Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

07.11.2005 | Алексей Макаркин

СЕВЕРО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ГАЗОПРОВОД: ВОЗМОЖНОСТЬ РЕВИЗИИ ПРОЕКТА

Предстоящее строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) является важнейшим экономико-политическим проектом, который реализует "Газпром". Экономическая составляющая этого проекта заключается в резком сокращении маршрута транспортировки российского газа, что выгодно немецким фирмам (уже согласовано участие в реализации проекта таких крупнейших германских компаний как BASF и E.ON). Политическая составляющая - в случае успеха, резкое снижение значения проекта связанного с такими транзитными государствами, как страны Балтии, Польша, Украина, Белоруссия.

Главным лоббистом проекта в Германии был уходящий сейчас в отставку канцлер Герхард Шредер. Именно его усилиями было существенно ускорено подписание соглашения о строительстве газопровода, которое удалось согласовать до парламентских выборов в Германии. Документ был подписан руководителями "Газпрома", BASF и E.ON 8 сентября. Трасса СЕГ проходит по акватории Балтийского моря - от Выборга (Ленинградская обл.) до Грайфсвальда (Германия). "Газпром" обещает ввести газопровод протяженностью 1200 км в эксплуатацию в 2010 году. В перспективе планируется проложить ветку через Нидерланды до Бэктона (Великобритания), и тогда общая протяженность может составить 3000 километров.

Для Шредера интересы германской экономики обладали безусловным приоритетом над позициями его новых коллег по ЕС. Тем более, что они не поддержали германскую позицию в 2003 году, когда объединенная Европа так и не смогла сформулировать общую точку зрения по иракскому вопросу. Более того, страны "новой Европы", в первую очередь - поляки и прибалты, выступили тогда на стороне США, оставив тем самым франко-германскую "связку" в явном меньшинстве. Напомним также, что Россия в это время, напротив, координировала свою позицию с точкой зрения Парижа и Берлина, что дало повод даже говорить о создании некоей "оси" Париж-Берлин-Москва. Представляется, что разговоры об "оси" носили поспешный характер, но вполне конкретный результат тогдашнее размежевание в среде европейцев имело: когда встал вопрос о строительстве газопровода, Шредер жестко проигнорировал мнение поляков и прибалтов. Не случайно сразу же после объявления о его отставке с поста канцлера пошли слухи о возможности его "трудоустройства" в "Газпроме".

Несколько иначе настроена будущий канцлер Ангела Меркель. На минувшей неделе, еще не вступив в должность, она заявила, что понимает озабоченность Литвы в связи с прокладкой газовой магистрали из России в Германию по дну Балтийского моря в обход стран Балтии. На встрече с президентом Литвы Валдасом Адамкусом будущий канцлер Германии отметила, что Россия может попытаться использовать проект газопровода в качестве политического инструмента. Меркель, в частности, заявила, что ей известно о могущих возникнуть при прокладке продуктопровода по дну Балтийского моря проблемах, и обещала не забыть о них в разговоре с руководством России. На встрече с Адамкусом Меркель также сказала, что будет стремиться, чтобы новое правительство Германии было более открытым. Она подчеркнула, что Германия должна уделять больше внимания малым государствам Евросоюза и сказала, что одобряет мысль Адамкуса, заявившего, что ЕC со своими партнерами должен разговаривать на одном языке.

Таким образом, отношение Меркель к СЕГ не столь безусловно. Однако если она лично, возможно, и хотела бы пересмотреть параметры соглашения, то в реальности об этом речи скорее всего не пойдет. Ей мешают несколько обстоятельств.

Первое состоит в том, что она будет "слабым канцлером" и вряд ли сможет открыто ревизировать проект своего предшественника (тем более что МИДом в новом кабинете должен руководить социал-демократ).

Второе - крупный германский бизнес, который прямо заинтересован в строительстве СЕГ, тесно связан с ХДС, что еще более осложняет отказ от реализации проекта.

Третье - к СЕГ проявляют непосредственный интерес целый ряд европейских фирм, что наглядно проявилось во время недавнего визита Владимира Путина в Бельгию и Великобританию, а также состоявшегося на минувшей неделе визита в Голландию. Каждая европейская поездка Путина не обходится сейчас без диалога по этому вопросу, который ведет лично глава государства. Таким образом, речь идет о проекте, который выходит за пределы двусторонних российско-германских отношений и затрагивает интересы многих серьезных игроков "старой Европы". Последнее представляется наиболее важным - как Меркель, так и прибалтам трудно будет пойти против общеевропейского интереса, связанного с обеспечением энергетической безопасности стран "Старого Света". Для многих стран Европы это является безусловным политико-экономическим приоритетом.

В этой ситуации Россия ужесточает свою позицию по отношению к транзитным государствам, рассчитывая, что их роль в среднесрочной перспективе серьезно снизится. Так, "Газпром" направил крупнейшей польской нефтегазовой компании Polish Oil and Gas Company (PGNiG) письмо с предложением пересмотреть цены на поставляемый в Польшу газ и провести переговоры по этому вопросу. В PGNiG уже заявили, что не видят причин для пересмотра цен, оговоренных еще в 1996 году. Ранее руководство "Газпрома" не раз подчеркивало, что газ в Польшу продается по цене порядка $120 за тыс. кубометров, что, с одной стороны, гораздо выше, чем внутренняя цена, с другой - ниже той, по которой газ идет во Францию или Германию. Отметим также, что в нынешнем году "Газпром" выступил с инициативой об увеличении цены на газ, поставляемой Украине. Но пока не совсем ясно, будет ли реализована эта инициатива, или же речь идет лишь о "торговой" позиции в ходе переговоров с Россией.

