Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

20.02.2008 | Валерий Выжутович

Ножницы в голове

Вселенский скандал с карикатурами в датском журнале, случившийся более двух лет назад и, казалось, ушедший в историю, неожиданно получил продолжение. На прошлой неделе 11 датских газет вновь опубликовали карикатуру на пророка Мухаммеда. Таким способом они выразили протест против едва не состоявшегося покушения на 73-летнего художника Курта Вестергаарда, одного из авторов тех самых карикатур, что были опубликованы в 2005 году. Полиция раскрыла заговор, трое мусульман североафриканского происхождения, подозреваемых в подготовке убийства, были арестованы. Дальше - по нарастающей.

Иранское правительство потребовало от датского извинений. Датское отказалось их принести. «Если кто и должен извиниться за свободу слова, права человека, тюремные сроки и отсутствие демократии, так это иранцы», - заявил один из членов датского парламента, а группа депутатов отменила запланированный визит в Иран. Данию захлестнула волна беспорядков. Молодые люди из иммигрантских кварталов громят витрины магазинов, поджигают автомобили, забрасывают полицейских камнями и бутылками с зажигательной смесью… Только в Копенгагене задержаны более полусотни погромщиков.

А в России - другая история, не столь громкая, но тоже замешенная на взаимоотношениях искусства и религии. Проведен обыск в Музее и Общественном центре имени Сахарова. Следователей интересовали экспонаты выставки «Запрещенное искусство-2006». По оценке правоохранительных органов, некоторые из этих экспонатов содержали «унизительные и оскорбительные изображения по отношению к христианской религии и гражданам, исповедующим данную религию». Организаторы выставки привлекаются к уголовной ответственности по ст. 282.1 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам отношения к религии). «К сожалению, стены сахаровского Центра используют для занятия грязным бизнесом, который бьет по репутации страны и по нравственности», - говорит сопредседатель движения «Народный собор» Владимир Хомяков. Организаторы выставки обвинения отвергают. «Мы не будем сотрудничать со следствием, потому что все происходящее - заказ», - заявил директор музея Юрий Самодуров. Между прочим, у него назревает вторая судимость. Несколько лет назад он был приговорен к денежному штрафу в 100 тысяч рублей. Поводом для обвинений тогда послужила нашумевшая выставка «Осторожно, религия!» Правда, было возбуждено (но не доведено до суда) уголовное дело и против группы людей, разгромивших эту выставку.

Конфликты представителей разных конфессий с людьми искусства происходят все чаще и чаще. Но, надо признать, такие конфликты обычно чем-то спровоцированы. При том, что четкую грань между художественной провокацией и провокацией религиозной провести подчас очень непросто. Ее проводят воспитание, вкус, чувство меры, а они у всех разные. Выставка «Осторожно, религия!», на мой взгляд, была непристойна. Радикализм ее устроителей мне лично претит. Но претит и радикализм погромщиков этой выставки. Ибо это цензура в агрессивном ее воплощении. Искусство, конечно, священно. Но все же не до такой степени, чтобы каждый художественный жест поверялся канонами православия, мусульманства или буддизма; чтобы в пространстве культуры шагу нельзя было ступить, не заглянув в святцы. Между тем тенденция очевидна: появление в сценическом (живописном, экранном и т.п.) произведении всяческих символов веры стало совершаться не без оглядки на церковные постулаты. Недавно в Сыктывкаре власти отказались финансировать постановку оперы «Балда» на музыку Шостаковича по мотивам сказки Пушкина. Поначалу-то они не возражали. Какие возражения? Первый - классик советской и мировой музыки, второй - вообще «наше все». Но тут кому-то что-то почудилось. В итоге из либретто был напрочь вычищен известный персонаж - тот самый, коему был дан совет не гоняться за дешевизной. Вообще-то при жизни Шостаковича гуманистический пафос его произведений сомнению не подвергался (партийную цензуру не устраивала только форма: «сумбур вместо музыки»). О Пушкине и говорить нечего - в благодарной памяти потомков он запечатлелся еще и тем, что чувства добрые лирой пробуждал. И вот оба гения разных эпох оказались неполиткорректными.

