Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

07.12.2009 | Татьяна Становая

Проект договора о европейской безопасности и «перезагрузка»

29 ноября на президентском официальном сайте был опубликован проект Договора о европейской безопасности, который Россия выносит на международное обсуждение. В Афинах прошла министерская встреча ОБСЕ, в рамках которой российский проект был встречен крайне прохладно.

Проект договора содержит нормы, о которых президент не раз говорил ранее. Сама идея, напомним, была озвучена 5 июня 2008 года и с тех пор, Москва не раз поднимала тему на переговорах и встречах высокого уровня: прежде всего двусторонних. В договоре говорится, что «участники сотрудничают на основе принципов неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга». «Любые меры в области безопасности, принимаемые каждым Участником настоящего Договора индивидуально либо совместно с другими Участниками, в том числе в рамках международной организации, военного союза или коалиции, осуществляются с учетом интересов безопасности всех других Участников». Эта норма прямо направлена против расширения НАТО, против возможностей использования силы в одностороннем порядке (например, как это делали США в отношении Ирака), против размещения элементов ПРО в Восточной Европе и реально принуждает США к безусловному учету мнения России в этом вопросе.

Некоторые положения расцениваются экспертным сообществом как утопичные. В договоре, например, говорится, что «участник Договора, являющийся членом военных союзов, коалиций или организаций, добивается того, чтобы такие союзы, коалиции и организации соблюдали принципы, содержащиеся в Уставе ООН, … и чтобы решения, принимаемые в рамках таких союзов, коалиций и организаций, не затрагивали существенным образом безопасность одного или нескольких Участников Договора». В Договоре предусмотрена возможность запроса информации его участниками о решениях, которые готовятся в альянсах или союзах. В таком случае, Россия вправе потребовать сведения о решениях, обсуждаемых в НАТО.

В случае нарушения договоренностей, по мнению одного из участников, Москва предлагает проводить консультации или Конференции. Однако что дальше, неясно. В Договоре также фактически вводится мораторий на военные действия против любого другого участника, кроме случая самообороны. Договор открыт для подписания всеми государствами евроатлантического и евразийского пространства от Ванкувера до Владивостока, а также ЕС, ОБСЕ, ОДКБ, НАТО, СНГ.

После обнародования проекта первую реакцию можно было понять в рамках открывшегося в Афинах заседания Совета глав МИД стран—членов ОБСЕ. На встрече отсутствовали госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава британского МИДа Дэвид Милибэнд. Это было расценено прессой как демонстрация прохладного отношения к повестке дня заседания. Те главы МИДов, которые выступали, отнеслись к российской инициативе также более чем прохладно, а то и критично. Как пишет «Коммерсант», когда заседание началось, те, кто еще несколько минут назад ожесточенно критиковал российскую инициативу, вдруг утратили к ней всякий интерес. Большинство глав МИД стран ЕС, которые один за другим выступали на заседании, соглашались с тем, что архитектура европейской безопасности нуждается в совершенствовании. Но при этом старались не упоминать проект договора, разосланный накануне Москвой во все европейские столицы. Те из них, кто все же упоминал о нем, делали это лишь для того, чтобы указать на слабые места инициативы президента Медведева.

Так, глава МИД Франции Бернар Кушнер начал свое выступление с замечания о том, что, несмотря на разговоры об укреплении общей безопасности, конфликт в Грузии до сих пор так и не урегулирован. Более того, он напомнил, что в этом году из этого региона выдворили наблюдателей от ОБСЕ. По мнению французского министра, европейская безопасность немыслима, во-первых, без разработки механизма предотвращения конфликтов, во-вторых, без установления контроля над обычными вооружениями, в-третьих, без соблюдения прав человека и, наконец - без эффективного реагирования на новые угрозы вроде торговли людьми и организованной преступности. Обо всем этом и впрямь не упоминается в российской инициативе, которая в основном сводится к тому, что любая страна всегда должна учитывать интересы другой, особенно в вопросах безопасности.

