Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

08.09.2008 | Татьяна Становая

Сценарии «оранжевого кризиса»

2 сентября в Украине произошел фактический развал «оранжевой коалиции», юридически оформленный 4 сентября. Пропрезидентский Блок «Наша Украина – Народная самооборона» (НУ-НС) официально объявил о выходе из парламентской коалиции с Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ). Развал коалиции ожидался давно: «оранжевые силы» еще два месяца назад потеряли численное большинство в парламенте. Однако нынешняя ситуация отличается появлением нового ситуативного союза – БЮТ и Партии регионов. Украина вновь оказалась на пороге досрочных выборов, в случае, если не будет создана новая коалиция.После «оранжевой революции» Украина не может выйти из затяжного политического кризиса, обусловленного отсутствием устойчивых позиций у одной из трех основных политических сил: блок «Наша Украина», БЮТ и Партия регионов. Главная проблема состоит в том, что любая созданная коалиция с участием двух сил из трех будет неустойчивой.

Наиболее идеологически близкие друг к другу - «Наша Украина» и БЮТ - оказываются самыми непримиримыми политическими конкурентами: их союз развалился второй раз, и оба раза он держался менее года, заканчиваясь острым противостоянием Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Нынешняя коалиция была сформирована по итогам досрочных парламентских выборов, обернувшихся хорошим результатом для БЮТ и относительной неудачей для НУНС. Тогда за Партию регионов отдали свои голоса 34% избирателей (176 мандатов). БЮТ получил около 31% (156 мандатов), Блок «Наша Украина – Народная самооборона» – 14% (71 мандатов). Формируя «оранжевую коалицию», Виктор Ющенко рассчитывал, в первую очередь, восстановить полноту президентской власти, отменив закон о кабмине, принятый при Викторе Януковиче и закрепив ряд других не менее важных инициатив. Тимошенко, в свою очередь, получала блестящий шанс вернуться на ключевую позицию: опыт ее прошлого премьерства показал, что именно как глава кабинета министров она быстро набирает политические очки, что так важно в преддверие президентских выборов.

Виктор Ющенко в рамках коалиции сумел добиться только промежуточного успеха, столкнувшись с целым набором острых политическим проблем. Так, его вариант закона о кабмине был одобрен, но в условиях острого сопротивления БЮТ. В первом чтении законопроект был принят в обмен на согласие президента провести досрочные выборы мэра Киева. Тимошенко, заинтересованная в политическом контроле над столицей и отстранении Леонида Черновецкого, битву проиграла – мэр получил поддержку президента и успешно переизбрался. Во втором чтении и в целом закон был принят в обмен на обещание президента одобрить три антиинфляционных закона, которые лоббировало правительство Тимошенко, а также разрешить ситуацию вокруг Фонда Госимущества, на пост главы которого премьер проводила своего сторонника. Однако после принятия закона о кабмине, законы, внесенные Тимошенко, не были подписаны. Также важно напомнить, что одним из важнейших успехов Ющенко было завершение формирования Конституционного суда. К тому же ранее КС принял решение о праве президента без контрассигнации со стороны правительства вводить в действие решения СНБО (Совет национальной безопасности и обороны), который фактически становится органом власти, альтернативным правительству.

Но такие аппаратные победы Ющенко перечеркивались политической активностью Тимошенко, чье правительство де-факто все равно оставалось неподконтрольным президенту. Она инициировала проведение масштабной приватизации и реприватизации, пересмотр отношений с Россией (в конце прошлого года), конфликт вокруг мэра Киева, а также острое противостояние с президентом на предмет контроля над Фондом Госимущества.

Переломным моментом, свидетельствующим об обреченности коалиции, стало выдвижение президентом и премьером альтернативных, взаимоисключающих вариантов конституционной реформы. Ющенко в рамках рабочей группы национального конституционного совета продвигал проект Конституции, значительно расширяющий возможности президента («французская модель»). Тимошенко, напротив, начала готовить проект изменений в основной закон, устанавливающий парламентско-президентскую республику. «Будет канцлер и будет порядок», - заявила она в апреле. На фоне этого было очевидно, что развал коалиции – вопрос времени и главной проблемой для каждой стороны был поиск альтернативных союзников. БЮТ в данном случае оказался более успешным, что связано с несколькими причинами.Блок НУНС давно находится в состоянии внутреннего раскола, размежевания на «прагматиков», идеологически принципиальных «западенцев» и сторонников «бютовцев». У каждой из этих «сил» был свой сценарий оптимального политического участия. Первых олицетворял Виктор Балога – глава президентского Секретариата, который инициировал создание собственной политической силы «Единый центр», но не добился серьезного успеха. Балога считается лоббистом создания «широкой коалиции» - вместе с Партией регионов - что давало основания БЮТ обвинять НУНС в постоянных тайных переговорах с Виктором Януковичем. Чрезмерная прагматичность помогали Балоге выигрывать аппаратные игры, но помешали в становлении в качестве весомой политической силы.

