Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

Под прицелом санкционной политики стран Евросоюза и США в отношении России оказался, в частности, топливно-энергетический комплекс, зависимый от передовых технологий нефте- и газодобычи, доступ к которым Запад ограничил. Но насколько значимым, по прошествии трех лет, оказалось воздействие, в частности – в Арктическом регионе, где подобные технологии имеют особенно большое значение?

Интервью

16 ноября в Ельцин Центре известный политолог, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин прочитает лекцию «Корпоративные пантеоны героев современной России» и ответит на вопрос: какие исторические персонажи являются героями для современных российских государственных ведомств, субъектов Федерации и профессиональных сообществ?

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Российский мир

07.04.2010 | Игорь Бунин, Алексей Макаркин

Латвия перед началом избирательной кампании

В октябре в Латвии состоятся очередные выборы в Сейм, проходящие в сложной экономической ситуации. В прошлом году ВВП страны сократился на 18%, что явилось рекордом среди балтийских стран (для сравнения – ВВП Литвы упал на 15%, Эстонии – на 14%). Правительство Латвии приняло решение бороться с кризисом мерами жесткой экономии с тем, чтобы сохранить устойчивость национальной валюты – лата. В результате были сокращены практически все бюджетные расходы. В середине прошлого года пенсии были снижены на 10%, пенсии работающим пенсионерам - на 70%, зарплаты всем бюджетникам - на 20%, пособия работающим родителям - на 50%. Необлагаемый налогами минимум доходов физических лиц уменьшен с 90 до 35 латов (со 180 до 70 долларов). В противном случае Латвии было бы отказано в стабилизационном кредите от международных финансовых организаций в размере 7,5 млрд евро. В целях экономии средств принято решение вывести латвийских миротворцев из Афганистана, свернута работа института по созданию международного образа Латвии, прекращена деятельность комиссии по подсчету ущерба от «советской оккупации».

В последнее время международные финансовые агентства фиксируют определенные положительные тенденции в экономике Латвии. Так, Moody's и Standard & Poor's в нынешнем году повысили прогноз по долгосрочным рейтингам Латвии с «негативного» до «стабильного». Причиной для пересмотра прогноза стали действия правительства страны, которое, как считают в агентстве Standard & Poor's, «достигло прогресса в стабилизации финансов государства». Впрочем, повышение самих рейтингов вряд ли произойдет до выборов.

Однако макроэкономические показатели не могут быстро трансформироваться в социальные успехи, хотя некоторые признаки возрождения оптимизма все же наблюдаются. Так, данные мартовского опроса DnB Nord Latvijas barometrs свидетельствуют, что  за последние три месяца на 13 процентных пунктов до 40% выросло число латвийцев, которые считают, что экономическая ситуация в Латвии не меняется. Число таких респондентов увеличилось в основном за счет пессимистов, так как с декабря с 69% до 50% меньше стало людей, считающих, что ситуация ухудшается. С ноября с 12 до 21% увеличилось число тех, кто считает, что через год ситуация улучшится. 44% (месяцем ранее 37%) заявили, что оценивают финансовое положение своей семьи как среднее, а 48% - как скорее плохое, и это на 9 процентных пунктов меньше, чем в предыдущем исследовании.

Партии накануне выборов

Латвийская партийная система традиционно носит дробный характер. Эта дробность еще более усилилась с началом кризиса, когда появились два новых партийных проекта – «Гражданский союз» и «Общество за другую политику». Однако как 5%-ный избирательный барьер, так и падение популярности ряда традиционных партий способствуют объединительным процессам. Условно латвийскую политическую карту можно разделить на три части: «русские», «олигархи» и правые. В настоящее время (по состоянию на 4 апреля) в правящую коалицию входят правые «Новое время», Гражданский союз, «Отечеству и свободе» и «олигархический» Союз «зеленых» и крестьян. В оппозиции находятся «олигархические» Народная партия (вышедшая из коалиции в марте) и Латвийская первая партия и «русские» Центр согласия и «ЗаПЧЕЛ».

