Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

16.10.2007 | Татьяна Становая

Кадровая политика Виктора Зубкова

На прошедшей неделе стало известно о ряде состоявшихся или готовящихся кадровых назначениях, которые свидетельствует о наличии определенной автономии нового премьера в проведении кадровой политики. В связи с этим следует отметить четыре важнейших кадровых решения.

Первое – назначение Андрея Дутова руководителем Федерального агентства по промышленности. Дутов работал заместителем Бориса Алешина, который руководил агентством до того, как в прошлом месяце возглавил АвтоВАЗ. За свою карьеру он возглавлял совет директоров Балтийского завода, избирался в советы Московского радиотехнического завода, «Северной верфи», ФПГ «Оборонительные системы», Завода им. Дегтярева, ЛОМО. В 1998 году стал первым заместителем гендиректора холдинговой компании «Новые программы и концепции» (НПК), владельцем которой был экс-помощник президента Ельцина Борис Кузык. На этой должности также входил в советы директоров ряда оборонных предприятий, возглавлял советы «Северной верфи», Северо-западного пароходства, Московского радиотехнического завода. В 2004 году, после продажи НПК Межпромбанку, перешел в Роспром, где сделал карьеру, заняв пост главы агентства.

Назначение Дутова представляется компромиссом между группой влияния главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова, который ведет очень активную экспансию в экономическом и аппаратном направлении, и Зубковым, который выступил против кардинальных перемен в министерстве. Дело в том, что Чемезов активно лоббировал разделение министерства промышленности и энергетики на министерство промышленности и министерство энергетики. До сих пор, например, не назначен глава агентства по энергетике, которое должно быть упразднено в случае реализации плана Чемезова. На пост нового министра промышленности Чемезов продвигал заместителя Виктора Христенко - Дениса Мантурова. С одной стороны, премьер сохранил целостное министерство Христенко, а Мантуров остался лишь заместителем министра, но, с другой стороны, Дутов выглядит фигурой, совместимой с Чемезовым – он был заместителем близкого к нему Бориса Алешина, хотя и не относился к группе «Рособоронэкспорта».

Второе назначение выглядит не слишком приятным для группы Чемезова и одновременно экономического блока правительства, за лидерство в котором борется новый вице-премьер Алексей Кудрин. Виктор Зубков реанимировал в правительстве аналитический центр, который был создан его предшественником Михаилом Фрадковым как противовес МЭРТу и Минфину в декабре 2005 года. Именно тогда конфликты между Фрадковым и министрами экономического блока достигли своего пика. Как напоминает «Коммерсант», этот орган объединил в себе Центр экономической конъюнктуры и Рабочий центр экономических реформ. Фрадков хотел на примере работы этой новой структуры показать, прежде всего, Герману Грефу, какие прогнозы хочет видеть правительство: именно за их низкое качество МЭРТ нередко подвергался критике. По данным «Коммерсанта», кресло главы центра предлагалось отдать бывшему министру экономики Андрею Шаповальянцу. Но он отказался и работает сейчас гендиректором ООО «Центр реструктуризации и развития предприятий». По сути центр так и не заработал.

Новым главой центра назначен Андрей Зверев, работавший до этого вице-президентом Военно-страховой компании. В нынешней ситуации институционально центр останется противовесом экономическому блоку правительства, где у Зубкова дефицит собственных аппаратных ресурсов. Зубков уже добился аппаратного ослабления МЭРТа за счет передачи значительной части функций Минрегиону во главе с Дмитрием Козаком. Новый министр Эльвира Набиуллина при этом не является аппаратно сильной фигурой. В этих условиях премьер активно ее поддерживает и хвалит, тем самым стремясь получить ее в союзники в конкуренции с вернувшим себе ранг вице-премьера Алексеем Кудриным. Именно для его сдерживания и создается аналитический центр. Он будет заниматься «подготовкой для правительства РФ рекомендаций и предложений по приоритетным вопросам экономической политики и экономических реформ».

Зверев родился в 1955 году, до 1990 года работал в Госбанке и Госплане СССР. С 1990 по 1992 год был заместителем министра финансов РСФСР и руководителем бюджетного управления Межгосударственного экономического комитета в должности министра. С 1993 по 1996 годы руководил экономическим департаментом аппарата правительства. В 1996 году чиновник неожиданно ушел в бизнес - вице-президентом «Славнефти». Проработав там два года, он вновь вернулся в госструктуры - с 1998 по 2004 год он успел послужить и начальником инспекции Счетной палаты (работа с нефтяными компаниями), и в Минюсте (аудит и страхование). Затем работал в Роспроме, откуда ушел со скандалом в Военно-страховую компанию.

Причиной ухода из Роспрома стал его конфликт с Борисом Алешиным, который сейчас возглавляет контролируемый Чемезовым АвтоВАЗ. В 2004 году Зверев стал заместителем Алешина по вопросам экономики, финансов, госзакупок и мобилизационной подготовки, но уже в июле 2005 года - уволен.

