Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

03.04.2008 | Сергей Маркедонов

Кто более «матери-организации» ценен?

На открывшемся в Бухаресте саммите НАТО взаимоотношения по линии Североатлантический Альянс - страны СНГ займут одно из приоритетных мест. Вместе с тем было бы принципиально неверно ограничивать данную проблему хронологически и географически. При любом раскладе в апрельские дни 2008 года вопрос о расширении НАТО (как минимум активном проникновении) на пространстве бывшего Советского Союза станет приоритетным в российской внешней политике в предстоящие годы.

Во-первых, североатлантический тренд в политике Грузии сегодня не имеет реальных альтернатив, а потому роль Бухареста не надо ни переоценивать, ни драматизировать. Идея нейтралитета не разделяется активными игроками внутри страны (сейчас это удел маргиналов, не влияющих на принятие управленческих решений), а о пророссийской ориентации говорить вообще не приходиться (она закончилась в середине 1990-х гг.). А потому, при любом исходе голосования по присоединению Грузии к Membership Action Plan официальный Тбилиси не остановится в своей борьбе за его получение. Как говорится, не 2008 год, так 2009 и далее по календарю. Во-вторых (и это более важно), к НАТО присматриваются далеко не только в Киеве и в Тбилиси. И не просто присматриваются, а активно сдают НАТО-вские экзамены (только их сложность на сегодня меньше, чем аналогичные испытания для Украины и Грузии).

«В середине апреля в Баку прибудет оценочная миссия по оценке исполнения первого этапа IPAP (речь идет о «Плане индивидуального партнерства» между НАТО и Азербайджаном). В это время в Баку пройдет конференция, на которой будет оцениваться исполнение первого этапа плана Азербайджаном», - отметил офицер-координатор НАТО по Южному Кавказу Збигнев Рыбатски. Напомним, что в ноябре 1997 года распоряжением тогдашнего президента Азербайджана Гейдара Алиева была создана Государственная комиссия по сотрудничеству Азербайджан-НАТО. Что же касается непосредственно «IPAP», то он был объявлен открытым для государств-партнеров на Пражском саммите НАТО в ноябре 2002 года. 19 мая 2004 года президент Ильхам Алиев представил в Брюсселе генеральному секретарю НАТО Яаапу де Хооп Схефферу подготовленный Азербайджаном представительский документ IPAP. Завершился первый этап IPAP в 2007 году. Посетивший Азербайджан в конце сентября 2007 года специальный представитель НАТО по Кавказу и Центральной Азии Роберт Симмонс сообщил, что в ходе его визита обсуждался очередной этап IPAP, рассчитанный на предстоящие два года. По его словам, первый этап (2005-2007) Азербайджаном успешно осуществлен.

В марте 2008 года именно в Баку состоялся 68-ой семинар «Rose-Roth» Парламентской ассамблеи НАТО. На этом представительном форуме президент этой организации Жозе Лелло прямо заявил: «Парламентская Ассамблея НАТО играет большую роль в подготовке стран-кандидатов, их парламентов для вступления в альянс. Мы уделяем внимание странам Балканского полуострова, Южного Кавказа, Средней Азии, Афганистану и Ближнему Востоку. Ассоциированное членство стран в Парламентской Ассамблее НАТО позволяет этим странам проявить себя, узнать, что они могут предложить альянсу и что НАТО может дать им». В работе мартовского семинара в Баку приняли участие представители 25 государств. Первая сессия семинара была посвящена проблемам безопасности Южного Кавказа и Каспийского региона.

Естественно, на этой сессии (а также на других, например, по вопросам кооперации в энергетической сфере) роль Азербайджана интенсивно обсуждалась. Эксперты, представляющие НАТО, отметили, что первый цикл «Плана индивидуального партнерства» Азербайджан завершил успешно. А потому, подписание второго цикла в апреле 2008 года (то есть после Бухарестского саммита) не кажется чем-то неожиданным. По словам азербайджанского военного эксперта Джанмирзы Мирзоева, в апреле нынешнего года «будут, конечно, определены какие-то перспективы, к которым Азербайджан и НАТО будут стремиться. Речь будет идти о мероприятиях, которые надо осуществить, чтобы Азербайджан сблизился с НАТО». По мнению Мирзоева, кардинальных перемен в отношениях Баку и Альянса не произойдет, и сроков получения очередного более высокого статуса в НАТО пока никто назвать не может.

