Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

24.02.2009 | Марина Войтенко

В ожидании бюджетной определенности

В ближайшие две-три недели на заседании правительства будут представлены скорректированные параметры бюджета на 2009 год с учетом новых прогнозных оценок цен на нефть, инфляции и курса рубля. На совещании 17 февраля, посвященном уточнениям параметров федерального бюджета на текущий год, премьер-министр В.Путин отметил, что расходы в этом году «становятся несколько больше первоначального плана расходов 2009 года». «Суть всех наших действий — это перераспределение расходов при сохранении всех прежних взятых на себя основных социальных обязательств включая повышение фонда оплаты труда бюджетников на 30% и другие подобные меры», - пояснил он. Предполагается увеличение в 2009 году на 37% базовых пенсий, сохранение расходов на образование, на содержание федеральной судебной системы, погашение внутреннего долга, а также затрат на Олимпиаду 2014 года. Пока не рассматривался вопрос о сокращении финансирования расходов на национальные проекты.

Правительство вносит в бюджет и новые расходы на реализацию антикризисной программы. Дополнительные траты в размере 44 миллиардов рублей для борьбы с безработицей, выделение нескольких десятков миллиардов рублей на поддержку малого бизнеса. Объем новых траншей госпомощи банкам, по подсчетам Минфина, составит 950 миллиардов рублей, что сопоставимо с суммами, выделенными на эти цели в 2008 г. Предполагается, что коммерческие банки получат в качестве субординированных кредитов 70 млрд рублей, а не 100, как планировалось раньше. Но это дополнительное финансирование к уже выделенным в прошлом году 225 миллиардам рублей. Еще 430 миллиардов рублей будет предоставлено банкам с госучастием - ВЭБу, ВТБ и Сбербанку. Правда, пока не определено, на каких условиях им будут предоставляться деньги: в виде субординированных кредитов или вхождения в капитал. По предварительным данным, всего на антикризисную поддержку экономики будет выделено 2,5 трлн руб., то есть более четверти всех расходов (9,6 трлн руб., что в 1,5 раза больше доходов в 6,6 трлн руб.). Для того чтобы уложиться в запланированный в последней версии бюджета дефицит в 8% ВВП (3,23 трлн руб.), расходы придется сократить на 1,9 трлн руб. Сокращение, прежде всего, коснется первой статьи бюджета - расходов на государственное управление - 15%. Ожидается, что «экономия» на Минэнерго составит 33%, Минтрансе – 30%, менее других «пострадают» министерство образования - 11%, Госдума - 12% и МИД - 12%. Кроме того, дополнительно на 15% сократятся запланированные траты на некоторые виды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, также связанных с совершенствованием государственного управления. По всем министерствам и ведомствам будут заморожены инвестиционные программы, финансирование которых пока не началось. Эксперты считают весьма вероятной и «техническую корректировку» индексов цен бюджета в сторону уменьшения по отдельным отраслям и программам в связи с предполагаемым снижением стоимости стройматериалов, горюче-смазочных материалов. В то же время велики опасения в том, что через 2-4 месяца, то есть на следующем этапе кризиса, параметры бюджета опять могут измениться, и проблема урезания расходов вернется. Тогда это уже будет третья попытка массированного перераспределения затрат по расходным статьям бюджета. Решение по первому 15%-ному секвестру отдельных госрасходов было принято в конце 2008 г. Этого оказалось недостаточно.

Чтобы меньше сокращать расходы бюджета, Минфин планирует изъять в доходы 245 млрд руб. (почти 4% всех доходов). Около 80 млрд руб. должны вернуть регионы из полученных в 2008 году, но не потраченных субвенций и субсидий; по возврату 165 млрд руб. идут согласования с госкорпорациями «Роснано» и фондом ЖКХ. При этом реформу жилищно-коммунального хозяйства сворачивать не планируется, а средства должны быть компенсированы после улучшения экономической ситуации. Возникает вопрос, сколько это будет стоить в реальном выражении с учетом необходимости индексации на величину накопленной инфляции?

