Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

Арест зампреда правления Пенсионного фонда России Алексея Иванова связан с историей крушения бизнеса братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых. Иванов ранее был топ-менеджером компании «Техносерв», основанной Ананьевыми – в ней прошел обыск в связи с делом Иванова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

28.12.2009

Сергей Толстов: «В украинской избирательной кампании назревает коренной перелом»

До выборов Президента Украины осталось менее месяца. Накал страстей увеличивается. Каждая из двух ведущих политсил – Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) и Партия регионов (ПР) – демонстрирует решимость одержать и – что самое главное – удержать победу в первом и практически неизбежном втором туре. Непредсказуемость ситуации заключается в том, что нынешняя премьер-министр Украины и один из главных кандидатов на пост президента Юлия Тимошенко увеличивает по рейтингам свое отставание от лидера гонки – главы Партии регионов Виктора Януковича. Разрыв – примерно 15% в первом туре и до 20% - во втором. Не ясно, что Тимошенко собирается с этим делать. Поэтому за разъяснениями мы обратились к специалисту - директору Института политического анализа и международных исследований, ведущему научному сотруднику Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Сергею Толстову.

- Переломить кампанию в пользу Тимошенко или окончательно погубить ее перспективы стать Президентом могут голоса колеблющихся избирателей (по разным оценкам – от 10% до 20%). Как она или Партия регионов собираются их привлечь?

Очевидно, что при прогнозируемом выходе во второй тур В.Януковича и Ю.Тимошенко разработка мобилизационной стратегии представляется особо важной и необходимой. Похоже, в контексте второго тура президентских выборов и Блок Юлии Тимошенко, и Партия регионов четкой стратегии мобилизации избирателей не имеют. Впрочем, у БЮТа определенные заготовки есть, а сама стратегия кампании была разработана еще весной и летом 2009 г.

Положение БЮТ и ПР в контексте нынешних выборов весьма различное. Для БЮТ главная идея президентского проекта заключается в создании фиктивного образа Ю.Тимошенко как успешного руководителя плюс к этому подключение полного набора эмоциональных и иррациональных импульсов. БЮТ намерен играть второй тур как бледную копию выборов 2004 года под лозунгом «весь Майдан против Януковича».

Главная задача БЮТ – в попытке восстановить весь набор предубеждений в отношении В.Януковича и вновь инспирировать волну ненависти против «донецких», по принципу чем больше – тем лучше. Акценты переносятся со всех донецких (поскольку шахтеры являются важной целевой группой электората) преимущественно на олигархов и зажиточные круги, которые вынужденно сокращают занятость и урезают зарплаты (социальный подтекст).

Соответственно, в канун Нового года премьерша покупает услуги пожилой примадонны, что должно подсказать избирателю, что она (премьерша) вроде бы не собирается ломать граждан через колено, навязывая им чуждые социокультурные стереотипы, и что она, вроде бы, «такая как все».

Перед вторым туром можно ожидать мощного выброса тотальной дискредитации В.Януковича с тем, чтобы убедить колеблющихся не голосовать за него ни при каких обстоятельствах. Ожидаемый лозунг – приди и проголосуй, чтобы не допустить В.Януковича к посту президента.

Будет также повторен стереотип объединения части проигравших кандидатов вокруг Ю.Тимошенко, будет усилена личная обработка граждан в ходе прямой агитации и т. п.

- Получается, что в условиях жесткого экономического кризиса, Тимошенко будет играть на иррациональных мотивах избирателей. На чем же «регионалы» могут отмобилизовать массы в период первого и особенно второго туров? И будут ли они так же использовать чувственные мотивы?

Прогнозировать активизацию кампании со стороны штаба Партии регионов пока довольно сложно. Среди депутатов ПР доминирует точка зрения, что кризис и бездарная политика правительства являются достаточными основаниями для победы лидера ПР. Иррациональные импульсы штаб ПР задействовать не сможет. Похоже, он к этому явно не готов.

Для использования рациональных и разъяснительных моментов, время стремительно уходит. ПР следовало потратить осень на объяснение людям ситуации в стране, презентацию альтернативной версии политики, убеждение людей в своей способности найти выход Украины из кризиса. На деле эту нишу заняли новые претенденты на роль мессии.

ПР по непонятным с точки зрения здравого смысла причинам уступила БЮТ инициативу в разыгрывании коррупционной тематики, хотя поводов для дискредитации правительства в связи с коррупционными схемами более, чем достаточно. Но штаб ПР даже не удосужился использовать данные, предоставленным Счетной палатой.

Следовало также более серьезно отнестись к международному позиционированию и развитию контактов с наиболее важными внешними субъектами, включая Вашингтон и Брюссель.

Новогодние праздники создают неизбежную паузу в ходе агитационной кампании. Поскольку Ю.Тимошенко будет мелькать в новогоднем карнавале, это более выгодно ей, чем Януковичу.

Избирательную кампанию ПР после первого тура может оживить сложная комбинация действий, включающая несколько приемов:

- объединение в поддержку В.Януковича серьезных политических групп, имеющих авторитет среди избирателей,

- четкая оценка ситуации в стране в результате политики нынешнего правительства («урок правды»),

- декларирование короткой и реалистичной президентской программы.

Впрочем, любые изначальные схемы будут корректироваться в ходе кампании, поскольку в ней участвует и третья сторона в лице президента В.Ющенко, который сохраняет потенциальную возможность спутать карты обоим основным игрокам.

Подготовил Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net