Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

09.07.2010

Подводные камни Таможенного союза

Воспринятое “на ура” создание Таможенного союза таит в себе массу опасностей как для участников рынка, так и для национальных бюджетов. О них идеологи консолидации на волне эйфории особо не задумываются. Тем не менее, компаниям, осуществляющим поставки товаров через таможенную границу союзных государств, придется расхлебывать несовершенство созданного в спешке законодательства на практике уже в самое ближайшее время. В проекте российского национального таможенного законодательства существуют нормы, которые принципиально противоречат духу и нормам Таможенного кодекса Таможенного союза, отмечают опрошенные “Политком.Ру” участники рынка. Понадобится значительный период времени для того, чтобы отделить таможенное законодательство, единое для всего Таможенного союза, от уголовных и административных национальных законодательств, регулирующих таможенную тематику. На этом пути участников рынка ожидает масса сложностей: начиная от непонимания таможенных органов, которые в любом случае все положения будут трактовать в свою пользу, и заканчивая мошенническими схемами, от которых пострадает российский бюджет.

Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент":

С точки зрения среднесрочного периода влияние союза на экономику выглядит неоднозначным. Если мы говорим о компаниях - экспортерах, торговых предприятиях, сфере финансов и транспорта, то такой союз позволяет уже в среднесрочном периоде снизить их издержки, которые возникают у бизнеса на пунктах пропуска товаров, при пересечении границ.

Что касается предприятий производственного сегмента, то в этой сфере, по-видимому, в среднесрочном периоде, в отдельных отраслях возрастет конкуренция "по цене" готовой продукции. Вряд ли это будет хорошей новостью для отрасли все еще испытывающей влияние долгового кризиса.

В долгосрочном периоде создание наднациональных макроэкономических финансовых структур осознается ведущими странами мира как необходимость для дальнейшего функционирования национальных экономик при снижении издержек, инфляции, кредитных ставок и росте производительности труда.

Формирование ТС оставило достаточно много вопросов. Например, еще предстоит договориться о 409 видах товаров, к которым РК применяет более низкие ставки таможенных пошлин и в отношении которых, соответственно, между Россией и Казахстаном действует таможенный режим. Еще существует и политический фактор, поскольку казахская оппозиция требует немедленного выхода Казахстана из Таможенного союза, называя эту структуру очередным имперским проектом России. Минск по-прежнему считает, что формирование ТС ведет к отмене экспортных пошлин во взаимной торговле, в том числе нефтью и нефтепродуктами. Россия и Казахстан придерживаются иного мнения - упразднить эти сборы можно только после создания Единого экономического пространства.

Алексей Полежаев, аналитик Фондового центра "Инфина»:

Создание Таможенного союза вызывает противоречивые чувства, поскольку для бизнеса выгоды от его создания компенсируются издержками новых процедур и переходного периода. С одной стороны, отмена таможенных границ между странами-участницами Таможенного союза призвана создать единое рыночное пространство, стимулировать развитие торговли, экономить время и средства связанные с таможенным оформлением, а также простоями товаров и транспорта на взаимных границах. С другой стороны, нужно констатировать, что межстрановой внешнеторговый оборот внутри союза низок (5-6% от совокупного внешнеторгового оборота стран-участниц). Так, доля товарооборота с Белоруссией в российском внешнеторговом обороте в 2009 г. составила 4.7%, с Казахстаном - 2.3%. В белорусском обороте Россия занимает внушительные 47%, а Казахстан - только 0.8%. В обороте Казахстана доля России составила 24%, Белоруссии - 0.7%. К тому же следует учесть, что в новом союзе таможенное оформление грузов будет перенесено на его границы, что может увеличить издержки бизнеса как прямые, так и косвенные, связанные с различием институциональной среды. Также следует помнить о том, что таможенные границы между странами-участницами будут отменены в разное время. Это будет поддерживать асимметрию участников и создавать неопределенность финансово-правовых процедур. К тому же до сих пор не определен способ разделения и порядок перечисления таможенных сборов в бюджеты стран-участниц союза.

Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО):

Таможенный союз является первым большим прогрессивным шагом предпринятым правительствами России, Беларуси и Казахстана на пути экономического развития. Он не просто дает шанс на выживание в кризис, но также позволяет сформировать базу для его реального преодоления в дальнейшем. Таможенный союз создает условия для развития торговых связей между странами. По-сути речь идет о начале движения к единому рынку и единому экономическому пространству вообще. Экономики всех членов Таможенного союза получат серьезные выигрыши. Что касается Украины играющей в торг по возможному вступлению, то ей возможно придется проситься в Таможенный союза, а вовсе не выторговывать себе лучшие условия. Есть явное противоречие между желанием стран ввозить определенные товары из-за границ Таможенного союза, а не организовывать сообща их производство. То же касается и вывоза Россией сырья и энергоресурсов. Все это создает многочисленные изъятия из Таможенного кодекса наименований товаров, что сразу превращает его в ущербное начинание. Беларусь совершенно права, добиваясь принятия кодекса без изъятий. В значительной мере правовое развитие Таможенного союза сдерживают амбиции «Газпрома». Фактически идя на поводу у этой корпорации, Российское государство создает конфликты там, где необходимо ускорять сближение. Это продемонстрировал недавний конфликт с Беларусью по цене на газ. Таким образом, старые противоречия встают на пути у объективно необходимой экономической интеграции на постсоветском пространстве. Возможно, под их влиянием введение Таможенного кодекса задержится до осени.

Александр Быстров, начальник отдела фондовых операций ООО "РИК-Финанс":

Мы считаем создание Таможенного союза довольно перспективным проектом. Это положительный фактор не только с точки зрения организации взаимного торгового сотрудничества, но и в согласовании внешнеэкономической политики. По нашему мнению, подобная интеграция позволит укрепить позиции стран-участниц сообщества в международных торговых отношениях. Влияние глобализации мы уже наблюдаем в рамках СНГ. Таможенный союз призван стимулировать развитие экономик стран-участниц – по подсчетам к 2015 году ТС увеличит ВВП стран на 15%. Для российской стороны создание Таможенного союза может снизить зависимость от Запада, возрастет роль рубля, будет простимулирован внутренний спрос с активизацией кредитования. Казахстанская и белорусская экономики в рамках Таможенного союза получат доступ к внутренним тарифам на услуги российских инфраструктурных компаний, также станет возможно проникновение продукции на рынки стран-союзниц. Тем самым, снизятся издержки ведения бизнеса, откроются новые возможности для его развития, увеличится предложение товаров и услуг и т.д. Но нельзя упускать также негативные стороны как, например, обострение конкуренции на рынках, ввоз контрафактной продукции. Теоретически товарооборот должен увеличиться, однако на практике успех будет зависеть от способности стран к урегулированию разногласий. Показательным был российско-белорусский диалог накануне ратификации Таможенного союза. Вероятность вступления в Союз других стран СНГ весьма высока. В данном контексте союзники будут оглядываться и ретроспективно анализировать деятельность Европейского союза, с которой прослеживается чёткая аналогия. В Астане 5 июля свое желание присоединиться к Союзу уже выразили Таджикистан и Киргизия. К вероятным претендентам на вступления относятся Узбекистан, Армения и Молдавия. Для Украины вступление в таможенный союз может ограничить возможности интеграции в мировые структуры, что не является зоной украинских интересов.

Михаил Козлов, начальник отдела таможенных услуг логистической компании Asstra AG:

К идее создания таможенного союза отношусь положительно и приветствую. Однако, было бы намного правильнее начинать такой серьёзный шаг году в 1995, серьёзно, не спеша и продуманно подготовившись к нему, а не впопыхах создавать законодательную базу за 1.5 года и вводить ее прямо с колес на след день (5-го подписали, а 6-го ввели). Уже во всех 3-х странах с 6-го июля применяется Таможенный кодекс ТС с изъятиями, утвержденными Протоколом глав государств от 5 июля 2010г: экспортные пошлины внутри ТС на нефть и нефтепродукты, сохранение до 1 июля 2011 г. национальных ставок таможенных пошлин на легковые автомобили, классифицируемые в группе 8703 ТНВЭД ТС, сохранение на год национального торгового режима с третьими странами, сохранение таможенного оформления товаров третьих стран, входящих в приложение 5 к Решению таможенной комиссии ТС № 130 и выпущенных в свободное обращение в Казахстане, при их ввозе в Россию или Беларусь и необходимости доплаты таможенной пошлины между суммой, рассчитанной по ставкам ЕТТ ТС, и суммой, рассчитанной по ставкам согласно этому Приложению. Есть проблемы с оформлением товаров, после таможенных режимов свободной таможенной зоны и переработки на таможенной территории. Во-первых, исключений не так уж много, да из практики в Таможенном союзе ЕС в настоящее время ставки унифицированы на 95 %. Критиковать проще всего, а вот создавать и внедрять новое очень сложно. И надо отдать должное профессионалам из государственных органов, прежде всего таможенных, которые отдают столько сил, времени, энергии, занимаясь разработкой, согласованием и введением в действие нормативно-правовой базы ТС.