В интервью телепрограмме «Вести» 14 февраля вице-премьер, министр финансов А.Кудрин сообщил, что частично дефицит бюджета в размере 1% ВВП за счет заимствований на внутреннем рынке. Их объем в 2009 году утвержден в размере до 535,7 млрд рублей. Но основная тяжесть ляжет, конечно, на Резервный фонд. Ранее оговаривалось, что только в этом году будет израсходована половина его средств. Однако, по признанию А.Кудрина, теперь все зависит от того, насколько удастся оптимизировать расходы бюджета. Между тем, проработка антикризисных мер еще находится в самом разгаре, и высока вероятность того, что правительству придется пойти на более интенсивное использование средств Резервного фонда. По экспертным же расчетам их должно хватить, как это и планировалось, на два-три года при условии, что дефицит бюджета-2009 не превысит 8-9% ВВП.В то же время существенно увеличивать «вливания» из Резервного фонда весьма опасно. Масштабные выбросы денег могут подогреть инфляцию. Подтверждают это и последние прогнозы правительства: инфляция в этом году может составить 13-14% (тогда как раньше шла речь о верхней границе на отметке 13%). Не случайно и Центральный Банк не планирует в ближайшие месяцы снижать ставку рефинансирования ниже действующих на настоящий момент 13%. Да и экспортеры еще не успели освоить «девальвационную премию» (снижение реального эффективного курса рубля наблюдается лишь с середины декабря 2008 г.). Российские производители сейчас получили небольшое преимущество перед зарубежными, а высокие темпы инфляции могут свести этот эффект на нет.

Значительное снижение ставок рефинансирования во многих развитых странах не оправдало ожиданий ни правительств, ни экспертов. С одной стороны, это дало возможность наполнить ликвидностью банковский сектор, но дальше эти средства не пошли. По признанию главы Федеральной резервной системы США Б.Бернанке, несмотря на масштабные программы кредитования со стороны ФРС, банки не пускают эти деньги в оборот и держат основную их часть на депозитах в американском ЦБ. (Чем не российские «тромбы» российской финансовой системы?) С другой стороны, быстрый рост денежного предложения может привести к ускорению инфляции, и в ФРС не исключают, что в определенный момент ФРС придется ограничить рост денежной базы и повысить процентные ставки. Неделей ранее директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Д.Стросс-Кан на конференции в Куала-Лумпуре особо подчеркивал - вопрос ставок рефинансирования сейчас уже не ставится во главу угла, так как именно реструктуризация и ликвидность «могут иметь большее влияние на возрождение спроса, чем процентные ставки».

Действительно, именно в этом направлении движется сейчас широкая международная дискуссия. По мнению одного из признанных финансовых гуру, еще в 2006 г. изложившего во многом потом подтвердившийся сценарий глобального кризиса, профессора Н.Рубини: «правительствам нужно решить проблему с «плохими» долгами. Причем, не по каждому отдельно ипотечному и автокредиту, а системно, убрав долговую нагрузку с финансовой системы процентов на 30». В качестве технического инструмента такой «расчистки» обсуждается возможность временной национализации банков. Такую меру, в частности, не исключает бывший глава ФРС А.Гринспен. В Германии же соответствующий законопроект, одобренный правительством, находится на рассмотрении в бундестаге.

Тенденция снижения прогнозов экономического развития по всему миру набирает обороты. Россия в этом смысле не является исключением. В последнем варианте прогноза Минэкономразвития, который ляжет в основу уточненного бюджета, существенно скорректирована динамика спада ВВП — с 0,2 до 2,2% и промышленного производства - до 7,4% с прежней оценки падения в 5,7%. Инвестиции в основной капитал упадут на 14% к уровню 2008 года (1,7% ранее). Эти показатели несколько ниже, чем ориентиры международных организаций. В январе свои прогнозы по российской экономике уже уточнили МВФ и ЕБРР. МВФ снизил оценку по ВВП до минус 0,7% с предыдущих 3,5% роста. По версии ЕБРР, российская экономика на фоне мировой рецессии все же вырастет на 1% против 3% в предыдущем прогнозе. Более оптимистичны, чем правительство, и многие российские эксперты. Так, согласно прогнозу инвестиционной компании «Тройка Диалог», ВВП РФ по итогам года может вырасти на 3%, при этом промпроизводство по итогам года может выйти на нулевой рост. Существуют, конечно, и более пессимистические оценки. Например, по версии инвесткомпании ФБК, при самом негативном развитии событий спад объема ВВП может составить от 4 до 15%. В целом же экспертное сообщество считает новый прогноз Минэкономразвития «вполне адекватным». Наиболее сжато точку зрения аналитиков выразил руководитель Экономической экспертной группы Е.Гурвич. «Это существенно хуже предыдущего прогноза Минэкономразвития. Но это не означает, что наше положение ухудшилось или антикризисные меры не сработают, просто предыдущие цифры были излишне оптимистичны».

