Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

10.04.2008 | Сергей Романенко

Как и зачем Хорватия вступает в НАТО?

После саммита НАТО в Бухаресте на пути в Сочи Джордж Буш впервые посетил Загреб, став тем самым третьим президентом США после Никсона в 1970 г. и Клинтона в 1996 г., приехавшим в столицу Хорватии. Этот визит, естественно, был тесно связан с только что принятым на саммите решением пригласить Хорватию в постоянные и полноправные члены этой организации. Посещение Загреба имеет значение не только для двусторонних американо-хорватских отношений, но и для всего региона в целом. Именно Хорватию Буш поставил в пример другим странам постъюгославского пространства, которым еще предстоит долгий и непростой путь в НАТО – Боснии и Герцеговине, Черногории, Сербии, Македонии.

Естественно, у каждой из этих стран своя история взаимоотношений с Альянсом. Среди прочего, президент США выразил благодарность Хорватии за службу, которую несут ее солдаты в Афганистане. Причем Загреб пошел на этот шаг еще не будучи формально приглашенным в НАТО. Со своей стороны, президент Хорватии поблагодарил США за поддержку Хорватии на ее пути в НАТО, которую страна испытывала со стороны Вашингтона.

Хорватские политики разделяют позицию президента Стьепана Месича, заявившего о том, что как приглашение в Бухаресте, так и визит его американского коллеги воодушевляют Хорватию в ее усилиях по достижению двух стратегических целей – вступить в НАТО и в ЕС. И Месич, и премьер-министр Иво Санадер полагают, что приглашение вступить в НАТО укрепит позиции Хорватии на переговорах с ЕС. Сходятся они, равно как политические лидеры всех представленных в Саборе (парламенте) партий, что членство в НАТО означает бóльший уровень стабильности, что, несомненно, сделает Хорватию более привлекательной для иностранных инвесторов и бизнесменов, включая и американских.

Однако не следует думать, что путь Хорватии в НАТО был легок, равно как и то, что вступив в НАТО, страна займет подчиненное США положение и лишится своего национального суверенитета. Если обратиться к недавней истории, то отношение Хорватии со странами НАТО и с этой организацией в целом были далеко не простыми. Прежде всего это объяснялось политикой первого президента Хорватии Франьо Туджмана, установившего в независимой Хорватии жесткий авторитарный режим, фиктивная многопартийность, при которой ни одна партий кроме Хорватского демократического союза, не мог рассчитывать прийти к власти на выборах, отсутствие свободной прессы, отношение к национальным меньшинствам, политика притязаний на Боснию и Герцеговину. Недовольство и протесты американских и западноевропейских политиков вызывали и методы, которыми хорватская армия защищала независимость и целостность государства. Свидетельство этому – история с находящимся ныне в трибунале в Гааге хорватским генералом Анте Готовиной.

Однако и проведение свободных президентских и парламентских выборов, состоявшихся в начале 2000 г., через месяц после смерти Туджмана не означала быстрое решение внешнеполитических проблем. Хотя новые власти Хорватии сразу заявили о своем стремлении к вступлению в ЕС и НАТО, что соответствовало давнему устремлению хорватского национального движения – воссоединению независимой и суверенной Хорватии с Европой, страна должна была пройти долгий путь от присоединения к программе «Партнерство ради мира» до приглашения вступить в НАТО.

Прежде всего надо было выполнить целый ряд общих для всех государств, претендующих на вступление в альянс, требований. Наиболее принципиальные из них были сформулированы еще при подписании Рамочного документа ПРМ. Это – процесс прозрачности в области национального военного планирования и формирования военного бюджета; – обеспечение демократического контроля над вооруженными силами и спецслужбами; – поддержание потенциала и боеготовности для внесения вклада в операции под эгидой ООН и или ответственностью ОБСЕ; – развитие военных отношений сотрудничества с НАТО в целях совместного планирования боевой подготовки и учений; – а также создание в долгосрочной перспективе сил, способных оптимально взаимодействовать с силами Альянса.