Означает ли все это, что проект СЕГ обречен на успех? Здесь не все так просто. Похоже, что оппоненты СЕГ стремятся сейчас "замотать" проект, апеллируя к имиджево выгодной экологической тематике. Об этом свидетельствует корректировка тактики лидеров балтийских государств. Так, по итогам недавнего саммита в Таллине президентов Эстонии, Латвии и Литвы, было принято заявление, которое внешне кажется сенсационным. Президенты неожиданно пришли к выводу, что "страны Балтии заинтересованы в прокладке по дну Балтийского моря газопровода Россия-Германия". Прибалтийские лидеры также подчеркнули важность газопровода с точки зрения дальнейшего развития экономики и энергетики их стран. "Этот проект жизненно важен для экономического развития стран Балтии, и мы хотим, чтобы при его реализации и эксплуатации были соблюдены наши интересы", - заметил Литвы Валдас Адамкус.

Это высказывание Адамкуса перекликается с цитированными выше словами Меркель о проблемах, которые могут возникнуть на этапе реализации проекта. Подробнее об этом сказал президент Эстонии Арнольд Рюйтель. Говоря об экологических аспектах и рисках данного проекта, он напомнил, что газопровод предполагается проложить по восточной части Балтики, где на территории примерно 120 квадратных километров морского дна покоится немало неразорвавшихся боеприпасов и контейнеров с химическими веществами времен Второй мировой войны. "Все изыскания и реализация этого проекта должны проводиться гласно, с привлечением как общественности, так и ученых из стран Балтии и Скандинавии", - подчеркнул Рюйтель.

Напомним, что организации "зеленых" давно протестуют против строительства газопровода, предрекая экологическую катастрофу. Их представители утверждают, что на дне Балтийского моря захоронено свыше 12 тысяч тонн трофейного химического оружия. Представляется, что такая позиция может быть актуальной, в частности, для германской Партии зеленых, которая хотя и не представлена в планируемой правительственной коалиции, но все же сохранила представительство в бундестаге. Таким образом, приоритеты будущего канцлера и одной из оппозиционных политических сил могут совпасть. Еще более примечателен обсуждаемый германскими политологами вариант, при котором "большая коалиция" так и не реализуется из-за серьезных разногласий между ее участниками, и новый кабинет будет сформирован ХДС/ХСС и двумя "малыми партиями": СвДП и "зелеными". Этот вариант сейчас выглядит далеко не профилирующим, но, в случае его реализации, шансы СЕГ становятся еще меньшими.

Таким образом, экологическая тема становится основной в вопросе о перспективах СЕГ. Тем более что российская позиция выглядит весьма жесткой. Заместитель начальника отдела энергосбережения и экологии "Газпрома" Станислав Маркин заявил, что компания не берет на себя обязательств по подъему химического оружия со дна Балтийского моря. Он также отметил, что "Газпром" не будет заниматься обезвреживанием этого оружия в ходе строительства СЕГ. Маркин признал как наличие экологических проблем при строительстве газопровода, так и существование проблемы захоронения химического оружия на дне Балтики. По его словам, эта проблема требует создания карты захоронений и ведения работ с большой осторожностью. По словам Станислава Маркина, прибалтийские страны "крайне ревниво" относятся к строительству газопровода, так как по завершении строительства они лишатся транзита газа через свою территорию. Таким образом, российская сторона дает понять, что "раскручивание" экологической темы является лишь поводом для неприятия проекта, а причины носят экономический характер.

Впрочем, наряду с экологической тематикой противники СЕГ продолжают апеллировать и к европейской солидарности. Тот же Адамкус, который говорил о "жизненной важности" проекта, считает, что Европейский союз должен заставить Россию и Германию пересмотреть договор о прокладке газопровода по дну Балтийского моря. По его мнению, еще не поздно повлиять на строительство газопровода. "Конечно, не поздно. Конечно, возможно еще добиться пересмотра соглашения. Строительство ведь еще не началось, деньги не израсходованы и все понимают, что в отношении этого договора далеко не все продумано", - отметил Адамкус. Он считает, что "члены Европейского союза должны говорить единым голосом, так как речь идет не только о вопросе энергетики".

О серьезности опасений в отношении ревизии проекта СЕГ и существенной корректировки российского вектора германской политики свидетельствуют высказывания Герхарда Шредера. На минувшей неделе он заявил, что стратегическое партнерство с Россией имеет "решающее значение" для Германии и Европейского союза в целом. "Россия - это партнер с огромными возможностями", которые не ограничиваются важным сотрудничеством в энергетической и сырьевой областях, подчеркнул он. Благодаря "великолепным, тесным отношениям" ФРГ и России стало невозможным повторение того ужаса, который исходил в прошлом с немецкой земли, отметил канцлер. Герхард Шредер ожидает, что нынешний курс Германии в отношении России получит продолжение и при новом канцлере Ангеле Меркель.

Таким образом, несмотря на явные успехи в продвижении проекта СЕГ, вопрос ликвидации (или снижения) зависимости России от транзитных государств до сих пор не решен. Представляется, что в ближайшее время уровень конфликтности вокруг проекта СЕГ будет увеличиваться, причем вряд ли недовольные игроки будут идти в безнадежную "лобовую" атаку на проект. Однако возможности для "непрямых действий" (с использованием, в первую очередь, экологической темы, и, во вторую - апелляции к европейской солидарности) представляются далеко не исчерпанными. Но все же более вероятно, что "старая Европа" сможет добиться реализации выгодного для неё проекта. А экологические и прочие проблемные сюжеты станут предметом длительного политического "торга", в ходе которого прибалты и поляки, скорее, смогут не воспрепятствовать строительству СЕГ, а добиться от своих европейских партнеров "ассиметричных" уступок в других сферах функционирования ЕС.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net