Международный валютный фонд в текущем месяце намерен резко понизить свои прогнозы роста мировой экономики. Согласно ноябрьским оценкам МВФ, глобальное производство в 2009 году сократится на 2,2%, в частности, в США — на 0,7%, в еврозоне — на 0,5%. Текущий прогноз МВФ, опубликованный в конце января, предполагает снижение экономики стран еврозоны на 2%. (Правда, есть и более оптимистичные (вернее, выглядят таковыми на фоне расчетов МВФ) оценки. По прогнозу европейского экономиста Capital Economics Бена Мэя, сокращение ВВП составит 1,5%, что станет наихудшим показателем как минимум с 1980 года. «Возможно, это и станет дном рецессии в Европе, однако экономика не начнет расти раньше 2010г.», - убежден он.) Теперь, по словам директора-распорядителя фонда Д.Стросс-Кана, прогноз роста мировой экономики будет понижен еще на 0,5-1%. Рост экономик развивающихся стран продолжится, но будет менее значительным, чем ожидалось ранее.

В минувшем декабре объем промышленного производства в зоне евро сократился на 12% по сравнению с декабрем 2007г. Это - рекордный спад за последние 20 лет. Согласно февральскому прогнозу Европейского Центробанка, кризис обещает быть затяжным, эксперты предсказывают «крайне незначительные темпы роста конъюнктуры и инфляции в еврозоне на 2009 и 2010 годы», что не достаточно для обеспечения стабильного уровня цен. ЕЦБ называет стабильным подорожание в пределах двух процентов, а в январе инфляция была на уровне 1,1%. В течение года возможны еще более серьезные колебания, предостерегают эксперты.

По данным МВФ, рецессия в Великобритании будет даже более глубокой, чем в США, Италии и Франции. В этом году ВВП Великобритании, по прогнозам упадет на максимальную величину с 1946 года - 2,8%, при этом снижение будет самым значительным среди промышленно развитых стран. Экономисты предсказывают, что из-за углубляющейся рецессии безработица взлетит до 3,25 млн человек к началу 2010 года. Не лучше обстоит дело и в Японии. ВВП страны в октябре-декабре 2008 года сократился на 11,7% в годовом выражении. Темпы сокращения – самые высокие с 1974 года. В среднем они в три раза превышают показатели в других экономически развитых странах.

Приняла затяжной характер и рецессия в США. Объем промышленного производства в США в январе упал на 1,8%, обманув ожидания аналитиков, которые прогнозировали 1,5%-ный спад. Январская статистика выглядит гораздо лучше декабрьской, когда падение составило 2,4%, но и это не внушает оптимизма. Промпроизводство падает уже шестой месяц подряд. ВВП США в IV квартале 2008 года снизился на 3,8% в годовом исчислении, что является максимальным падением с 1982 года. Как следует из протокола заседания Комитета по открытым рынкам от 27-28 января, опубликованному ФРС, по усредненному прогнозу безработица ожидается в конце года на уровне 8,5-8,8%. В этом году, согласно среднему прогнозу членов Комитета, ожидается сокращение экономики США на 0,5-1,3%. В октябре прогноз динамики ВВП на 2009 год составлял минус 0,2% - плюс 1,1%.

При всей видимой несхожести объемов национальных экономик главный вектор развития ситуации везде одинаков, а это значит, что переформатирование требуется всей мировой экономике. К срочной реформе мировой финансовой системы призвали и министры финансов стран «Большой семерки» по итогам саммита в Риме. Как говорится в принятой декларации, глобальный кризис продемонстрировал слабость ее международных институтов.

