Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

18 декабря в публичном пространстве появилась информация о прошедших обысках в доме Михаила Гуцериева и связанных с ним компаниях. При этом представитель группы «Сафмар» опроверг информацию об обысках: «Все компании группы «Сафмар» и ее руководитель Гуцериев работают в штатном режиме». Сам Гуцериев в интервью РЕН ТВ назвал сведения об обысках провокацией.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

12.01.2010 | Татьяна Становая

Протокольная ратификация

Сегодня стало окончательно понятно, что Госдума готова к ратификации 14 протокола Европейской конвенции по защите прав человека. Профильный комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал протокол к ратификации единогласно. В России это уже пытаются представить как следствие уступок России со стороны Совета Европы по принципиальным для Москвы вопросам работы Евросуда.

О том, что Госдума может ратифицировать 14 протокол, стало известно 17 декабря, когда неожиданно президент России Дмитрий Медведев провел специальное совещание в Кремле, посвященное этому вопросу. Тогда источник, близкий к администрации президента, заявил «Ведомостям», что скорее всего ратификация произойдет 15 января. Однако до последнего момента сохранялись сомнения, так как публично отношение к 14 протоколу у Кремля было крайне критическое, причем основанное на политически значимой позиции.

14-й протокол был подписан Россией в Страсбурге 4 мая 2006 года. Цель протокола - повысить эффективность работы Европейского суда по правам человека в условиях резкого увеличения числа поступающих сюда жалоб в связи со вступлением в СЕ новых государств. В частности, предлагается значительно упростить и ускорить принятие и рассмотрение исков. К настоящему времени протокол ратифицирован всеми государствами - членами Совета Европы за исключением России. В ЕСПЧ сегодня находится более 120 000 дел, на рассмотрение которых необходимо около семи лет, подсчитали в Страсбурге. 28% из этих жалоб – от российских граждан.

ЕСПЧ стал внутри России едва ли не единственным легитимным механизмом борьбы против нарушения прав человека в России. Растет число политических исков из России. Это и целый комплекс исков в рамках «дела ЮКОСа» - одного из самых юридически уязвимых дел для представителей путинской элиты, и иски по чеченской проблеме – все то, за что Россию долго и остро критикует Запад. Каждый проигрыш России в ЕСПЧ получает широкую публичную огласку и негативно сказывается на репутации судебной системы России. В связи со всем этим Кремль намерен препятствовать ускорению принятия решений по искам в ЕСПЧ. Официально российская власть всегда считала, что ЕСПЧ используется Западом против России с целью ослабить режим. В декабре 2006 года Госдума проголосовала против ратификации. Владимир Путин на встрече с членами Совета по правам человека в начале 2007 года называл «чисто политическим» рассмотрение «Дела Илашку», когда на Россию была возложена ответственность за события, происходившие в Приднестровье. «Это чисто политическое решение, подрывающее доверие к международной судебной системе», - считает президент РФ.

Это мнение сохранялось публично до сентября 2009 года: тогда Госдума приняла заявление, в котором говорится, что ратификация протокола невозможна из-за ст. 8, предусматривающей право принимать постановления комитетом из трех судей ЕСЧП, среди которых может и не быть судьи от страны-ответчика. Не согласились депутаты и со ст. 14, согласно которой ЕСПЧ получает право проводить предварительные расследования по жалобам граждан до того, как они официально принимаются к рассмотрению. Кремль начал вести интенсивные переговоры по поводу смягчения реформы с учетом интересов России. В ноябре Медведев дал Минюсту поручение готовить ратификацию, а 14 декабря Комитет министров СЕ принял интерпретацию, согласно которым, все вопросы, связанные с «российскими» делами, Страсбургский суд будет решать с участием представителей России.

Однако в целом по большинству позиций Москва добилась лишь дополнительных разъяснений, а не изменений. Как заявил сегодня в своем выступлении член профильного комитета Госдумы Дмитрий Вяткин, Россия ставила вопрос об участии судьи той страны, против которой подается жалоба при ее рассмотрении комиссией из трех судей. Во-вторых, РФ волновал вопрос о проводимом судом расследовании при решении о приемлемости поданной жалобы. В-третьих, Российская Федерация требовала уточнений положения протокола о порядке и способе исполнения вынесенного судом решения. Замминистра юстиции РФ, официальный представитель России в Европейском суде по правам человека Георгий Матюшкин сообщил, что РФ получила от суда и комитета министров Совета Европы необходимые разъяснения. По первому пункту существует несколько решений: судья от российской стороны может участвовать непосредственно в комитете из трех судей; страна, в отношении которой подана жалоба, может подать обращение об участии национального судьи в составе комиссии; национальный судья может отказать в визе на коммуникацию такой жалобы и тогда она поступает на рассмотрение не комитета из трех судей, а из семи судей, где автоматически присутствует национальный судья. Официальный представитель РФ в Евросуде отметил, что в части претензий России по расследованию жалобы получены разъяснения о том, что оно будет применяться в исключительных случаях. Таким образом, в данной части деятельности суда после ратификации протокола ничего не изменится. Также российская сторона получила разъяснения о том, что она, как и любая другая страна, в отношении которой Евросудом вынесено решение об удовлетворении жалобы, сама будет определять, каким образом будет исполняться решение суда, никаких конкретных предписаний судом по проведению конкретных действий выноситься не будет.

Таким образом, в публичном пространстве внутри России активно формируется картинка, при которой не Россия, наконец, пошла навстречу СЕ в вопросе ратификации 14 протокола, а Совет Европы был вынужден согласиться со справедливыми замечаниями Москвы. Это дает Кремлю возможность «сохранить лицо» на фоне принципиального отказа от ратификации еще несколько месяцев назад и при этом снять один из самых неприятных поводов для критики в свой адрес со стороны Европы.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net