Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Взгляд

30.09.2005 | Дарья Гусева

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА

Похоже, что все концепции российского регионального развития будут оставаться эффективными только в теории до тех пор, пока за ее реализацию не возьмутся все заинтересованные стороны. Или пока все стороны не заинтересуются именно концептуальным развитием регионов.

Почти два десятилетия федеральный центр выравнивал совершенно разные по социально-экономическим характеристика 89 регионов России. Реформы вязли, не перевалив за Урал, а дотационные регионы почему-то не переставали таковыми оставаться.

Со временем "линия партии" изменилась. Правительство одобрило Стратегиюсоциально-экономического развития российских регионов, сочиненную новымМинистерством регионального развития. Согласно этой стратегии, федеральный центр сделает упор на поддержку так называемых опорных регионов, в число которых входят Калининградская область, Северный Кавказ и Дальний Восток. Финансироваться эти опорные регионы будут из федерального бюджета.

В итоге мы можем получить на территории страны новые "мертвые зоны". Авторы Концепции развития даже не скрывают, что в результате ее успеха экономические и социальные диспропорции внутри страны еще более увеличатся. Как это скажется на целостности государства, о которой так пекутся нынешние власти? Вряд ли положительно.

Одновременно с научными изысканиями Минрегионразвития короткий и ясный путьпредложил полномочный представитель президента в Южном федеральном округеДмитрий Козак. Он предложил ввести внешнее управление дотационными субъектами.Критическую отметку дотационности полпред предлагает установить на уровне80%, то есть когда восемь десятых регионального бюджета составляют деньгифедерального центра. Именно регионы Южного федерального округа станутпервыми кандидатами на введение внешнего правления. В частности, такиеперспективы встают перед Кабардино-Балкарией, Дагестаном, Ингушетией иЧечней. При этом среди "сильнодотационных" регионов числятся и не входящие вепархию г-на Козака Усть-Ордынский автономный округ, Республика Алтай иЕврейская автономная область.

Однако такой решительный практический шаг, как попытка отодвинуть региональных глав Кавказа от финансовых потоков, может остаться благим пожеланием. Назначения президентов республик все равно будут происходить с учетом местных кланов. В противном случае северокавказские лидеры снова начнут намекать на возможность внутренней дестабилизации. При этом пока не названы ни конкретные регионы, в которых будет введен внешний контроль, ни способ формирования органов федерального управления. Не застрахован Кавказ и от попыток сформировать эти органы из людей в погонах. Судя по опыту их внедрения на различные государственные посты, силовое происхождение не является ни гарантией от коррумпированности, нисвидетельством способности эффективно решать сугубо мирные хозяйственныепроблемы.

Совершенно в параллельной реальности живут остальные нововведения. В Россиитеперь, например, наличествует инвестиционный фонд, который, правда, нельзяиспользовать даже на строительство региональных дорог, потому что, по словамчиновников, это не удержит инфляцию. Есть законы о концессиях иособых экономических зонах, и такая реакция на них некоторых ключевыхведомств приведет к тому, что плоды прогрессивного законодательства мы не увидим ещедолго.

А есть в России собственно регионы, которым вообще не близки никакиегосударственные стратегии развития. В Костроме, например, до сих пор газифицируют села и ткут лен. В Ханты-Мансийске ближайшие пару сотен лет бюджет будет ориентирован на цены на энергоносители. А на Кавказе никуда не делись вялотекущая война и сопутствующее ей воровство. Объединяет все эти регионы апатия и скепсис по отношению к федеральному центру. Чтобы реализовать эффективную региональную политику, нужно иметь четкое представление, что делать в каждом регионе, хорошую бюрократическую систему и лояльную региональную элиту - союзника, рассчитывающего на вертикальную политическую мобильность.

Полностью отучить чиновника присваивать государственное невозможно.Невозможно добиться, чтобы политики думали исключительно о простых людях иникогда не врали. Коррупцию и безответственность нельзя даже локализовать в ситуации, когда перед избирателями региональные чиновники ответственности не несут, а подчиняются только президенту. Причем президенту, об уходе которого все только иговорят. Только когда у местной элиты появится ответственность передсобственной карьерой, у нее станет меньшим соблазн "неверно истолковывать"инициативы сверху и бойкотировать любые реформы.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net