Аналогичный вывод содержится и в 74-страничном докладе «Путь к лондонскому саммиту», который 18 февраля представил премьер-министр Великобритании Г.Браун. Его главная идея заключается в глобальной координации антикризисных мер, которую он называет «Глобальной сделкой». При этом речь, судя по всему, идет о выработке на уровне «двадцатки» решений, которые будут иметь «индивидуальный» характер. «Каждая часть мира должна стать частью стимулирования глобальной экономики, должна оказать поддержку экономике с помощью инвестиций, максимального снижения процентных ставок, и я думаю, что одним из вопросов на саммите «большой двадцатки» 2 апреля будет вопрос о том, как все страны смогут взаимодействовать в достижении этого. Некоторые страны могут снизить процентные ставки, некоторые - предпринять большие усилия в области финансово-кредитного стимулирования, но весь смысл «большой двадцатки» заключается в том, что мир должен принять меры для решения глобальных проблем».

О необходимости формирования предпосылок для обновления экономической модели в России говорил Президент РФ Д.Медведев 20 февраля на заседании президиума Госсовета по вопросу повышения эффективности мер господдержки реального сектора экономики. Задачей номер один он назвал «безболезненно пройти период кризиса». В то же время глава государства подчеркнул: «Мы не можем, с другой стороны, позволить себе на будущее сохранять старую и не соответствующую современным потребностям структуру экономики... Несмотря на то, что мы находимся в непростом положении, мы должны заниматься сейчас и диверсификацией экономики, и развитием инфраструктуры, и укреплением финансовой системы».

Экспертным сообществом и участниками рынка это было воспринято как напоминание о том, что государство не должно просто раздавать деньги, а стимулировать создание среды, в которой предприятия могут продемонстрировать интерес к тому, чтобы что-то производить и запускать новые проекты. Т.е. речь не об огосударствлении всей экономики, а о попытке государства позиционировать себя в качестве регулятора и инвестора только в долгосрочные проекты, в которые никто кроме него не готов войти. Однако для достижения этой цели необходимо обеспечить, прежде всего, значительное снижение административного давления на бизнес и повышение комфортности делового климата.

Что касается непосредственно диверсификации экономики, ухода от сырьевой зависимости, то в условиях кризиса эта трудно выполнимая задача. Проблема глобальная, и каких-то сдвигов здесь можно ожидать не ранее чем на второй-третий год после восстановления нормальной экономической конъюнктуры. Тем не менее, некоторые шаги в этом направлении государство может сделать уже сейчас, например, в рамках развития государственно-частного партнерства и через активизацию деятельности госкорпораций по финансированию наукоемких проектов.

Очевидно, что с реализацией антикризисных мер в России начинается новый гораздо более сложный и ответственный этап. С формальной точки зрения начало ему будет положено утвержденными корректировками бюджета на 2009 год, а также основных прогнозных финансовых параметров на 2010-2011 годы. С содержательной же стороны дела речь идет о «перезагрузке» всей антикризисной программы с учетом уже обозначившихся финансовых ограничений (например, бюджетного дефицита, коридора колебаний рубля к бивалютной корзине, допустимого значения годовой инфляции и т.п.) и серьезных развилок, через которые государству придется пройти уже в ближайшей перспективе (сохранение статус-кво в банковской системе или ее реформирование, участие в погашении внешних корпоративных займов или возложение всех их рисков на сами компании и банки, стимулирование общеэкономического спроса через наращивание госзаказа или поддержка предложения на основе преференций для частных инвестиций и т.д.).

Ситуация осложняется неопределенностью в «цене вопроса» по мерам противодействия растущей безработице, укрепления «человеческого капитала», защиты собственности корпораций и граждан. Кроме того, для экономики, существенно интегрированной в мировое хозяйство и глобальные финансовые рынки, принципиально важна перспектива координации действий регуляторов в главных странах-партнерах в обеспечении макроэкономической и финансовой стабильности. Некоторая ясность здесь может наступить лишь после 2 апреля, когда лидеры G-20 соберутся в Лондоне на очередной саммит.В этих обстоятельствах критически важной становится скорость принятия решений (а, следовательно, и скорость исправления как сделанных, так и возможных ошибок). «Очень медленно работаем, просто неприемлемо медленно для кризиса», - подчеркнул Президент РФ Д.Медведев на расширенном заседании президиума Госсовета 20 февраля. Исторический опыт исполнения антикризисных программ, однако, показывает, что быстрота регулятивных реакций всегда является функцией от реализма оценок складывающейся ситуации. Прошедшая неделя в этом плане, представляется, была очень важным шагом в верном направлении.

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net