В марте лидером среди политических партий стало объединение «Единство», опередив прежнего лидера - Центр согласия, свидетельствуют данные опроса Latvijas fakti. В марте за «Единство» готовы были голосовать 17,6% избирателей, за Центр согласия - 16,7%, за Союз «зеленых» и крестьян - 7,6%. «За ПЧЕЛ» поддержали 3,9%, Народную партию - 2,7% респондентов, Латвийскую первую партию – 2,6%, «Отечеству и свободе» - 2,4%. Показательно, что результат Центра согласия несколько снижается по сравнению с январем, когда он имел 18,8%. Соответственно, показатель «Единства» примерно соответствует сумме результатов трех правых партий, вошедших в его состав – таким образом, принципиальных изменений в предпочтениях избирателей не произошло.

«Русские»

Основная партия Латвии, выражающая интересы русскоязычной части населения – Центр согласия, основанный в 2005 году. В него вошли Партия народного согласия, партия «Новый центр», Даугавпилсская городская партия, Социал-демократическая и Социалистическая партии Латвии. На выборах Сейма в октябре 2006 года Центр согласия получил 14,4 % голосов и 17 мест в парламенте, став ведущей «русской» политической силой страны. Она существенно опередила партию «ЗаПЧЕЛ» («За права человека в единой Латвии»), которая получила лишь 6%. Если Центр согласия ориентирован на интеграцию русскоязычной общины в жизнь Латвии при сохранении собственной идентичности, то «пчелы» во главе с харизматичным лидером, депутатом Европарламента Татьяной Жданок выступают с ярко выраженных правозащитных, более нонконформистских позиций. «Русские» партии никогда не входили в состав правительства страны – это было сознательным решением латышской элиты, проводившей «политику исключения» по отношению к русскоязычным на общенациональном уровне.

Экономический кризис привел к росту популярности Центра согласия, который оказался непричастен к проведению политики, приведшей к его возникновению. Кроме того, весь спектр «латышских» парламентских партий не включает ни одной левой политической силы – речь идет как об отчетливо правых партийных образованиях, так и об олигархических правоцентристских партиях. Соответственно, так как в период кризиса часто возрастает потребность в проведении «левой», более социально ориентированной политики, то в данном случае ее можно было реализовать, только голосуя за «русских», которые изначально позиционировали себя как сторонники европейской социал-демократии.

На прошлогодних местных выборах в Риге Центр согласия одержал убедительную победу, получив более 34% голосов, причем примерно треть этого электората составляют латыши. Центр согласия также победил в Резекне и занял вторые места в Вентспилсе, Елгаве, Лиепая и Юрмале. 1 июля Рижская Дума нового созыва утвердила в должности мэра латвийской столицы председателя Центра согласия Нила Ушакова, которому удалось заключить коалиционное соглашение с Латвийской первой партией на своих условиях (получение поста мэра Риги представителем «русской» партии, впервые в современной латвийской истории). Ушакову 33 года. По образованию он экономист, долгое время работал журналистом. Прежде чем пойти в политику, он работал в латвийских газетах «Республика» и «Телеграф», был ведущим аналитической передачи на латвийском телеканале ТВ5, несколько лет проработал корреспондентом ИТАР-ТАСС в Латвии, а также главным редактором службы новостей Первого Балтийского канала. Это политик новой волны, динамичный и коммуникабельный.

«Центр согласия» строил свою избирательную кампанию, исходя из проблемы решения антикризисных задач. Как заявил Ушаков, теперь важно активно привлекать инвестиции для расширения числа рабочих мет и увеличения налогооблагаемой базы. Причем новый мэр открыто делает ставку на развитие экономических связей с Москвой.

Лидером фракции Центра согласия в Сейме и ее возможным кандидатом на пост премьера на октябрьских выборах станет Янис Урбанович, последний руководитель латвийского комсомола. В начале 2010 года три из пяти партий, которые входят в состав «Центра согласия» (ЦС), завершили организационную работу по объединению и зарегистрировали новую партию «Согласие». Новую партию составляют три прежних – Партия народного согласия, «Новый центр» и Социал-демократическая партия. Таким образом, свою автономию сохранили лишь социалисты (левая партия, возглавляемая Альфредсом Рубиксом, бывшим советским функционером, отсидевшим несколько лет в тюрьме за поддержку ГКЧП, а ныне являющимся депутатом Европарламента) и Даугавпилсская городская партия.

