Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

24.12.2008 | Сергей Михеев

Националисты под прицелом

ФСБ в очередной раз обещает усилить борьбу с преступлениями националистического и экстремистского характера. Об этом на днях заявил на заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) председатель НАК, директор ФСБ России Александр Бортников. Однако совершенно очевидно, что одни лишь репрессивные меры проблему не решат. Это, к примеру, подтверждает опыт наведения порядка в Чечне.

Действительно, силовые органы уже лет семь-восемь, как планомерно усиливают давление на русских национал-экстремистов - ужесточено законодательство, разогнан ряд организаций, осуждены десятки их участников – но пока никакого особого прогресса в этой сфере, честно говоря, не наблюдается. Более того, надо откровенно признать, что подавляющее большинство русских внутренне поддерживают настроения неприязни к разного рода «приезжим». И эти настроения, скорее, усиливаются, а не ослабляются по мере того, как «приезжих» в русских городах и сёлах становится всё больше и больше год от года. Кстати, именно поэтому, суды присяжных раз за разом оправдывают всевозможных скинхедов и им подобных.

Конечно, можно с подачи либеральных (и чаще всего прозападных) правозащитников объяснять всё «врождённой нетолерантностью русских». Это очень удобно, так как, если принять на вооружение этот откровенно расистский аргумент, можно ограничиться постоянным наращиванием давления на русское население страны и не решать другие, весьма важные проблемы, которые являются основными подпитывающими причинами роста популярности ксенофобских настроений в обществе. Причин таких немало. Но в качестве основных выделить можно три.

Первая – абсолютно бездумная практика поощрения неограниченной и нерегулируемой миграции нацменьшинств (причём не только из российских регионов) в регионы с традиционным преобладанием русского населения. Во все времена укрепление национальных регионов российского государства происходило за счёт поощрения миграции русских в национальные регионы. Это на многие века стало залогом прочности многонационального государства. Логика такого процесса была абсолютно прозрачной, понятной и эффективной. Россия никогда бы не стала такой большой страной, не удержала бы дальние регионы, если бы власти не практиковали именно такой подход.

Однако сейчас над страной ставят очередной эксперимент. Впервые в истории России в стране официально поощряется обратный процесс – заселение условно «русских» территорий представителями нацменьшинств и вытеснение русских из условно «национальных» регионов (не говоря уже о бывших советских республиках). Отрицать это невозможно, так как есть неумолимые цифры официальной же статистики изменения этнического состава населения в российских регионах.

Если отбросить конспирологию и теории всемирной русофобии (в которых, впрочем, есть доля истины, как показывают международные события), то основным движущим мотивом такой политики являются деньги. Во-первых, правящий класс, таким образом, решает свои финансовые и управленческие проблемы. Во-вторых, свято веря в деньги, как универсальное средство и почти смысл всего мироздания, считает, что и единство России можно наиболее эффективно укрепить именно через решение денежных вопросов.

Используя терминологию премьера Путина на данную тему, такой подход можно смело назвать «откровенно тупым». Этот эксперимент, как и многие другие эксперименты над Россией, наверняка не доведёт до добра в стратегической перспективе. Но и в тактической он уже даёт массу негативных последствий, одним из которых, как раз и является рост ксенофобии в обществе. Вторая причина – почти сакральный страх нынешнего правящего класса перед усилением, условно говоря, «русской идеи», как станового хребта российской государственности. Не трудно проследить по историческим хроникам – когда власть официально пыталась отказаться от этой идеи (например, в советский период до 1942-43 гг.), страну постигали большие неприятности. Признаемся сами себе - если бы не Русская православная церковь, то и легального повода поговорить о «русском» в современном обществе практически не осталось бы. Кончина патриарха Алексия II, кстати, ещё раз это продемонстрировала. Цинично, конечно, так говорить, но, смерть этого действительно выдающегося человека позволила хотя бы телевизор смотреть в эти дни без рвотного рефлекса. На короткое время появились какие-то по-настоящему интересные передачи.

Вакуум в этой сфере очевиден, так же, как и значимость данного вопроса для российского государственного проекта в целом. Попытки заполнить эту пустоту фондами, успешно занимающимися развитием русского языка в Зимбабве и Антарктиде пока никаких существенных результатов не дают. Пустота эта естественным образом заполняется экстремистскими идеями.

