Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

05.02.2009 | Ольга Мефодьева

Можем себе это позволить

4 февраля в Москве прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества. В результате переговоров было подписано решение о создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), очевидно, призванные решать внешнеполитические проблемы России, связанные с расширением НАТО, европейскими стремлениями диверсифицировать пути поставок энергоресурсов за счет среднеазиатских стран и с транзитом американских грузов для международных сил в Афганистане посредством государств-членов ОДКБ. Но в очередной раз согласие членов ОДКБ подписать соглашение очень дорого обошлось Москве.

Российское руководство тщательно подготовилось к воплощению своей идеи по созданию КСОР. На сентябрьском саммите ОДКБ российский президент с большим энтузиазмом воодушевлял коллег поддержать идею: «Всем нужно подумать о создании новой архитектуры, которая опиралась бы на международное право, недопущение конфликтов и недопущение доминирования какого-либо одного государства, возложившего на себя функцию по формированию единого миропорядка». Уже 19 декабря 2008 года Медведев под Астаной в Казахстане провел неформальную встречу с президентами Казахстана, Армении, Киргизии и Таджикистана, где было достигнуто согласие на создание коллективные силы. Уже в этом году 22 января российский президент встретился с самым «проблемным» на тот момент членом ОДКБ - главой Узбекистана Исламом Каримовым, где, очевидно, тоже получил одобрение российской инициативы. 3 февраля в Москве прошло заседание Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии, где российскому руководству удалось обстоятельно поговорить с белорусами, которые также поддержали создание совместных сил. Но, несмотря на это, подписание оказалось под угрозой срыва, так как до 3 февраля не было ясно, приедет ли президент Таджикистана Эмомали Рахмон, «обидевшийся» на Медведева за, якобы, «проузбекскую» позицию. Рациональность возобладала над эмоциями, господин Рахмон приехал. В итоге, лидеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана подписали соответствующее соглашение.

Ни для кого не секрет, что КСОР будут состоять в большей степени из российских войск. Как сообщил помощник президент России Сергей Приходько, вкладом России в КСОР будут 98-я воздушно-десантная дивизии из Иванова , 31-я десантно-штурмовая бригада из Ульяновска. Члены ОДКБ выделят по скромному батальону. В общем, численность войск может достигнуть порядка 15000 человек, а с присутствием узбекских батальонов (Каримов заявил, что его войска не будут входить в КСОР на постоянной основе) и того больше. Планируется, что в рамках КСОР будут проводиться совместные учения и совместные системы связи.

В любом случае говорить о том, что КСОР ОДКБ может представлять собой полноценный ответ силам НАТО нельзя, потому что их мощь и размеры несопоставимые. Очевидно, что КСОР пока в большей степени символичный способ демонстрации идентичности среднеазиатских стран с Россией, нежели с НАТО и США. Это аспект можно назвать краеугольным моментом в создании КСОР, которые стали наиболее актуальными в силу некоторых причин. Во-первых, Североатлантический альянс ни на минуту не забывал о расширении инфраструктуры своих баз в Средней Азии, КСОР может стать некоторым барьером для сговорчивости лидеров государств данного региона. Во-вторых, после газового кризиса России и Украины европейцы усилили попытки строительства газопровода Nabucco, который должен стать альтернативным путем поставки энергоресурсов в Европу. Наполнить газопровод должны Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, КСОР может стать дополнительным инструментом давления России на эти страны. И, наконец, на данном этапе США ведет активные переговоры с некоторыми членами ОДКБ, в частности, с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном по маршрутам транзита грузов для международных сил (на деле американско-натовских) на территории Афганистана. США стремятся снизить зависимость в этом опросе от России, по которой и проходил маршрут поставок грузов в Афганистан. Формирование КСОР может оказать влияние и на этот процесс, повысив контроль России над регионом.

Логика последних событий должна наводить на подозрения, что за такой успех в продвижении своей идеи Москве что-то пришлось заплатить. Подобные подозрения нашли воплощение в реальной ситуации и на этот раз: Россия повысила свою долю в бюджете ОДКБ фактически до 94 млн. рублей с 50 млн. рублей, в ходе саммита ЕврАзЭС, где присутствовали все, кроме Ислама Каримова, было подписано соглашение о создании единого антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 10 млрд. долларов, доля российской стороны составляет 7,5 млрд. долларов.

Таким образом, российское руководство все-таки осуществило свой замысел по созданию КСОР, имеющие стратегические значения в контексте влияния России на Среднюю Азию. КСОР имеет далеко идущие перспективы. В этой связи возникает логичный вопрос, сколько России еще придется заплатить за их реализацию?

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net