Однако парламентские выборы для Центра согласия будут более сложными, чем муниципальные. Во-первых, конкуренция на них будет носить более острый характер. Избиратели, голосовавшие в ряде городов за успешно выступившие региональные партии (их наличие – особенность «политической карты» Латвии), скорее всего, в большинстве своем проголосуют за «латышей». Во-вторых, Ушакову приходится принимать непопулярные решения, связанные с продолжающимся кризисом, что не способствует росту популярности Центра согласия. Показательно, что партии пока не удалось занять и все «русское» политическое пространство. «Вечно оппозиционная» партия «ЗаПЧЕЛ» пока, используя протестные настроения, сейчас имеет шансы преодолеть 5%-ный барьер, взяв реванш за поражение на местных выборах (она пусть немного, но опережает Народную партию, победившую на выборах 2006 года). Тем более, что эта партия вполне прилично выступила на прошлогодних выборах в Европарламент.

Олигархи

 «Олигархические» партии - в наибольшей степени связанные с интересами крупного бизнеса, что объясняет их достаточно прагматичное отношение к ряду значимых политических вопросов, в том числе к коалиционному строительству и к связям с Россией. Ключевыми участниками этого сообщества партий являются три влиятельные политические фигуры – Айвар Лембергс, Андрис Шкеле и Айнар Шлесерс.

Лембергс – мэр Вентспилса, один из самых популярных политиков страны, «крепкий хозяйственник», тесно связанный с транзитным бизнесом и имеющий значительное влияние на партию «Союз зеленых и крестьян». Лембергс возглавляет региональную вентспилскую партию Latvijai un Ventspilij («Латвии и Вентспилсу»), заключившую соглашение о сотрудничестве с Союзом зеленых и крестьян. Член Latvijai un Ventspilij Гундар Даудзе не только был избран депутатом по списку Союза, но и стал затем спикером Сейма. Лембергс считался одним из возможных кандидатов на пост премьера. Однако в настоящее время мэр Вентспилса находится под судом по обвинению в получении взятки в особо крупных размерах - 239 670 латов, вымогательстве взятки, легализации преступно нажитых средств в крупных размерах - почти 5 млн латов, изготовлении ложного документа и служебном подлоге. Также Лембергс обвиняется в том, что он способствовал и сам участвовал в сделках, участие в которых ему было запрещено в связи со служебным положением. Кроме того, ему инкриминированы злоупотребление служебным положением, реализация полномочий в ситуации конфликта интересов и указание в должностной декларации заведомо ложных сведений. Сын мэра Вентспилса, Анрийс Лембергс, обвиняется в отмывании в составе организованной группы почти 5 млн латов. Также он обвиняется в пособничестве отцу в его преступлениях.

Шлесерс – основатель Латвийской первой партии, которую в Латвии называют Партией священников, так как в ее создании приняли активное участие представители христианских церквей страны. Все последние годы, вплоть до прошлого, ЛПП входила в состав правительства, на выборах 2006 года она заключила альянс с партией «Латвийский путь» (ныне – «Латвийский центр»), который имеет стратегический характер. Наибольшим успехом партии можно считать продвижение ее представителя Ивара Годманиса на пост премьера в 2007 году. Однако результаты деятельности этого кабинета были неудачными. После прошлогодней отставки правительства ЛПП вышла из его состава, а после муниципальных выборов в Риге сформировала большинство в коалиции с Центром согласия (Шлесерс стал вице-мэром столицы). Однако на общенациональном уровне рейтинг ЛПП невысок – на эту партию, как и на Народную, избиратели возлагают ответственность за экономический кризис.

Шкеле – крупный предприниматель, основавший Народную партию в 1990-е годы – тогда она выступала в качестве альтернативы существующим политическим силам. Первоначально он добился немалых успехов, возглавив правительство (был премьером в 1995-1997 и 1999-2000 годах), однако после обвинений в педофилии официально покинул активную политику. Обвинения так и не получили подтверждения, Шкеле сохранил свою роль одной из наиболее влиятельных фигур в Народной партии (что особенно важно для 2004-2007 годов, когда во главе кабинета министров стоял его соратник по партии Айгар Калвитис).