Однако, как сообщает влиятельная бакинская газета «Зеркало» на этом этапе ожидаются «более серьезные реформы в вооруженных силах Азербайджана». Пока же мы можем констатировать, что уже сегодня под «натовский стандарт» переведен Бакинский гарнизон, а также интенсивно переводятся под него корпуса в Нахичевани и в Барда. Более того, среди членов НАТО у Азербайджана есть стратегический партнер и стратегический лоббист в вопросах безопасности. Речь идет о Турецкой Республике. Между тем, турецкая армия - вторая по численности военная машина НАТО. Турция оказывает содействие в подготовке и в переподготовке офицерского корпуса Азербайджана, а также осуществляет сухопутную блокаду Армении, последовательно и жестко выступает за освобождение оккупированных территорий вокруг Карабаха. Таким образом, «свой человек» в НАТО у Баку есть. Что касается отношений с другими членами Альянса, то следует отметить высокий уровень экономической кооперации с Польшей (не зря на прошлогоднем саммите ГУАМ была представлена и Варшава). Как отметил директор Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабанов, «сегодня Польша выстраивает новую концепцию своей нефтегазовой безопасности. В качестве основных партнеров она хотела бы видеть Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину. Если точнее, Варшаве нужна каспийская нефть, которая через Грузию и Украину должна быть транспортирована в Польшу». Со странами «старой Европы», входящих в НАТО у Баку более сложные отношения. В частности, нередко азербайджанские эксперты и политики критикуют Францию за «проармянский крен» в ее политике.

Свое сотрудничество с НАТО (и стремление к более тесной интеграции) Баку мотивирует следующим образом. Первое - это стремление к восстановлению территориальной целостности и решение карабахского конфликта в выгодном для Азербайджана ключе. В этом плане позиция России не всегда разделяется в Баку. Азербайджанские политики считают, что стратегическое партнерство Москвы и Еревана не позволяют России считаться «равноудаленным арбитром». Подтверждению этого тезиса в немалой степени способствовало и последнее голосование РФ по «карабахскому вопросу» на Генеральной Ассамблее ООН. Второе - это расчет на то, что с помощью НАТО возможна «вестернизация» Азербайджана в ускоренные сроки. По мнению руководителя азербайджанской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) Самеда Сеидова, «основная задача, стоящая сегодня перед Азербайджаном – не членство в НАТО, а принятие ценностей Североатлантического альянса... Для того чтобы Азербайджан по всем сферам стандартизации был на уровне НАТО нам нужно продолжить тесное сотрудничество».

Таким образом, Азербайджан не подстегивает излишне свое сближение с НАТО. В отличие от Тбилиси Баку не стремится жестко противопоставлять Москву и Брюссель. Конфронтация с Москвой не входит в число приоритетов Азербайджана (даже охлаждение двусторонних отношений в конце 2006 года по энергетическим вопросам и проблеме Грузии) не переросло в «холодную войну» местного масштаба. Однако с НАТО сегодняшний Азербайджан связывает также завышенные ожидания. Между тем задача нейтрализации Армении с помощью Альянса кажется нам сомнительной. Судя по последним сведениям из Еревана, Армения также завершает первый цикл индивидуального партнерства. В ее планах осуществление второго цикла после ратификации всех соответствующих документов. Не один раз официальные представители Еревана (включая и представителей оборонного ведомства) говорили, что роль НАТО в регионе важна для стратегических целей Армении. Таким образом, соперничество Армении и Азербайджана сегодня идет, в том числе, и по линии кооперации с НАТО. Кто будет более «матери-организации» ценен? Время покажет. У Армении тоже есть свои лоббисты и сторонники в НАТО. Не следует забывать, что у США, как минимум, две внешние политики (у Конгресса, и у администрации). И политика Конгресса, как минимум не слишком проазербайджанская.

Таким образом, можно сделать два основных вывода. Процесс расширения НАТО в той или иной форме будет продолжаться (даже в виде борьбы за расширение, ее имитации и прочее). Азербайджан будет также бороться за свое участие в этом процессе. Однако НАТО не сможет интегрировать армянскую общину Карабаха в азербайджанское общество. Без населения же эту территорию «завоевать» никто не даст. Сейчас не 1995 год, и опыт Сербской Краины вряд ли позволят реализовать. НАТО не сможет помочь экономической реабилитации «спорных территорий» и налаживанию двустороннего диалога между Баку и Ереваном. А значит, занимаясь обеспечением своей национальной безопасности, и Азербайджан, и Армения должны изыскивать безопасные механизмы прекращения многолетней вражды и самого крупного этнополитического конфликта в СНГ.

Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net