Еременко Ольга, генеральный директор ЗАО «Вита-В»:

Вступление в силу Таможенного кодекса таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана, на мой взгляд, является позитивным моментом развития межгосударственных отношений этих стран в сторону укрепления доверия и взаимоподдержки, и, главное, подтверждает их стремление к взаимовыгодной торговле, к упрощению правил перемещения товаров межу границами трех государств, хотя и не только товаров. Ведь таможню проходят и граждане со своим личным имуществом, и для них, будем надеяться, таможенный кодекс союза окажется также благоприятным в смысле упрощения всех процедур.

Итак, самое большое завоевание, которое закрепил новый таможенный кодекс - это реальное закрепление факта признания территорий трех государств Белоруссии, России и Казахстана - единой таможенной территорией. И хотя таможенный кодекс таможенного союза является базовым документом, на основе которого уже разрабатывается и будет еще разработано множество инструкций, выпущены приказы и указания, но начало положено и это радует.

Таможня положения закона зачастую трактует двусмысленно: может быть, пройдет и на основании ТСД, а, может, придется заполнить экспортную декларацию, а нашему покупателю в Беларуси и Казахстане - импортную декларацию! Звучит просто - но никто не оценивает ситуацию. Продавец уже заплатил таможенную пошлину и НДС, что привело к ощутимому удорожанию товара, в следующем шаге, оформляя экспортные документы, он заплатит еще экспортную пошлину, которая опять ляжет в структуру формирования цены и еще дороже сделает товар. По возврату экспортного НДС - это целая "народная песня", его нужно заявить в ИМНС и ждать, когда проверят подлинность поступивших к ним документов, и после подтверждения его вернут экспортеру в течение года. А это же все капитал, который должен быстро оборачиваться и успеть заработать, если он был привлечен, как кредитный. Далее, наш Покупатель в Казахстане и Беларуси, оформляя товар на своей таможне, снова платит импортную пошлину и НДС и все это будет обязан включить в стоимость товара. А пострадает опять конечный потребитель - он получает товар с удвоенной ценой. Следует исключить лишние таможенные процедуры и, если товар поступил на территорию таможенного союза, он везде должен быть уже общим внутренним товаром, и не должен больше подвергаться никаким налогооблагаемым процедурам. Тогда таможенный союз исполнит свою значимую роль в улучшении обмена товарами на территории таможенного союза, исключив лишний уровень формирования цен, и предоставит возможность странам-членам союза иметь выгодные конкурентно привлекательные цены на товары внутри союза.

Валерий Браун, эксперт департамента консалтинга компании «Аюдар»:

Создание Таможенного союза – однозначно благо для экономик всех трех стран. Единые таможенные правила, которые позволят товарам, произведенным в странах союза, свободно перемещаться внутри его границ, без сомнения, стимулировать экономическую активность и кооперацию. Бизнес - структуры выиграют от расширения рынков. Хотя, разумеется, выигрыш предприятий разных стран и разных отраслей будет различным, но снятие таможенных пошлин выгодно как производителям, так и потребителям.

Однако нужно понимать, что создание Таможенного союза – не итог, а начало долгой работы по интеграции экономик наших стран. Для создания единого экономического пространства, которое по замыслу политиков должно превратиться в аналог Евросоюза на территории СНГ, еще нужно много и долго поработать. И не факт, что данный проект будет реализован.

Думаю, что перспективы расширения Таможенного союза будут зависеть, прежде всего, от успеха реализации этого проекта в России, Беларуси и Казахстане. Вряд ли к нему захочет присоединиться Украина и другие страны СНГ, если Союз не придаст серьезных импульсов к развитию экономик все трех стран. И наоборот, если он будет успешен, возможно расширение. Однако, повторюсь, на решение таких вопросов как полноценная межгосударственная интеграция должны уйти не один год, а, может, и не одно десятилетие.

Подготовил Максим Логвинов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net