В последнее время рейтинг «народников» резко упал, и Шкеле в прошлом году вернулся к официальному руководству партией с тем, чтобы вывести ее из кризиса. После этого он потребовал от кабинета Валдиса Домбровскиса не повышать налоги до 2011 года, до 1 сентября внести в Сейм проект государственного бюджета, начать работу над общественным договором с социальными партнерами (работодатели и профсоюзы) и до мая вести законопроекты по сокращению числа министерств. В качестве неотложных мер он предложил также меры по содействию предпринимательству и созданию рабочих мест, а также постановку конкретных целей - достижение бездефицитного бюджета до 2014 года, возврат госдолгов в течение 10 лет и достижение в течение пяти лет занятости на уровне 2005 года. Когда эти требования были отклонены, то Народная партия в марте объявила о выходе из состава правительства.

В марте Шлесерс, Шкеле и Лембергс провели неофициальное совещание о совместных действиях против кабинета Домбровскиса. Инициатором встречи был Шкеле, предложивший предъявить правительству требование выполнить набор предложений, выдвинутых Народной партией. Если находящийся в оппозиции Шлесерс поддержал эту идею, то Лембергс был против, так как она вынуждала «Союз зеленых и крестьян» выйти из состава правительства. А это, в свою очередь, могло навлечь на партию обвинения в неконструктивности со стороны многих ее избирателей. Кроме того, личные отношения между Шкеле и Лембергсом носят сложный характер – в Латвии многие уверены, что за «педофилгейтом», обрушившим правительство Шкеле, стоял Лембергс. Таким образом, не исключено совместное выступление на выборах Народной партии и ЛПП, тогда как «Зеленые и крестьяне» будут участвовать в них самостоятельно.

Шанс «олигархов» на успех – популизм, решительное неприятие политики выполнения условий международных финансовых организаций, непопулярных среди большинства населения страны. «Если ему приказать, он глотку перережет любому, была бы команда Международного валютного фонда» - говорит Лембергс о министре финансов Эйнаре Репше. Не менее резкими выглядят его оценки политики Запада: «Надо понимать, о каком Западе идет речь. О Западе, у которого есть тюрьма Гуантанамо, в которую бросали людей со всего мира без выдвижения обвинений, без адвокатов, без суда и следствия? На Запад, посол которого вызывает местных политиков и говорит им какую меру пресечения применять к Лембергсу? На Запад, который оккупировал Ирак и только после этого начал интересоваться, что же за оружие массового уничтожения там было? И как оказалось, которого там и не было вовсе». Характерно, что неприятие Запада связано у Лембергса, в первую очередь, с его собственными проблемами – негативной позицией посольства США по отношению к этому политику (понятно, что под Западом Лембергс имеет в виду именно США).

Правые

Традиционно правую нишу в политической жизни современной Латвии занимала националистическая партия «Отечеству и свободе», для которой ключевым является доминирование латышей во всех сферах жизни страны (остальные вопросы на этом фоне для партии относительно вторичны). В 2002 году бывший председатель Банка Латвии Эйнар Репше, известный введением в стране стабильной национальной валюты – лата – основал партию «Новое время». Он стремится совместить национальную идею (выраженную в более мягкой форме, чем у «Отечеству и свободе») с европейской и при этом придерживается жестко монетаристских («тэтчеристских») экономических взглядов. Кроме того, «Новое время» позиционировала себя в качестве альтернативы «олигархическим» политическим силам. В том же году эта партия победила на выборах в Сейм, однако она получила лишь 23,9% голосов, что не позволило ей сформировать одно- или хотя бы двухпартийное правительство, на что Репше изначально рассчитывал. Четырехпартийное правительство Репше продержалось немногим более года, и в январе 2004 года подало в отставку. В октябре 2004 года «Новое время» вновь вошло в состав правительственной коалиции, однако ненадолго. Уже вскоре возник громкий конфликт между «Новым временем» и Латвийской первой партией – Репше обвинил ее в покупке голосов на местных выборах в Юрмале и потребовал выхода ЛПП из коалиции. Однако остальные участники правительства поддержали «партию священников» и тогда в апреле 2006 года из кабинета ушло «Новое время». На выборах в Сейм, состоявшихся в том же году, партия заняла третье место и осталась в оппозиции.

Последующие события показали, что «Новое время» оказалось в весьма выгодном положении – в период начала экономического кризиса партия не входила в состав кабинета и, следовательно, могла дистанцироваться от его политики, становившейся все более непопулярной. На пике кризиса «Новое время» вернулось в кабинет на своих условиях – премьером стал ее представитель Валдис Домбровкис, а Репше возглавил ключевое министерство финансов. Кроме того, ЛПП покинула кабинет.