Но более определенно в комментарии «Коммерсанту» высказался один из дипломатов, отказавшийся назвать свое имя и страну. По его мнению, российская инициатива почти не имеет шансов быть воплощенной в жизнь. «Никто не позволит Москве осуществить ее замысел и так перестроить систему европейской безопасности, чтобы получить право вето при решении ключевых для Европы вопросов. Хватит того, что Россия уже обладает подобным правом в ООН», - отметил дипломат.

В то же время Россия получила пока публичную поддержку со стороны Италии. «Президент Медведев направил мне письмо, и я оценил его высоко. Мы изучаем этот документ. Завтра НАТО начнет изучать. В любом случае, у моего правительства есть хорошая оценка этой инициативы»,— заявил Сильвио Берлускони по итогам переговоров с Медведевым 3 декабря, за день до начала Совета Россия-НАТО. Медведев, в свою очередь, отметил, что российский проект перестает рассматриваться как «антиантовская затея». «Хельсинки было давно. Надо обновлять институты и создавать новые конструкции, которые должны обеспечивать каркас новой безопасности», - подытожил Дмитрий Медведев. Похоже, что Италия хочет подтвердить свои теплые отношения с Россией, но при этом Берлускони вряд ли будет идти на конфликт с большинством европейцев.

На фоне такой холодной встречи совершенно неожиданными для России оказались проблемы в отношениях НАТО. Появилась информация, будто Канада заблокировала принятие документов, подготовленных к заседанию Совета Россия-НАТО. Канада опровергла это, и полпред России в Североатлантическом альянсе Дмитрий Рогозин позднее признал, что ситуация выправляется. Однако по некоторым данным, проблемы на натовском направлении проявились именно как реакция Запада и, прежде всего, США на инициативу Медведева – тем более что по другим вопросам взаимодействия также есть сложности. Так, не удалось подготовить проект нового договора об СНВ к 5 декабря, когда закончился срок действия старого. Хотя после телефонного разговора Медведева и Обамы стороны договорились придать переговорам «дополнительный импульс», а советник американского президента по вопросам национальной безопасности Джеймс Джонс заявил, что подписание договора – вопрос нескольких дней или пары недель (пока президенты договорились действовать в духе договора вплоть до подписания нового).

В то же время само заседание Совета Россия-НАТО прошло достаточно успешно, и все документы, которые удалось согласовать, приняты. Были одобрены три документа. Первый, как пояснил Рогозин, предполагает дать поручение глав МИД послам России и НАТО «провести совместный анализ угроз безопасности, который должен выявить, что Россия и Запад не представляют угрозы друг для друга». По словам постпреда, в этот документ должна войти и проблематика противоракетной обороны. Второй документ содержит рекомендации по приданию эффективности работе Совета и третий – это план сотрудничества на 2010 год. «В НАТО в настоящее время идет борьба с бюрократией, - сказал Рогозин. - Соответственно те рабочие группы, которые нецелесообразны, будут выноситься за скобки, а напротив будут создаваться новые направления, в частности, касающиеся борьбы с пиратством и проблематики Афганистана».

Договор о европейской безопасности на сегодняшний момент является проектом российского президента, призванным продемонстрировать в публичном пространстве способность России выдвигать масштабные инициативы. Поэтому прохладное отношение к нему со стороны большинства европейских лидеров (их не устраивает первоначальная «запросная» позиция российской стороны, сформулированная в документе) не приводит к ухудшению отношений России и Европы. В дальнейшем возможны корректировки этой инициативы с целью достижения компромисса, но сейчас более актуальный характер носят другие проблемы. Впервые после прихода на пост президента Барака Обамы наблюдается некоторое похолодание в отношениях между Россией и США, что связано с пробуксовкой в последние недели переговоров по СНВ. При этом стороны стремятся сохранить диалог и все же выйти до конца года на подписание нового договора по СНВ.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net