Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Информационные технологии

02.02.2005 | Михаил Сергеев

РЕГИОНАЛЬНОЕ "ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО" КАК УГРОЗА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИИ

Опасность распада России, о которой в последнее время так много говорят на политическом уровне, пока неявно, сквозь призму разноскоростной интеграции российских регионов в информационное сообщество, проявляется и на IT-уровне. По мере внедрения новых информационных технологий в работу органов власти в России стремительно нарастает региональное "цифровое неравенство". Одни регионы уже сегодня могут похвастаться стопроцентной компьютеризацией и информационной открытостью местных администраций. У других же региональных властей нет даже планов создания "электронных представительств", а чиновники используют компьютер лишь в качестве печатной машинки.

С развитием информационного общества "региональное цифровое неравенство" станет не менее важным фактором, чем так называемое "бюджетное неравенство", с которым борется Минфин. Для сохранения единого информационного пространства на базе общефедеральных стандартов от федеральных властей, вероятно, потребуются специальные усилия.

Национальная стратегия информационного развития России (http://www.riocenter.ru/documents_355.htm), разработанная Центром развития информационного общества (РИО-Центр), убедительно свидетельствует: "...информационное развитие порождает целый комплекс негативных геополитических последствий. Прежде всего, это ускорение поляризации мира, увеличение разрыва между богатыми и бедными, технологически передовыми и отсталыми странами, что является главным источником нестабильности, сегодняшних и будущих конфликтов, в том числе глобального характера. Разные страны и социальные группы, по причинам экономического и политического характера, имеют неравные возможности доступа к мировым информационным ресурсам, приобретению и использованию современных информационно-коммуникационных технологий, что порождает информационное (цифровое) неравенство. Для России с ее огромной территорией и низким уровнем развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в отдаленных регионах характерно информационное неравенство центра и регионов. Его преодоление является важнейшим условием укрепления политического и экономического единства страны, ускоренного экономического и социального развития и надежного обеспечения безопасности".

Региональное "цифровое неравенство" характеризуют, например, такие цифры. По данным Мининформсвязи, регионы израсходовали в 2003 году на проекты в сфере информатизации 6,2 млрд. руб. (в 2002 году - 5,7 млрд. руб.). При этом более половины этой суммы было выделено субъектами Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ.

За период 2001-2003 годов расходы на региональную информатизацию из бюджетов субъектов Российской Федерации возросли более чем в три раза и составляют в среднем 20 рублей в год на одного жителя. Но в отдельных регионах аналогичные расходы составляют более 100 рублей.

В 53% регионов утверждены концепции и программы региональной информатизации, а в 27% регионов таких документов просто нет. В 74 субъектах Российской Федерации определены органы, а в 82% регионов созданы оргструктуры, ответственные за информатизацию. В 47% от общего числа субъектов образованы координационные советы по вопросам использования информационных технологий.

К регионам с низким уровнем информатизации (а таких в России - 42%) Мининформсвязи относит те Субъекты Федерации, в которых еще только разрабатываются программы информатизации (хотя, возможно, и функционируют отдельные информационные системы органов власти).

Регионы с высоким уровнем информатизации (таких всего 23%) - это те, в которых уже есть необходимая правовая база, и в органах власти созданы структурные подразделения по управлению процессами информатизации. Кроме того, там приняты и реализуются соответствующие программы, выделяются бюджетные средства, идет интеграция информационных систем различных органов власти. Создаются также специализированные организации и подразделения по обслуживанию средств информатизации и оказанию услуг населению.

Регионы со средним уровнем информатизации (таких 35%) - это те субъекты Федерации, где приняты только основные правовые акты по информатизации, разработаны концепции и программы информатизации. Кроме того, там созданы и функционируют информационные системы органов власти, и идет организация взаимодействия региональных систем с информационными системами органов местного самоуправления.

Если в регионах-лидерах уже работают доступные населению Интернет-представительства органов власти, то в отстающих - еще только проводятся встречи и конференции с обсуждением проблемы информатизации.