В 2009 году «Новое время» стало центром притяжения для других правых сил. Это Гражданский союз и Общество за другую политику, созданные в 2007-2008 годах. В Гражданский союз, добившийся значительного успеха (первое место на выборах в Европарламент) в 2009 году, вошли бывшие члены «Нового времени» и националистической партии «Отечеству и свободе». Лидеры – бывший министр внутренних дел и обороны Гиртс Валдис Кристовскис и экс-еврокомиссар Сандра Калниете (министр иностранных дел в кабинете Репше). Общество за другую политику основали вышедшие из Народной партии бывшие министр экономики Айгар Штокенбергс и министр иностранных дел Артис Пабрикс. Эта организация была одним из организаторов митинга у Сейма 13 января 2009 года, закончившегося массовыми беспорядками. Штокенбергс заявил, что он и его партия не имеют к ним никакого отношения, и беспорядки были устроены провокаторами. Общество за другую политику первоначально можно было лишь условно отнести к правым партиям, но ее активное сближение с «Новым временем» подчеркнуло идентичность этой политической силы.

В начале 2010 года «Новое время», Гражданский союз и Общество за другую политику объединились в новый блок – «Единство», который в таком виде будет участвовать в выборах. Этот блок сразу же получил рейтинг, сопоставимый с результатом предыдущего бессменного лидера – «русской» партии Центр согласия. За пределами нового правого проекта остались националисты из партии «Отечеству и свободе» (она входит в правительство, но ее позиции в последнее время серьезно ослаблены, в том числе и после ухода своего самого популярного лидера Кристовскиса), а также ультранационалисты из движения «Всё для Латвии».

Очевидный успех «Единства» не означает, что у нового объединения нет серьезных проблем. Они носят как организационный (насколько стабильным будет трехпартийный блок, особенно с учетом «фактора Элерте» - подробнее о нем см. ниже), так и социально-политический характер. С прошлого года партия Домбровскиса-Репше несет ответственность за экономическую политику правительства, в том числе за ее социальные последствия. Кроме того, правые сделали ставку на максимально конструктивное сотрудничество с международными финансовыми организациями, что непопулярно в стране. В частности, Всемирный банк только что предложил новый пакет антикризисных мер. Предлагается снизить необлагаемый минимум размера пенсий со 165 до 80 латов (233 и 113 евро соответственно); отменить доплаты к пенсиям свыше 140 латов (197,5 евро), за внесенные до 1996 года социальные платежи; отменить пособие работающим родителям, заменив его государственным семейным пособием в размере 100 латов (141 евро). Предлагается также вдвое сократить число бюджетных мест в вузах и отказаться от субсидий студенческих кредитов. В отрасли здравоохранения экономить можно за счет сокращения койко-мест в госбольницах. Также предлагается ликвидировать прямые субсидии убыточным государственным и муниципальным предприятиям.

Премьер Домбровскис заявил, что эти рекомендации надо принять с осторожностью. По его словам, отказаться от задачи по сокращению дефицита не удастся, но это нужно делать продуманно, чтобы из-за непродуманных сокращений не оказать негативного влияния на восстановление экономики. Реально необходимые пределы урезания трат государства будут определены в мае, после того как министерство финансов разработает сценарий макроэкономического развития.

«Женские» альтернативы

Кризис доверия к существующему партийно-политическому истеблишменту заставляет латвийское общество искать альтернативы. В связи с этим обращает на себя внимание опыт Литвы, президентом которой в прошлом году был избрана внепартийный политик Даля Грибаускайте, бывшая ранее еврокомиссаром. В первом же туре она получила более двух третей голосов избирателей. Неудивительно, что и в Латвии внимание наблюдателей привлекли возможные кандидатуры политиков-женщин, хотя в стране, в отличие от Литвы, нет прямых президентских выборов. Соответственно, политическое продвижение новых кандидатов возможно в реальности лишь через партийные (или блоковые) списки.