«Бютовцы», к которым можно отнести в первую очередь Юрия Луценко и его партию «Народная самооборона», выступали за сохранение «оранжевой коалиции» в интересах Тимошенко. Они фактически признавали именно ее реальным лидером «оранжевого блока». Они в итоге и поддержали ситуативный союз БЮТ с Партией регионов, который и поставил крест на «оранжевой коалиции». Это лишний раз говорит о значительной ограниченности идеологического фактора и для этой группы внутри НУНС.Однако ключевую роль начинает играть в данном случае третья сила - идеологические «западенцы», в числе которых можно назвать лидера НУНС Вячеслава Кириленко, лидера Народного Руха Украины Бориса Тарасюка, а также лидера Украинской народной партии Юрия Костенко. Они выступают за политическое лидерство Виктора Ющенко и исключают вариант любых совместных действий с Партией регионов. НУНС после выхода из коалиции получает возможность «сохранить лицо», свою «оранжевую идентичность», но при этом политически терпит крупнейшее поражение. Неспособность НУНС выработать единую линию в отношении своих политических контрагентов была одной из причин такого поражения.

Исходя из этого, Виктор Ющенко считал наименее выгодным для себя формирование коалиции с Партией регионов: во-первых, это усугубило бы раскол внутри НУНС (при коалиции с БЮТ этот раскол оказывается не критичным). Во-вторых, значительно осложнило бы дальнейшие политические перспективы президента, который вновь стал бы рассматриваться слабой фигурой, «предателем» идеалов «революции». В-третьих, Ющенко имеет больше точек соприкосновения и рычагов давления на Тимошенко, чем на Виктора Януковича, не обремененного жесткими идеологическими ограничениями. В то же время и Тимошенко, и Янукович для Ющенко в аппаратном смысле представляли едва ли не одинаковую угрозу: оба на своем посту премьер-министра превращали страну в парламентско-президентскую республику, отнимая у президента полномочия и во внешней политике и перетягивая основные рычаги управления исполнительной властью на себя. И, несмотря на то, что переговоры между отдельными представителями НУНС и Партией регионов о создании «широкой коалиции» действительно велись, шансов на повторение прежней схемы практически не было.

БЮТ и Партия регионов оказались более совместимы, чем НУНС и Партия регионов. В то же время говорить о формировании новой коалиции преждевременно.

Развал коалиции стал итогом заключения политической, конъюнктурной сделки между Тимошенко и Виктором Януковичем: это очень похоже на ситуацию, при которой в 2005 году Виктор Ющенко договорился с лидером партии регионов о назначении Юрия Еханурова премьером. Тогда коалиции «Нашей Украины» и Партии регионов также создано не было: это было ситуативным союзом, обреченным в итоге на развал. В данном случае союз БЮТ и регионалов устанавливал курс на проведение фактической реформы политической системы.

Принятые на первом после летних каникул заседании Верховной рады решения существенно изменили политическую систему Украины. Во-первых, ситуативный союз Тимошенко и Виктора Януковича «подвесил» президента, сделав реальной процедуру его импичмента. Для этого было преодолено вето президента на Закон «О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины». Без закона о временных следственных комиссиях невозможно провести процедуру импичмента. К «союзу» БЮТ и Партии регионов присоединилась КПУ, 9 народных депутатов из фракции НУ-НС. Не голосовала в полном составе фракция Блока Литвина.

Во-вторых, Верховная Рада перераспределила полномочия в пользу премьера, в ущерб полномочиям президента: премьер-министр получил право увольнять министра иностранных дел и министра обороны. Закон предусматривает право премьера вести переговоры и подписывать международные договоры без надлежащих актов президента. Кроме этого, из закона исключена норма, предполагающая, что кабинет министров по собственной инициативе или во исполнение указов президента вносит предложения и осуществляет подготовку законопроектов, а также актов президента по вопросам, относящимся к полномочиям президента. Исключена норма об обязательном обеспечении правительством исполнения решений Совета национальной безопасности и обороны, введенных в действие указами президента, и обязанности секретариата кабинета министров отвечать на обращение консультативных служб, созданных президентом. Это фактически ликвидирует СНБО как орган власти, альтернативный правительству. Закон предусматривает, что кабинет министров выдает постановления и распоряжения, не полагаясь на акты президента.

За принятие соответствующего закона проголосовали 363 депутата, чего достаточно для преодоления президентского вето, которое с высокой долей вероятности последует. После этого Украина оказывается на пути превращения в парламентскую республику, логика которого может привести в итоге и к отмене прямых президентских выборов. В этом случае основная борьба между политическими силами развернется за пост премьера.