В берлинской «Дойче опер» случилась похожая история. Германская полиция порекомендовала театру снять с репертуара оперу Моцарта «Идоменео». Спектакль спокойно шел три года, но однажды вдруг заметили, что царь Идоменео в финале выходит на авансцену с тремя отрубленными головами - Иисуса, Будды и пророка Мухаммеда. Нельзя! Точнее так: предъявляемые публике головы первых двух персонажей опасений не вызывают, а вот с головой третьего лучше поостеречься - мусульмане народ обидчивый. Словом, спектакль несет в себе угрозу безопасности. И не лучше ли, мол, отказаться от него. Театр внял совету. Чем вызвал решительное неодобрение со стороны политиков, общественных деятелей. На эту тему высказалась и канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она заявила, что спорить можно о вкусах, «но не о свободе искусства, свободе слова, прессы и мнений о религии».

Думаю, спорить о вкусах, и только о них, следовало и тогда, когда в Москве готовился концерт Мадонны. Ей долго искали место для выступления. Площадку на Воробьевых горах категорически забраковала милиция - здесь якобы невозможно обеспечить безопасность зрителей. Аэродром «Тушино», предложенный властями, отвергли устроители шоу - по их словам, «это место сложно назвать престижным». А Большая спортивная арена как будто бы отвечала всем требованиям. Но тут кто-то счел, что американской поп-диве вообще не место духовном пространстве России, что ее «антихристианское», «кощунственное» шоу может оскорбить чувства верующих. К счастью, разум возобладал над предрассудками. Вот так же несколько лет назад предавался остракизму спектакль «Благовещение», которым открывался Московский международный балетный фестиваль «Гран па». Некий общественный комитет требовал запретить показ «кощунственного и развращающего балета». Я спектакля того не видел, и могу лишь довериться критикам, оценившим постановку французского балетмейстера Анжелена Прельжокажа как «чистый шедевр, тишайший и целомудренный». Впрочем, авторы тогдашней петиции, адресованной столичному мэру и руководству Малого театра, где проходил фестиваль, тоже не смотрели «Благовещение». Но заранее углядели в нем «разврат и сатанизм». Забавно вспомнить времена, когда все у нас было наоборот. Советские идеологические надсмотрщики запрещали балет Мариинки «Сотворение мира», поскольку от него, как тогда говорилось, «несло религиозным душком», подрывающим основы коммунистической нравственности.

Стремление табуировать содержание и форму произведений искусства, кому-то кажущихся «кощунственными», становится знаком времени. А главное, оно находит отклик в светском обществе. После первого скандала с карикатурами в датском журнале чего только мы не наслушались! И про неотвратимое противостояние двух цивилизаций, грядущее смертельное столкновение между исламом и христианством, бедностью и богатством... И про то, что в виду происходящего миру следует отказаться от «обветшалых» стандартов поведения, выработанных столетиями, надобно срочно пересмотреть все прежние ценности…

Короче, нас призывают к политкорректности. Что это такое, проще говоря? Правильно, самоцензура. Добровольный отказ от высказываний, способных оскорбить чьи-то чувства. Но и здесь все подчас через край. Вот, скажем, в Вашингтоне рядом с Конгрессом США каждый год, в начале декабря, начинает сиять огнями «праздничное дерево». Именно так, отдавая дань политкорректности, называют гигантскую елку, установленную у здания Капитолия. По тем же соображениям во время церемонии вместо фразы «С Рождеством!» произносится нейтральное: «Поздравляем с праздником!» Год назад несколько конгрессменов обратились к коллегам: хватит сходить с ума, давайте вернем дереву у Капитолия название «рождественская елка». Инициатива не получила поддержки. И не в последнюю очередь потому, что на нее мгновенно отреагировали общественные и религиозные организации, пригрозившие законодателям судебными исками.

Самоцензура, доведенная до абсурда, замешенная на страхах и современных фобиях, - это все те же ножницы. Только не в руках религиозных ортодоксов, а в собственной голове.

Валерий Выжутович - публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net