Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

16.11.2009 | Владислав Иноземцев

Modernizatsya.ru: Национальная особенность

В каждой стране модернизация экономики шла своим особенным путем, но — как мы писали, в том числе и в этой рубрике, — в большинстве случаев имела общие черты. Одной из них становилось приоритетное развитие ряда ведущих отраслей, в том числе и осуществлявшееся через крупные проекты и не вполне в конкурентной среде. Так, в Японии в 1960-1975 гг. объем продукции автомобилестроения — поддерживавшейся государством отрасли — вырос в 7,9 раза при росте ВВП в 2,4 раза; в Южной Корее в 1975-1995 гг. рост тоннажа спускаемых на воду судов составил 11,2 раза при росте ВВП в 3,1 раза; в Китае в 1997-2008 гг. выпуск автомобилей увеличился в 9,1 раза при росте ВВП в 2,2 раза. Россия на этом фоне выглядит уникально: здесь модернизация движется не государством, а частным сектором, не прорывными отраслями, а теми, в которые власти имеют наименьшие возможности вмешаться. Исключением можно (с некоторой натяжкой) считать металлургию, но и она выглядит вполне конкурентной отраслью — хотя и конкурирует не на внутреннем рынке.

В наиболее критичных для модернизации сферах дело обстоит катастрофическим образом. Несколько лет назад российские власти правильно определили некоторые ключевые направления возможного прорыва — оборонную промышленность, авиа-, авто- и судостроение, но продемонстрировали полную неспособность поставить эти отрасли на модернизационные рельсы. В недавнем послании президент Дмитрий Медведев справедливо отметил, что «нужно провести независимый аудит корпораций, а также крупных компаний с госучастием» — и прежде всего, добавим мы, объединенных авиа- и судостроительной корпораций, того же «АвтоВАЗа» и др. Государство в этих отраслях может лишь объединять неэффективные активы и наращивать издержки без какого-либо эффекта для производства. Так, например, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), созданная в 2006 г., обязалась в 2008-2012 гг. выпустить 431 гражданский самолет: 15 Ил-96, 84 Ту-204/214, 236 Sukhoi SuperJet и 96 Ан-148. В 2008 г. было выпущено 10 машин, в текущем году — восемь. В лучшем случае итоги 2008-2012 гг. составят около 80 самолетов. В то же время компания провела три допэмиссии акций, а ее долг вырос с 22 млрд до 126 млрд руб. При этом, по отчетности за 2008 г., 18 входящих в ОАК компаний были в совокупности убыточными, а управленческие расходы корпорации… в 2,2 раза превысили ее валовую прибыль. Объединенная судостроительная корпорация, созданная в 2007 г., сменила за два года трех генеральных директоров, провела четыре докапитализации, нарастила долг почти в пять раз и получила в 2008 г. операционные убытки. Заметим: за последние 15 лет количество военных кораблей, способных принимать участие в боевых операциях, сократилось в России с 210 до 28 штук, или на 86,7%. Про «Ростехнологии» с их «АвтоВАЗом» и множащимися отказами зарубежных партнеров покупать российскую военную технику даже не хочется и вспоминать.

Зато модернизация российской экономики продолжается за счет усилий частных компаний — и, как правило, в «нестратегических» отраслях. Развиваются сотовая связь и услуги по подключению к интернету (сегодня на 1000 россиян приходится 1350 мобильных телефонов, причем тарифы на услуги связи — одни из самых низких в Европе; темпы прироста пользователей интернета достигают 18-20% ежегодно), развивается производство продуктов питания и розничная торговля, растет рынок финансовых услуг, до последнего времени активно модернизировалась строительная отрасль и т. д.Все это указывает на особенность российской модернизации и ее исполнителей. С одной стороны, крупные государственные программы развития не работают и не заработают, пока ими будут руководить бюрократы путинского призыва, считающие основными задачами надувание щек, распил бюджета и сохранение неприкосновенным того хлама, который принято называть основными фондами. С другой стороны, отрасли, которые сегодня движут российскую модернизацию, принципиально не способны сократить разрыв между Россией и передовыми странами, так как развиваются на основе не только иностранных технологий, но и импортируемого оборудования (к тому же постоянно находятся под давлением отечественного чиновничества). Выход из такой ситуации может быть только один: решительно порвать не с идеологией «государственно направляемой» модернизации, а со всеми, кто столь успешно проводил ее на протяжении последних 10 лет. Оценить реальную ситуацию в отраслях, откуда сейчас слышится лишь лепет о «разработке перспективных стратегий» и «подготовке к производству опытных образцов». Немедленно начать привлечение в стратегические сферы иностранного капитала и менеджмента. Государство не должно пускать российскую модернизацию на самотек. Но руководить ею так, как это делалось в последние годы, — это напрямую убивать всякие надежды на будущее.

Владислав Иноземцев — директор Центра исследований постиндустриального общества; издатель и главный редактор журнала «Свободная мысль»

Материал опубликован в газете «Ведомости» от 16.11.2009, 216 (2486)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net