Как стало известно «Коммерсанту», Зверев пытался создать в Роспроме альтернативный центр влияния.Третье кадровое решение Зубкова не менее интересно. Он поддержал выдвижение на пост главы Объединенной судостроительной корпорации Юрия Ярова, работавшего в свое время вице-премьером в правительстве Виктора Черномырдина и заместителем главы администрации президента Бориса Ельцина. По его руководством Зубков работал в 1989 году заместителем председателя Ленинградского облисполкома. В марте 1990 года Яров был избран депутатом Ленинградского облсовета и народным депутатом РСФСР, с апреля 1990 года - председателем Леноблсовета. С сентября 1991 года - представитель президента РСФСР в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В ноябре 1991 года стал заместителем председателя Верховного совета РСФСР Руслана Хасбулатова. В 1993-1996 годах - вице-премьер в правительстве Виктора Черномырдина, курировал социальный блок. С 1996 по 1997 год – заместитель главы президентской администрации: сначала - у Анатолия Чубайса, потом - у Валентина Юмашева. Затем был отправлен в почетную отставку – представителем президента в СФ, в 1999-2004 годах был исполнительным секретарем СНГ. В 2004 году вернулся в правительство на должность советника главы Роспрома Бориса Алешина. Затем был назначен директором ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» (специализируется на проектировании боевых кораблей) в Санкт-Петербурге.

Назначение Ярова произошло после отставки бывшего советника президента Александра Бурутина, который возглавил ОСК по рекомендации Сергея Иванова. Это произошло в марте текущего года, сразу после создания корпорации. ОСК – это один из шагов Сергея Иванова в его достаточно успешной за последний год политической и аппаратной экспансии. Стоит напомнить, что в начале этого года он избавился от недостаточно популярной должности министра обороны и сравнял аппаратный вес с некогда казавшимся фаворитом в борьбе за статус преемника Дмитрием Медведевым. Иванов к середине этого года опередил Медведева и как наиболее вероятный кандидат на пост президента, а в сентябре рассматривался как уже чуть ли не состоявшийся сменщик Михаила Фрадкова – слухи о его назначении премьером ходили очень упорно. Одновременно Иванов значительно укреплял свои позиции за счет получения в свое ведение промышленной политики и госкорпораций. Ранее Иванов был значительно обделен экономическими ресурсами по сравнению с другими сослуживцами Путина. В частности, Иванов возглавил совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации. Возможно, он также станет главой наблюдательного совета корпорации «Ростехнологии» во главе с Сергеем Чемезовым.Однако формирование ОСК у Иванова изначально шло непросто. Помимо того, что он так и не смог решить проблему частных собственников судостроительных верфей, возникли и кадровые проблемы. Бурутин, ранее не работавший в промышленности, с задачей практически не справился и, как писал «Коммерсант», подал заявление об уходе. Бурутин вернулся в Генштаб на специально учрежденную должность «второго первого» заместителя. По некоторым данным, он может со временем сменить Юрия Балуевского во главе этого органа.

Наконец, четвертое кадровое назначение может быть отнесено к «заслугам» Зубкова косвенно, хотя оно и характеризует его кадровую политику определенным образом. Речь идет о назначении главой «Почты России» бывшего председателя правления Сбербанка Андрея Казьмина. До последнего времени активную борьбу за этот пост вел другой близкий к Путину министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. Он не раз критиковал главу «Почты» Игоря Сырцова, а против него в СМИ была развернута мощная информационная кампания. Назначить Казьмина предложил Зубков, который руководствовался проблемой выведения ФУП из кризиса - он проигнорировал аппаратные интересы Реймана, в чье ведение входит «Почта».

Все это позволяет сделать несколько выводов.Во-первых, Виктор Зубков, в отличие от своего предшественника Михаила Фрадкова, имеет заметно больше свободы в реализации кадровой политики. Это доказывает и тот факт, что Зубков сразу же назначил главой своего секретариата свою «правую руку» в финансовой разведке – Юрия Чиханчина. Михаил Фрадков был вынужден все 3 года работать с главой секретариата Михаилом Синелиным, ранее считавшимся верным союзником Михаила Касьянова.

Во-вторых, Зубков при принятии своих кадровых решений успел проигнорировать аппаратные и клановые интересы основных «путинских» фигур в правительстве – фигур, имеющих прямой доступ к президенту и по сути политически автономных от премьера.

В-третьих, Зубков принимает кадровые решения на основе компромисса, то есть все назначенцы совместимы с основными группами влияния и не являются членами команды Зубкова, которая фактически только формируется. Путин не заинтересован в разворачивании борьбы за посты, и сохранение баланса интересов и стабильности – важнейшая задача в выборный период. Поэтому он не идет на коренные реорганизации, предпочитая «точечные» персональные замены в тех сферах, где они выглядят безусловно необходимыми.Кадровые решения в правительстве (за исключением Казьмина) свидетельствуют о продвижении на ключевые роли фигур с кадровой периферии, откуда пришел и сам Виктор Зубков. Это позволяет ему руководствоваться внеклановой логикой и создавать собственную инфраструктуру влияния в центре. В то же время Зубков остается и довольно ограниченным в проведении кадровой политики, и целый ряд назначений осуществляется по традиционной схеме (например, Василий Якеменко продвинут на пост главы комитета по делам молодежи заместителем главы президентской администрации Владиславом Сурковым). Однако важно, что Зубков более самостоятелен, чем Михаил Фрадков, и это может определять его политический статус по сравнению с «техническим» предшественником.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net