В качестве возможного участника электорального процесса была названа бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, долгое время жившая в Канаде и никогда не входившая ни в одну политическую партию. Однако в последние недели она оказалась в центре громкого скандала. Основанная ей компания VVF Consulting получила заказ стоимостью более $30 тысяч на разработку плана по развитию города Лиепая. Однако представленный текст оказался не только очень коротким (13 страниц), но и некомпетентным, крайне нетехнологичным. Часть абзацев выглядели явным плагиатом, в тексте оказался ряд неясных положений (балтийский ветер, который свойственен Лиепая, предлагается «упорядочить и использовать, как природный ресурс»), не говоря уже об орфографических и стилистических ошибках. В результате, экономическая полиция начала расследование по обвинению в мошенничестве. По словам главного редактора интернет-журнала politika.lv Дмитрия Петренко, «это на самом деле скандал. Люди не хотят верить в то, что Вайра Вике-Фрейберга могла быть неидеальным человеком, неидеальным политиком. Ведь всегда рассказывалось: все люди ложатся спать, а в окошке горит свет. Это работает Вайра Вике-Фрейберга».

Таким образом, экс-президент «выбывает из игры». Другой возможный кандидат в электоральные политики – государственный контролер Ингуна Судраба; в прошлом году ее считали возможным беспартийным кандидатом на пост премьера. С тех пор она неоднократно подвергала критике политику нынешнего кабинета. В январе нынешнего года она заявила, что согласилась бы возглавить правительство или заняться реализацией антикризисной программы. При этом Судраба категорически отрицала возможность присоединиться к какой-либо из существующих политических сил. Она готова сотрудничать только с новой политической силой, и только в том случае, если ее создадут люди, которые «могут не только красиво говорить, но и показать себя делами». В другом случае она пояснила, что готова возглавить правительство только после парламентских выборов, если в Сейм пройдет новая политическая сила, у которой «слова не будут расходиться с делами».

В феврале юридическая комиссия Сейма не поддержала предложение Министерства юстиции разрешить руководителю Госконтроля совмещать должность с участием в выборах – эту идею поддержали только представители партии «ЗаПЧЕЛ». В марте Судраба в очередной раз заверила, что не планирует принимать участия в активной политике. Впрочем, политтехнолог и бывший советник Народной партии Юргис Лиепниекс считает, что Судраба могла бы войти в список Центра согласия (в то же время лидер «народников» Андрис Шкеле заявлял, что готов видеть Судрабу в своей команде). Судя по негативной реакции почти всех партий к инициативе, облегчающей ей участи в выборах, вряд ли существующие политические силы рассчитывают на поддержку госконтролера, учитывая ее жесткие заявления в свой адрес. Похоже, что вопрос о беспартийном премьере-«технократе» может снова встать после выборов, если придется формировать сложносоставную правительственную коалицию.

Третий возможный кандидат для участия в электоральной политике - Сармите Элерте – является наиболее вероятным участником предстоящих выборов из всех новых «женских» лиц. Она с 1992 года была редактором газеты Diena, уйдя из нее в 2008 году. Элерте придерживается правых политических взглядов – в 2009 году, после неудачного выступления разобщенных консерваторов на муниципальных выборах она выдвинула идею необходимости создания новой сильной правой партии, которой и стало «Единство». Параллельно с переговорами о партийном строительстве она основала политический клуб, заседания которого проходят в ее рижской квартире на улице Зигфрида Мейеровица. В связи с этим новосозданная структура получила название «Общество Мейеровица за прогрессивные перемены», что обозначает не только ее местоположение, но и политическую ориентацию (Мейеровиц в 20-е годы был министром иностранных дел – таким образом, новый клуб демонстрирует свою преемственность с политикой Латвии межвоенного периода).

Элерте уже занималась активной политикой – в 2007 году Diena под ее руководством сыграла значительную роль в так называемой «зонтичной революции», когда правые силы добились отставки правоцентристского правительства Калвитиса, обвинив его в незаконном смещении главы Бюро по борьбе с коррупцией Алексея Лоскутова (сейчас предполагается, что Лоскутов будет баллотироваться в Сейм по списку «Единства»). Тогда массовая акция проходила под проливным дождем, так что ее участники были вынуждены прятаться под зонтиками. Отметим, что «зонтичная революция» получила опосредованную поддержку США – посол Кэтрин Тодд-Бейли заявила, что Латвии предстоит выбрать между сохранением и укреплением влияния олигархов и возобновлением движения к истинно правовому обществу. Характерно, что название сайта «Общества Мейеровица» - www.lietussargs.lv – прямо апеллирует к опыту «зонтичной революции». Отношение Элерте к россии носит крайне настороженный характер: «Я думаю, что в среднесрочной перспективе в России продолжится концентрация авторитарной власти, и она будет пытаться восстановить сферы влияния. И после событий в Грузии одна из задач Латвии - укреплять свою безопасность».

