Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

02.06.2008 | Сергей Расов

«Углеводородная карта» Назарбаева

Еще не успели высохнуть чернила под совместным заявлением Назарбаева и Медведева о вечной любви и дружбе, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон о поддержке и содействии транспортировке нефти из РК «на международные рынки посредством системы Баку - Тбилиси – Джейхан». И это притом, что данный трубопровод вызывает, мягко говоря, стойкую изжогу у стратегического партнера России.

На недавних переговорах Медведева и Назарбаева казахстанский лидер не скупился на восторженные слова в адрес северного соседа, подчеркивая стратегический характер российско-казахстанского сотрудничества в энергетике. «Основной объем казахстанских нефти и газа поступает (в Европу) через трубопроводную систему России. Есть и обратный процесс: мы планируем в этом году экспортировать российскую нефть в Китай через Казахстан», - напомнил Назарбаев. Кроме того, отметил он, две страны активно сотрудничают в разработке новых месторождений нефти и газа на шельфе Каспия.

Действительно, в прошедшем году по российским трубопроводным системам в страны ближнего и дальнего зарубежья было прокачено более 60 миллионов тонн казахстанской нефти. Пока главной артерией остается Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). При этом казахстанская сторона проявляет осторожный оптимизм к проектам «Бургас-Александропулис» и «Балтийской трубопроводной системе». Как заявил в интервью «Газете» вице-президент НКК «КазМунайГаз» Данияр Берлибаев:

-До сих пор ни мы не выходили на переговоры с болгарской и греческой сторонами, ни они на нас. Пока лидером этого процесса является «Транснефть». Как только у проекта появятся более конкретные очертания, мы будем пристальнее изучать его, ведь нам нужно, прежде всего, понять его экономику.Впрочем, обо всем по порядку.

24 апреля 2008 года Сенат Казахстана (верхняя палата парламента) ратифицировал «Договор между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о поддержке и содействии транспортировке нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы «Баку - Тбилиси - Джейхан». Россия забеспокоилась и в начале мая два профильных министра Виктор Христенко и Сауат Мынбаев достигли предварительного соглашения о поэтапном расширении к 2012 году мощности КТК с 32 млн. тонн до 67 млн. тонн в год. Данное соглашение должно было завершить долгий процесс переговоров по увеличению поставок нефти по трубопроводу КТК. Правда, эти договоренности окутаны тайной. В частности есть информация, что пока стороны выдают желаемое за действительное и не более того. Считается что, лоббируя идею нового соглашения по КТК, Москва пыталась не допустить подключения Казахстана к проекту создания «Казахстанской Каспийской Транспортной Системы», предполагающему транспортировать нефть в Азербайджан и далее по системе Баку-Тбилиси-Джейхан. Кстати, многие аналитики предполагали, что визит российского президента в Казахстан будет ознаменован подписанием этого многострадального соглашения по КТК, но этого так и не произошло. Присутствующий на недавнем Энергетическом форуме в Киеве замминистра энергетики РК Ляззат Киинов сообщил, что расширение КТК может быть оформлено к концу мая. Однако он очень сильно погорячился.

Надо честно признаться, что трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан не столько экономический, сколько политический проект. Договор, который Казахстан и Азербайджан подписали еще два года назад, предполагает создание новой системы транспортировки казахстанской нефти через Каспийское море от порта Актау до Баку. Перевозка нефти будет происходить судоходными компаниями без вовлечения танкеров третьих стран. Для выполнения данной задачи Казахстан собирается приобрести семь нефтеналивных судов общей вместимостью более 60 тысяч тонн сырья Новая система должна обеспечить на начальном этапе транспортировку до 23 млн. тонн нефти в год с последующим увеличением до 56 млн. тонн. Этот проект дает право Казахстану заявлять о «многовекторности» и проводить независимую политику без оглядки на северного соседа. Казахстанская нефть выступает в роли геополитического продукта, как фактора влияния на приграничные с РК страны. У каждого из участников этих непростых взаимоотношений - свой интерес: Китаю углеводородов требуется все больше, Россия естественно заинтересована в транзите нефти через свою территорию, Америка и Европа - в маршрутах в обход России.

Не стоит забывать и о Грузии. Еще в 2005 году президент Назарбаев ясно заявил, что «мы хотим выйти на Черное море со своей нефтью, различными товарами, грузами, чтобы развивать торговлю. Мы хотим принять участие в процессе приватизации объектов в Грузии, в строительстве в приобретении здесь промышленных объектов». В результате Грузия стала одним из важнейших партнеров Казахстана, а казахские инвестиции в грузинскую экономику потекли полноводной рекой.

Турция тоже активно лоббирует БТД. На днях министр энергетики Турции Хильми Гюлер подчеркнул, что сегодня нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан приносит Турции большие геополитические дивиденды: доход Турции от проекта Баку-Тбилиси-Джейхан достиг 2 миллиардов долларов, отметил министр.

Стоит напомнить, что нефтепроводная система КТК, предназначенная для транспортировки казахстанской и российской нефти до терминала на Черном море, была введена в эксплуатацию в 2001 году, ее нынешняя мощность около 30 миллионов тонн в год. Для вывода трубопровода на полную мощность необходимо строить новые перекачивающие станции и резервуары, менять трубы, возводить терминалы. То есть, нужны серьезные финансовые вливания. По словам гендиректора КТК Владимира Раздухова, «стоимость расширения Каспийского трубопроводного консорциума составляет 2,5 миллиарда долларов». Россия же до поры до времени не придавала серьезного значения вопросу увеличения мощности консорциума. Пока на горизонте не появилась система Баку-Тбилиси-Джейхан. Дело дошло до того, что акционер КТК компания Chevron одобрила планы Казахстана по подключению к системе БТД, так как задержка с расширением КТК «заставляет усомниться в долгосрочных перспективах роста объемов транспортировки нефти в северном направлении».

- Компания Chevron планирует выйти на уровень добычи нефти в Казахстане в 25 млн. тонн в год, сообщил вице-президент «Chevron Европа Азия и Ближний Восток» Иен Макдональд. При этом только половина сырья из заявленного объема будет транспортироваться по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума, остальной объем по «железке» в Одессу и в Азербайджан через Каспий. По неофициальной информации на прошедшем совете директоров КТК утвержденный министрами Христенко и Мынбаевым меморандум о расширении не был одобрен в связи с тем, что компания Chevron, не согласилась с предлагаемыми условиями. В СМИ появились сообщения, что основным камнем преткновения остается желание России увеличить свою долю доходов от КТК.

Похоже, что КТК опять «завис», поговаривают, что до 2009 года. Кстати в интервью «Газете» вице-президент «КазМунайГаза» Данияр Берлибаев недвусмысленно заявил, что «наши последние приобретения показывают вектор наших интересов. Мы полностью приобрели порт Батуми. В порту Констанца, с другой стороны Черного моря, будет построен наносной причал. Там будет приниматься нефть на оба наших НПЗ в Румынии».

Таким образом, можно констатировать, что Нурсултану Назарбаеву удается, по сей день удачно разыгрывать «углеводородную карту» умело, маневрируя между интересами России, Китая, Европы и США. И никакие красивые и громкие фразы о вечной дружбе и любви не принимаются во внимание, когда дело касается собственно казахстанских интересов.

Сергей Расов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net