистерством регионального развития. Согласно этой стратегии, федеральный центр сделает упор на поддержку так называемых опорных регионов, в число которых входят Калининградская область, Северный Кавказ и Дальний Восток. Финансироваться эти опорные регионы будут из федерального бюджета.

В итоге мы можем получить на территории страны новые "мертвые зоны". Авторы Концепции развития даже не скрывают, что в результате ее успеха экономические и социальные диспропорции внутри страны еще более увеличатся. Как это скажется на целостности государства, о которой так пекутся нынешние власти? Вряд ли положительно.

Одновременно с научными изысканиями Минрегионразвития короткий и ясный путьпредложил полномочный представитель президента в Южном федеральном округеДмитрий Козак. Он предложил ввести внешнее управление дотационными субъектами.Критическую отметку дотационности полпред предлагает установить на уровне80%, то есть когда восемь десятых регионального бюджета составляют деньгифедерального центра. Именно регионы Южного федерального округа станутпервыми кандидатами на введение внешнего правления. В частности, такиеперспективы встают перед Кабардино-Балкарией, Дагестаном, Ингушетией иЧечней. При этом среди "сильнодотационных" регионов числятся и не входящие вепархию г-на Козака Усть-Ордынский автономный округ, Республика Алтай иЕврейская автономная область.

Однако такой решительный практический шаг, как попытка отодвинуть региональных глав Кавказа от финансовых потоков, может остаться благим пожеланием. Назначения президентов республик все равно будут происходить с учетом местных кланов. В противном случае северокавказские лидеры снова начнут намекать на возможность внутренней дестабилизации. При этом пока не названы ни конкретные регионы, в которых будет введен внешний контроль, ни способ формирования органов федерального управления. Не застрахован Кавказ и от попыток сформировать эти органы из людей в погонах. Судя по опыту их внедрения на различные государственные посты, силовое происхождение не является ни гарантией от коррумпированности, нисвидетельством способности эффективно решать сугубо мирные хозяйственныепроблемы.

Совершенно в параллельной реальности живут остальные нововведения. В Россиитеперь, например, наличествует инвестиционный фонд, который, правда, нельзяиспользовать даже на строительство региональных дорог, потому что, по словамчиновников, это не удержит инфляцию. Есть законы о концессиях иособых экономических зонах, и такая реакция на них некоторых ключевыхведомств приведет к тому, что плоды прогрессивного законодательства мы не увидим ещедолго.

А есть в России собственно регионы, которым вообще не близки никакиегосударственные стратегии развития. В Костроме, например, до сих пор газифицируют села и ткут лен. В Ханты-Мансийске ближайшие пару сотен лет бюджет будет ориентирован на цены на энергоносители. А на Кавказе никуда не делись вялотекущая война и сопутствующее ей воровство. Объединяет все эти регионы апатия и скепсис по отношению к федеральному центру. Чтобы реализовать эффективную региональную политику, нужно иметь четкое представление, что делать в каждом регионе, хорошую бюрократическую систему и лояльную региональную элиту - союзника, рассчитывающего на вертикальную политическую мобильность.

Полностью отучить чиновника присваивать государственное невозможно.Невозможно добиться, чтобы политики думали исключительно о простых людях иникогда не врали. Коррупцию и безответственность нельзя даже локализовать в ситуации, когда перед избирателями региональные чиновники ответственности не несут, а подчиняются только президенту. Причем президенту, об уходе которого все только иговорят. Только когда у местной элиты появится ответственность передсобственной карьерой, у нее станет меньшим соблазн "неверно истолковывать"инициативы сверху и бойкотировать любые реформы.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net