Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.07.2010 | Ольга Мефодьева

У госкорпораций отберут прибыль

На днях Министерство финансов выступило с предложением по усилению финансового контроля за государственными корпорациями. В частности, предлагается начать забирать прибыль или ее часть у госкорпораций, которые в принципе, согласно закону, и не обязаны ее получать, так как являются некоммерческими организациями. Однако мера, предложенная Минфином, будет способствовать внедрению принципов финансового планирования и подотчетного расходования средств. С другой стороны, решение об изъятии будет требовать предельно адресного подхода правительственных ведомств, которые только и мечтают как бы получить контроль над колоссальными ресурсами государственных корпораций.

На днях заместитель министра финансов Алексей Саватюгин рассказал об идее Минфина по усилению контроля за государственными корпорациями. По словам чиновника, в правительстве готовится законопроект, который будет обязывать госкорпорации отдавать частично или полностью их прибыль. Предполагается, что решение будет приниматься наблюдательными советами в этих институтах развития. Для осуществления этой инициативы требуется внести поправки в закон о некоммерческих организациях, каковыми являются на сегодняшний день госкорпорации.

Хотя более подробные положения идеи Минфина пока неизвестны, данная инициатива позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, акционирование государственных корпораций, которое было анонсировано Дмитрием Медведевым и его ближайшим окружением в лице Аркадия Дворковича, будет реализовано не в 2010 году. Напомним, что «наезд» на государственные корпорации в публичном пространстве воспринимается как личная инициатива Дмитрия Медведева, стремящегося положить конец распределению ресурсов между влиятельными элитными группами. С этим и были связны заявления помощника президента Дворковича о том, что ВЭБ, «Роснано» и «Ростехнологии» будут акционированы уже в 2010 году. Было очевидно, что провести акционерную реорганизацию в этих крупнейших корпорациях так быстро не получится, однако, нужно было дать четкий сигнал элитам.

Во-вторых, нынешняя инициатива стремится повысить контроль над финансовыми потоками госкорпораций, которые до последнего времени оставались неконтролируемыми. Российские институты развития получили статус некоммерческих организаций, их цели деятельности являются крайне размытыми, а формат извлечения экономической прибыли фактически отдается на откуп генеральному директору. Несмотря на то, что в организационной структуре российских институтов развития предусмотрены наблюдательные советы, куда входят правительственные чиновники и представители президента РФ, их полномочия, скорее, связаны не с реальным принятием решений и выработкой механизмов контроля, а исключительно с закреплением статус-кво некоторых аспектов функционирования государственных корпораций. В случае принятия законопроекта госкорпорациям придется ввести принцип финансового планирования, а наблюдательные советы получит реальные инструменты влияния.

В-третьих, инициатива Минфина свидетельствует о борьбе в правительстве за тем, какой именно формат контроля до акционирования корпораций будет установлен и кто будет его осуществлять. Страсти подогреваются и тем, что речь идет о колоссальном количестве ресурсов. Неслучайно идею передавать часть прибыли в бюджет выдвинул Минфин, традиционно выступающий за рачительный подход к госинвестированию. В свое время министр финансов Алексей Кудрин выражал скепсис на тему необходимости создания и безвозмездной передачи госимущества корпорациям.

В целом, в реализации идеи министерства финансов есть ряд преград. Российские институты развития крайне разные по своей сути – одни ориентированы на определенный срок («Олимпстрой», «Фонд содействия реформирования ЖКХ»), в принципе не могут приносить прибыль и созданы тратить деньги, экономическая эффективность других («Роснано») изначально отложена на среднесрочную перспективу. Отчуждение прибыли в пользу государства возможно в случае с ГК «Ростехнологии», которые ведут коммерческую деятельность по продаже вооружения, ГК «Росатом» - по строительству и обслуживанию АЭС, ВЭБ – по инвестированию, работе с активами. В каждом случае стремление усилить контроль вызовет сопротивление и тысячу контраргументов, как это навредит, например, стратегической задаче по усилению влияния России в мире атомной энергетики. Поэтому, очевидно, инициатива Минфина до превращения в законопроект претерпит массу изменений, а может быть и вовсе завернута. В целом, скорее всего, изменения в каждой из госкорпораций будет результатом политического решения участников тандема, у других, как говорится, пока кишка тонка.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net