Политическое будущее Элерте сейчас не выглядит полностью определенным. По словам Элерте, она не оговорила квоту в предвыборном списке «Единства» для своих беспартийных сторонников, но упоминала возможную численность в 3-5 мест (разумеется, проходных). По другим данным, Элерте рассчитывает на официальном закреплении своей квоты с тем, чтобы она составила четверть списка. Последнее вызывает неприятие у партийцев, опасающихся потери проходных мест. Валдис Кристовскис готов отдать беспартийным кандидатам 10-15 мест в списке, причем неясно, идет ли речь о проходных местах. Если Элерте сможет договориться с «Единством», то ее сторонники войдут в список, в противном случае возможно создание ею собственной правой партии, которая будет отбирать голоса у «Единства». Пока более вероятен первый вариант.

Некоторые перспективы

Прошлогодние местные выборы создали представление о том, что Центр согласия гарантированно добьется победы на парламентских выборах. Несмотря на то, что партия сохраняет положение одной из двух ведущих политических сил страны, сопоставимый с ней рейтинг имеет «Единство», созданное в результате перегруппировки на правом фланге. Не исключено, что еще одна перегруппировка может произойти среди «олигархических» партий, тем более, что две из них находятся в «зоне риска», что стимулирует их к достижению блоковых договоренностей. Чувствующие себя достаточно уверенно «Зеленые» и крестьяне (третья партия в предвыборном рейтинге по состоянию на март) может оказаться под ударом в случае, если их неформальный лидер Лембергс будет признан виновным в результате антикоррупционного процесса.

Результаты выборов в значительной мере будут зависеть как от экономической ситуации в стране (что, в первую очередь, может сказаться на показателях «Единства»), так и способности Центра согласия сохранить «латышскую» часть своего электората, пришедшую к нему в прошлом году – апеллируя к левым ценностям и подчеркивая социальный характер своей партии.

Игорь Бунин – Президент Центра политических технологий

Алексей Макаркин – вице-президент Центра политических технологий

 

 

Приложение

Результаты выборов в Сейм 2006 года[1].

 

Партия

Голоса

%

Места

Изменения

Народная партия

177 481

19,56

23

+3

Союз зелёных и крестьян

151 595

16,71

18

+6

Новое время

148 602

16,38

18

-6

Центр согласия

130 887

14,42

17

.

Латвийская первая партия/«Латвийский путь»

77 869

8,58

10

=

Отечеству и свободе/ДННЛ

62 989

6,94

7

+1

ЗаПЧЕЛ

54 684

6,03

6

-19

ЛСДРП

31 728

3,50

0

=

Дзимтене

18 860

2,08

0

=

Всё для Латвии!

13 469

1,48

0

=

Новые демократы

11 505

1,27

0

=

 

Результаты выборов в Европейский парламент 2009 года.

 

Партия

Голоса

%

Места

Изменения

Libertas.lv

34 073

4,30

.

 

Латвийская первая партия/Латвийский центр

59 326

7,49

1

=

Народная партия

21 968

2,78

.

-1

ЛСДРП

30 004

3,79

.

=

ЗаПЧЕЛ

76 436

9,66

1

=

Гражданский союз

192 537

24,32

2(+1 с XII.2009[2])

 

Всё для Латвии!

22 240

2,81

.

 

Новое время

52 751

6,66

1

-1

Центр согласия

154 894

19,57

2

+2

Общество за другую политику

30 444

3,85

.

 

Союз зелёных и крестьян

29 463

3,72

.

=

Отечеству и свободе/ДННЛ

58 991

7,45

1

-3

 

Результаты местных выборов 2009 года[3].