Третья серьёзная причина – неспособность или нежелание государства серьёзно бороться с этническими ОПГ и полукриминальным (или просто не вполне «чистым») этническим бизнесом. Эта «сладкая парочка», на самом деле, разжигает ксенофобию среди славянского населения так активно, как и не снилось никаким скинхедам вместе взятым, со всеми экстремистскими ресурсами в Интернете в придачу. Именно этот «тандем» в первую очередь создаёт негативный образ всем «приезжим» без разбора и стимулирует расистские идеи в головах основной массы населения от детей до старушек на скамейке (большинство из которых, кстати, об Интернете даже и представления внятного не имеют).

Неспособность или нежелание властей навести порядок в этой сфере, одновременно, создаёт у людей впечатление, что власть умышленно поощряет этнических бандитов и недобросовестных торговцев, находится с ними «в доле». Это порождает, в свою очередь, ощущение безысходности, тотальной несправедливости, неспособности ни на что повлиять (по крайней мере, законными методами). Не надо быть большим специалистом в области общественных отношений, чтобы понять, что именно такие настроения и являются наиболее подходящей средой для размножения экстремистских идей. Но вместо того, чтобы бороться с теми же этническими ОПГ, широко обсуждаются откровенно глупые требования «не называть национальности» бандитов и подобные этой же меры, которые рассчитаны на то, что население наше сплошь идиоты. А это не так. Население, кроме того, что не состоит из одних идиотов, ещё обладает и неким коллективным разумом. От этого разума не спрячешь повальную коррупцию в органах власти, способствующую росту и укреплению бандитских сообществ, а также тот факт, что при нынешних порядках уже трудно отличить реального лидера какой-нибудь этнической ОПГ от, к примеру, депутата Госдумы или «авторитетного» бизнесмена.

Естественно, что все эти обстоятельства не отменяют необходимости борьбы с отморозками от национализма. Насилие и безнаказанные убийства нельзя поощрять ни в каком виде и прикрывать никакими идеями. Виновные должны нести законное наказание. Прикрываться здесь защитой прав русских недопустимо. Человек, который лютый беспредел считает нормой, по большому счёту, не имеет право называть себя истинно русским человеком. На самом деле такая нечеловеческая жестокость, как раз зачастую является результатом перенимания мрачного внешнего опыта и явственно противоречит исконно русским традициям даже в сфере отношения к своим врагам.

Но нельзя и не замечать объективных причин этих явлений, без устранения которых одними репрессивными мерами проблема решена не будет.

Кстати, это хорошо видно на примере Чечни. Жёсткое подавление местных отморозков сменилось многомиллиардными дотациями из госбюджета. Тысячи чеченцев, воевавших против российской армии (а войны без убитых, как известно, не бывает), не только получили амнистию, но и были приняты на работу в органы власти и даже силовые структуры. Внутри Чечни местное руководство обладает абсолютной полнотой власти и диктует свои понятия о том, как надо жить, вплоть до поощрения введения в реальной жизни норм шариата. Единственным условием Москвы к Чечне, по сути, является декларирование лояльности центральной власти. В данном случае Кремль считает всё это оправданными мерами.

Но, почему же в таком случае в «русском вопросе» вполне нормальным считается не замечать объективных и весьма серьёзных причин возникновения экстремистских настроений в обществе, валить всё на «тупость» русских и пытаться решать все проблемы очередными «посадками» и угрозами? Видимо, потому, что считается, что русским деваться некуда (они же не чеченцы или, к примеру, татары) и всё стерпят. Двойной стандарт налицо и он, несомненно, будет лишь усугублять ситуацию.

Толку не будет до тех пор, пока хотя бы по вышеозначенным трём проблемам не появится более осмысленной и эффективной позиции властей. Миграция должна быть взята под контроль, в том числе, с точки зрения сохранения безопасного этнического баланса в регионах. С этническими ОПГ и связанным с ними полукриминальным бизнесом необходимо не только вести беспощадную борьбу (а не идти на поводу у диаспор), но и широко демонстрировать населению результаты этой борьбы, дабы пресечь разговоры на тему союза власти и этнического криминалитета. А в сфере идеологии пора понять, что русские были и остаются де-факто становым хребтом государства и от этого никуда не деться. Делать это можно и косвенными методами (если прямые заявления так пугают), как это показал период недавнего конфликта в Южной Осетии и кончина патриарха. Утверждение этой мысли вырвет козыри из рук наиболее отмороженной части националистов. А умеренные (которых гораздо больше) в этом случае перейдут на сторону власти, так, как это, к примеру, случилось со значительной частью лево-патриотической оппозиции 90-х годов. Как минимум, это позволит сделать проблему менее острой.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net