Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

18 декабря в публичном пространстве появилась информация о прошедших обысках в доме Михаила Гуцериева и связанных с ним компаниях. При этом представитель группы «Сафмар» опроверг информацию об обысках: «Все компании группы «Сафмар» и ее руководитель Гуцериев работают в штатном режиме». Сам Гуцериев в интервью РЕН ТВ назвал сведения об обысках провокацией.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

06.02.2009 | Татьяна Становая

Околопартийная реформа

Сегодня президент РФ Дмитрий Медведев наконец внес на рассмотрение депутатов Госдумы законопроект о поэтапном снижении обязательной для регистрации партий численности их членов. Законопроект оказался более консервативным, чем ожидалось: изначально считалось, что минимальная численность достигнет 30 тыс. В новом законопроекте предусмотрено поэтапное снижение до 40 тыс. к 2012 году. Сегодня президент также внес законопроект, который вводит принцип обязательной ротации кадров в политических партиях. И этот законопроект оказался гораздо более мягким, чем представлялось.

Политическая реформа была объявлена президентом Дмитрием Медведевым в его ежегодном послании Федеральному собранию в ноябре прошлого года. Интересно, но процесс принятия поправок в российское законодательство позволяет говорить о тенденции: поправки, ужесточающие режим, принимались в первую очередь, в то время как поправки либерального характера принимаются в последнюю очередь, после трудной дискуссии и максимально ослабленные. Так, буквально в пожарном режиме парламент одобрил увеличение сроков президентства и полномочий депутатов Госдумы. Отменен избирательный залог и одобрены меры, де-факто укрепляющие положение партии власти (участие в назначении губернаторов, возможность влиять на партийный состав верхней палаты парламента), хотя институционально эти нормы можно назвать и демократизацией.

Поправки первого типа, судя по всему, продумывались и планировались еще в период президентства Владимира Путина: доверить их реализацию преемнику с более либеральным имиджем было логичней и политически выигрышней. Поправки второго типа, действительно демократизаторские предложения, в данном случае, видимо имели сопроводительную и имиджевую роль – реально они не меняют характер режима, но сигнализируют о том, что дальнейшей авторизации не планируется, а курс на сохранение пусть и управляемой демократии сохраняется. Однако такая «вторичность» значительно затруднила их быстрое принятие и затянула сроки прохождения через парламент. Роме того, стало ясно, что поправки вносятся в парламент в максимально смягченном виде.

Так, в первую очередь речь идет о снижении минимальной численности политической партии для регистрации. Напомним, что произошедшее в последние годы значительное повышение требований к регистрации партий стало практически непреодолимым препятствием (на ряду и с другими) для малых оппозиционных партий. Ужесточение партийного законодательства рассматривалось как меры Кремля, направленные на снижение межпартийной конкуренции и недопущение внесистемной оппозиции к легальной политической жизни. Медведев в своем послании заявил, что минимальная численность для регистрации партий должна быть снижена и это было решение «против течения». По данным СМИ, в Кремле вопрос о достаточном уровне снижения вызвал много споров, а предложения по снижению значительно разнились: от 30 до 45 тыс. членов. Видимо на момент озвучивания послания компромисса между теми, кто наставал на более существенном смягчении, и консерваторами найден не был. Законопроект, внесенный в Госдуму, предусматривает снижение минимальной численности с нынешних с 50 тысяч сначала до 45, а затем до 40 тысяч. Снижение до 30-35 тыс. возможно лишь через несколько лет, о чем заявил 28 января замглавы президентской администрации Владислав Сурков.

Гораздо более мягким оказался и законопроект, обязывающий партии проводить ротацию руководства. Вообще эта инициатива изначально была малопонятной и спорной. Не было ясно, каким образом, закон может обязать партии реально менять свое руководство и насколько можно обеспечить жестко избирательное применение закона так, чтобы он минимально касался, например, партии власти, но был действенным против, например, КПРФ. Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин ранее пояснил, что норма, касающаяся обязательной ротации партийного руководства, подразумевает, что «один человек не имеет право исполнять обязанности руководителя коллегиального, постоянно действующего органа партии или ее регионального отделения более двух сроков подряд».

Однако, уточнил Плигин, «традиционным для правовой системы любой страны является то, что законы не имеют обратной силы». Таким образом, данная инициатива не затронет нынешних руководителей партийных сил. Кроме того, как стало известно «Ведомостям», в новой редакции законопроекта не будет требования о «двух сроках подряд» (как это было в послании президента). В закон «О политических партиях» будет внесен пункт, что партии должны предусмотреть в своих уставах ротацию как таковую — для руководителей центральных и региональных коллегиальных постоянно действующих органов партии. А каким образом ротировать — партийцы должны решать сами. «Государство имеет право устанавливать общие правила жизни, но вмешиваться во внутрипартийную жизнь не намерено. Это общие правила игры», — объяснил газете источник в администрации президента.

Институционально данный законопроект действительно способен оказать позитивное влияние на развитие политических партий, снизив роль лидеров. Одновременно законопроект дает и Кремлю больше возможностей вмешиваться и так или иначе косвенно влиять на внутрипартийную борьбу, прежде всего, в КПРФ. В любом случае партийная реформа оказывается скорее косметической.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net