Одним из регионов с высоким уровнем информатизации является Чувашия. По данным Госкомсвязьинформа Чувашии, в рамках федеральной программы "Электронная Россия" в республике осуществлена стопроцентная компьютеризация органов государственной власти, треть муниципальных служащих также имеют компьютеры и доступ к республиканской сети Интранет. Число пользователей сети Интернет достигло 50 тысяч и продолжает увеличиваться в связи открытием 26 Центров общественного доступа.

Кроме того, в Чебоксарском районе дополнительно в 22 сельских администрациях открыты пункты общественного доступа. Во всех районах и городах республики при ФГУП "Почта России" действует около 50 пунктов коллективного доступа, имеется широкая сеть интернет-салонов, которые ежемесячно посещают более 9 тысяч жителей республики. Открыто более 100 модельных библиотек, также оснащенных доступом к Интернет. Осуществлена компьютеризация школ на общую сумму 83 млн. рублей. Обеспеченность учащихся доведена с одного компьютера на 300 учащихся в 2000 году до одного компьютера на 47 школьников в 2004 году - в основном, за счет оснащения сельских школ.

Чувашия стала третьим в Поволжье регионом (после Татарстана и Нижегородской области), где компьютеры, производимые местной фирмой, получили сертификат Microsoft DFW (Designed For Windows). В Республике готовится к эксплуатации автоматизированная система госзакупок. Эта информационная система должна обеспечить прозрачность и открытость процесса государственных закупок, а также повысить эффективность расходования бюджетных средств путем привлечения более широкого круга поставщиков.

В тоже время, плана информатизации, например, Томской области до сих пор не существует (об этом сообщает информагентство REGNUM). "Благодаря участию области в программе "Электронная Россия" в создание местной инфраструктуры вложено около 100 млн. рублей, но плана последовательного создания "начинки" до сих пор нет", - цитирует агентство мнение представителя департамента корпоративного управления и новой экономики МЭРТ Ирины Задирако.

Ирина Задирако считает, что перед Томском стоит проблема создания единой исходной информационной межведомственной ресурсной базы данных. Без этой ресурсной базы построение сложных информационных конструкций, то есть открытых порталов различных ведомств, останется благим пожеланием. "Чиновники не готовы к тому, чтобы их деятельность становилась открытой, а ведь главная цель проекта "Электронная Россия" - обеспечить доступ граждан к повседневной работе чиновника, сделать информацию максимально открытой и легко доступной", - говорит федеральный чиновник.

Устранить основные региональные диспропорции в области информатизации должна "Концепция региональной информатизации до 2010 года", которая разработана Министерством информационных технологий в соответствии с федеральной программой "Электронная Россия". Концепция региональной информатизации должна устранить неравенство субъектов Российской Федерации по уровню информатизации, а также повысить уровень доступности современных информационных технологий и телекоммуникационных услуг широким слоям населения.

Информационному выравниванию будут служить так называемые территориальные информационные системы (ТИС). ТИС включает информационные подсистемы для поддержки государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их подведомственных предприятий и учреждений. В соответствии с Концепцией региональной информатизации, типовые решения для ТИС будут созданы и испытаны на примере отдельных регионов, которые будут определены по результатам конкурса в рамках реализации ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Права на использование типовых решений останутся за правительством Российской Федерации.

В случае утверждения правительством Концепции региональной информатизации к 2010 году на уровне субъектов Федерации будут введены в промышленную эксплуатацию ТИС на базе апробированных типовых решений. Таким образом, вне зависимости от настроения местных властей все регионы России будут иметь примерно равный уровень информатизации и доступа к услугам местного "электронного правительства".

Исходя из оценки сегодняшнего состояния информационного развития России, анализа мирового опыта формирования информационного общества необходимо на общефедеральном уровне провозгласить опережающее информационное развития страны, преодоление "цифрового неравенства" важнейшим политическим и экономическим приоритетом. При этом особое внимание должно быть уделено комплексу мер по укреплению партнерских отношений государства, научно-образовательного сообщества, бизнеса, общественных организаций и населения в реализации стратегии информационного развития. Идеология социального партнерства должна лечь в основу реализации общегосударственной политики информатизации.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net