Естественно, эти же требования касались и Албании и Македонии, вопрос о приглашении которых (в первом случае – положительно, во втором – отрицательно) также рассматривался в Бухатересте. Однако Хорватии предстояло пройти гораздо более трудный и долгий путь, чем многим постсоциалистическим странам Средней Европы. Предстояло реально, а не на уровне деклараций изменить традиционную авторитарную политическую культуру, обеспечить политически и гражданский контроль над силовыми структурами, которые вследствие войны 1991-1995 гг. обладали значительной не определенной законом властью, изменить систем управления вооруженными силами, преодолеть национальные противоречия с тем, чтобы национальная армия стала могла быть полиэтничной по составу, отказаться от призывной армии в пользу профессиональной, решить проблемы со стандартами вооружений и т.д. В более общем плане можно сказать, что страна должна была решить принципиальные проблемы этапа «бархатных революций», которые на большей части постъюгославского пространства оказались отнюдь не бархатными. Разговоры о возможности приглашения Хорватии в полноправные члены НАТО велись уже давно, однако только в 2008 г. это было осуществлено. Сейчас в Загребе надеются, что реально полноправным членом Альянса страна станет через год, с тем, чтобы вместе со всеми остальными принимать участие в праздновании 60-летия НАТО.

Однако если внешнеполитические проблемы вступления Хорватии были решены, то остались проблемы внутренние. Как и во многих других странах, вступление в НАТО пользуется меньшей поддержкой, чем вступление в ЕС. ( Хотя в последнее время поддержка вступления в НАТО растет). Многие граждане Хорватии, независимо от того, поддерживают ли они вступление в Союз или выступают против, считают, что столь важный вопрос надо решить на референдуме, что нация в целом, а не только органы власти, хотя и избранные, должна принять решение. Кроме того, их беспокоит и возможность размещения на территории Хорватии, для которой туризм является одной из самых важных отраслей экономики, военных баз НАТО. Впрочем, такую возможность отрицают и руководители Хорватии, и президент Буш. Сейчас по стране идет сбор подписей в пользу организации референдума, и этот вопрос превратился внутриполитический. Даже лидеры партий, выступавшие на последних парламентских выборах вместе и вместе оказавшихся в оппозиции – социал-демократ Зоран Миланович и Весна Пусич из Хорватской национальной партии, – хотя и поддерживают вступление в НАТО, по-разному относятся к референдуму. Первый – «за», вторая – «против».

Впрочем, и приезд Буша был встречен демонстрацией правозащитных и экологических организаций, которые критикуют США за нарушения прав человека и и политику в области охраны окружающей среды.Не секрет, что приглашение Хорватии (как и Албании) в НАТО имеет и актуальный политический контекст. Он связан с тем, что лидеры США и Западной Европы стремятся, наконец, перевернуть страницу истории под названием «Распад Югославии» и установить в регионе, где все еще продолжают бурлить процессы национального самоопределения, стабильность и твердо зафиксированные границы.

Прием этих двух стран (а в перспективе – и Македонии) на фоне, при всем их отличии, проблем Косово и Боснии и Герцеговины, а также внутриполитической нестабильности в Сербии, увеличивает гарантии нерушимости границ. Недаром одним из условий вступление в НАТО является отсутствие этнических и территориальных конфликтов. А в нынешних условиях, хотим мы того или нет, при всех своих недостатках и противоречиях НАТО является единственной структурой, способной противостоять превращению этнополитических конфликтов в войны. И именно это обстоятельство делает организацию привлекательной для стран, которые нуждаются в утверждении идентичности и суверенитета, которые стремятся из объекта международных отношений превратиться в субъект этих отношений. Справится ли НАТО с поддержанием мира в долгосрочной перспективе и какова эта перспектива – на этот вопрос ответит только история.

Сергей Романенко - к.и.н., ведущий научный сотрудник Института экономики РАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net