Важнейшим фактором развала коалиции стал «российский фактор». Противостояние Ющенко и Тимошенко усугубилось на фоне войны в Грузии. Ющенко однозначно поддержал Саакашвили, в то время как Тимошенко заняла сдержанную позицию. Это стало основанием для обвинений премьера в госизмене: по данным Ющенко, она получила поддержку Кремля как будущий политический лидер страны. Именно обвинения в госизмене доминируют в аргументации НУНС против БЮТа. «2 сентября начата реализация крайне опасного сценария дестабилизации ситуации в стране - отказавшись осудить российскую агрессию против Грузии и поддержать территориальную целостность этой страны, БЮТ совместно с коммунистами и регионалами не только сознательно вбивает клин между Украиной и цивилизованным миром, но и создает предпосылки для посягательств на территориальную целостность Украины», - говорится в заявлении НУНС.

Тем временем, сама Тимошенко публично поддержала ЕС в оценке действий России: сейчас ее главной задачей является не вызвать слишком жесткого отторжения со стороны России как фактора, способного помешать ее политическому лидерству, но при этом сохранить свою прозападную идентичность. Она также отказалась поддержать предложение Партии регионов об увольнении министра иностранных дел Украины Владимира Огрызко, негативно воспринимаемого российскими властями. При этом надо сказать, что и Партия регионов, заигрывая с Москвой, понимала, что ее предложение обречено на провал. Распад коалиции – это крупнейшее поражение Виктора Ющенко, который в данном случае теряет политическую инициативу, лишается большинства в Верховной раде и получает уже полностью неуправляемое правительство.

В этих условиях в Украине есть несколько вероятных сценариев развития событий.Первый - инерционный сценарий, при котором основные политические силы в Верховной раде не способны создать коалицию в течение 30 дней после распада «оранжевого» союза. Это обяжет президента страны Виктора Ющенко распустить парламент и провести новые выборы. Несмотря на крайне низкий рейтинг и НУНС, и самого Ющенко, он, в этом случае, может выиграть время (согласно опросу Национального института стратегических исследований, за Юлию Тимошенко проголосовали бы 18,9% опрошенных, за Виктора Януковича — 18,7%, за Виктора Ющенко — 10,4%). Однако в действительности этот вариант не выгоден сейчас ни одной политической силе: Виктор Ющенко рискует еще более снизить свое представительство в парламенте, Юлия Тимошенко – ухудшить свой результат и при этом упустить те возможности, которые перед ней сейчас открываются. Речь идет о получении фактически политического доминирования при слабом президенте и возможности ситуативных коалиций с партией регионов.

Отсюда весьма вероятен второй сценарий – это сохранение «оранжевой коалиции» на крайне зыбких юридических основаниях. В Украине при крайне непроработанном и неустоявшемся законодательстве, остается очень много возможностей юридически оспаривать развал коалиции. Для Тимошенко сохранение коалиции сейчас – самый выгодный вариант, суть которого также заключается в попытке добиться политического поражения «прагматиков» из Секретариата Виктора Ющенко. Неудивительно, что в украинских СМИ появились слухи о готовящейся отставке Виктора Балоги: как наиболее раздражающая фигура для идеологических «оранжевых» и главный «враг» Тимошенко, его уход мог бы значительно упростить пути достижения компромисса между премьером и президентом. В то же время в этом случае наиболее политически уязвимым оказывается Виктор Ющенко: БЮТ сохраняет возможности для ситуативных голосований вместе с Партией регионов, а Тимошенко – укреплять свои аппаратные и политические позиции во власти. Этот сценарий также выгоден премьеру и с другой точки зрения: он делает вариант проведения политической реформы, предусматривающей движение в сторону парламентской республики, «подвешенным», а значит не закрывает для Тимошенко вариант президентской карьеры и оставляет большое поле для торга с Ющенко.

Менее вероятны два других сценария – это оформленная коалиция между фракциями Партия регионов или Партии регионов и НУНС. Оба варианта несут в себе крайне неблагоприятные политические (электоральные) издержки для обеих «оранжевых сил». Объединение БЮТ и Партии регионов грозит Тимошенко обвалом ее рейтинга и образа «честного политика», хотя в политико-аппаратном смысле создает огромные возможности для самых глубоких реформ. Вариант объединения Партии регионов и НУНС кажется еще менее вероятным: здесь есть огромные сомнения в способности этих двух сил удержать большинство, равно как и целостность своих фракций в случае такого союза. Так, в Партии регионов лишь группа Ахметова-Колесникова-Богатыревой прочно выступает за вариант «широкой коалиции», то есть объединения с НУНС. Остальная часть (не менее половины) может оказать сопротивление этому процессу. Сигналом против этого сценария является исключение из партии Раисы Богатыревой, возглавляющей СНБО и критиковавшей пророссийские высказывания Виктора Януковича. Однако в любом случае по мере развития событий в Украине все более слабеющей стороной оказывается Виктор Ющенко и его пропрезидентский блок, в то время как возрастающую роль играют БЮТ и Партия регионов.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net