 

Рига. Центр согласия набрал 33,91% голосов, Гражданский союз - 18,94%, ЛПП/ЛЦ - 15,21% и Новое время - 11,22%. Партии не прошедшие 5% барьер: Общество за другую политику - 3,83% избирателей, ТБ/ДННЛ - 3,33%, "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ)- 2,69%, Народная партия - 2,01%, Союз "зеленых" и крестьян - 1,99%, ЛДСРП - 1,26%.

Даугавпилс. Социал-демократическая партия Латвии получила 29,77% голосов, ЛПП/ЛЦ, во главе списка которой была мэр Рита Строде - 27,60%. Центр согласия набрал 18,24%, региональная партия Latgales tauta - 11,79%. Ниже пятипроцентного барьера оказались Народная партия - 3,58%, ЗаПЧЕЛ - 2,20%, Партия социальной справедливости - 2,09%.

Резекне. Центр согласия - 43,51%. Региональная партия Vienota Rēzekne получила 9,61%, Народная партия - 6,85%, ЛСДРП - 5,52% голосов. Остальные партии не прошли пятипроцентный барьер. ТБ/ДННЛ - 4,82%, ЛПП/ЛЦ - 4,56%, Новое Время - 3,88%.

Вентспилс. Партия Latvijai un Ventspilij (партия мэра Вентспилса Айвара Лембергса) - 59,96% голосов избирателей. Центр согласия - 18,89%. На третьем месте оказался общий список трёх партий Новое время, Общества за другую политику и "Гражданского союза" - 11,33%. Все остальные партии 5%-й барьер не преодолели. Народная партия набрала 0,37% голосов, за ЛСДРП проголосовали 2,01%, за ЗаПЧЕЛ - 0,93%, за ТБ/ДННЛ - 0,68%, за ЛПП/ЛЦ - 0,48%.

Елгава. Союз зеленых и крестьян - 26,54%. На втором месте Центр согласия - 17,84%, далее: Новое Время -12,33%, ЛПП/ЛЦ - 11,75%, ТБ/ДННЛ - 7,29% и ЗаПЧЕЛ -6,41%. Менее 5 % набрали Народная партия - 4,01%, Общество за другую политику - 3,71%, Гражданский союз - 3,61%, ЛСДРП - 3,13

Лиепая. Партия мэра города Улдиса Сескса Liepajas partija - 35,14%, на втором месте Центр согласия - 17,6%, на третьем - ЛПП/ЛЦ с 8,39%. Новое Время получило 7,18% голосов, Народная партия - 6,46%, Общество за другую политику - 5,61%, ТБ/ДННЛ - 5,00%, Партия Осипова - 6,02%.

Юрмала. Местная партия Jurmala - mūsu mājās -18,27%, Центр согласия получил - 18,23%, Новое время - 9,26%. Региональная партия Tev, Jūrmalai - 6,09%, ТБ/ДННЛ - 5,93%. Остальные партии не прошли пятипроцентный барьер. ЛСДРП - 4,51%, Народная партия - 5,40%, Гражданский союз - 5,15%, Общество за другую политику - 5,07%, ЗаПЧЕЛ - 3,84%.

[1] Здесь и далее приводятся результаты партий, получивших более 1% голосов.

[2] Согласно Лиссабонскому договору, Латвии предоставлено дополнительное место в Европарламенте.

[3] По материалам информационного агентства Regnum.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Прошел год с того дня, как Дональд Трамп одержал во многом неожиданную победу на президентских выборах в США. Срок достаточный для первых оценок и несмелых прогнозов, хотя на этой точке вопросов он перед Америкой поставил куда больше, чем дал ответов. Как же оценить итоги работы за год – с момента победы и почти десять месяцев – с момента вступления в должность?

Центр политических технологий провел третье исследование эффективности работы депутатов Госдумы в российских регионах. В рамках этого исследования нами была изучена работа депутатов в период с июля по сентябрь 2017 г. Акцент в исследовании, как и прежде, сделан на работе депутатов в регионах или на той деятельности депутатов в центре, которая приносит пользу регионам.

Когда Алексей Дюмин в начале прошлого года стал и.о. губернатора Тульской области, его сразу же стали воспринимать в публичном пространстве как возможного преемника Владимира Путина. С тех пор прошло почти два года, но слухов по этому поводу не становится меньше. Хотя вопрос о преемничестве выглядит непростым – представляется, что спешить с оценками не стоит.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net