Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.07.2010 | Сергей Расов
Атомный приговор оставлен в силе
Вчера апелляционная инстанция – городской суд Астаны оставил в силе приговор в отношении экс-главы «Казатомпрома» (аналог Росатома) Мухтара Джакишева. Так закончилось самое громкое уголовное дело года в Казахстане. В марте столичный суд приговорил бывшего руководителя АО Национальная атомная компания «Казатомпром» Мухтара Джакишева к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, а его помощника и телохранителя Талгата Кыстаубаева - к пяти годам колонии общего режима. Учитывая, что Мухтар Джакишев получил беспрецедентный срок впору приговор заносить в книгу рекордов Гиннеса...
В мае 2009 года главной новостью в республике стало задержание главы «Казатомпрома» Мухтара Джакишева и его заместителей. В какой-то степени Джакишев повторил судьбу Михаила Ходорковского. Также был самым успешным и продвинутым менеджером международного масштаба, также с нуля поднял компанию и вывел ее в мировые лидеры, также является многодетным отцом и примерным семьянином и также не верил в собственный арест. Иначе бы не вернулся на родину из-за рубежа после лечения.
Серьезные неприятности у президента «Казатомпрома» Мухтара Джакишева начались в апреле прошлого года, когда член партии власти «Нур Отан», экс-депутат парламента РК Татьяна Квятковская дала пресс-конференцию. На ней Квятковская сообщила, что ныне опальный банкир Мухтар Аблязов (экс-председатель Совета директоров БТА Банка) и его друг Мухтар Джакишев «ограбили страну»: «Аблязов, Джакишев и их команда ограбили страну, казахстанцев, нас с вами… Урановая отрасль нашей страны практически выведена из-под контроля государства. В итоге Казахстан сегодня контролирует всего лишь 23% доли всех урановых месторождений страны, - сказала Татьяна Квятковская. - За бесценок продано несколько урановых месторождений: «Акдала», «Южный Инкай», «Харасан». Именно за бесценок, почти даром, ибо 64 тысячи тенге – это не цена за урановое месторождение». Затем она обратилась к Генпрокурору РК, председателю КНБ с просьбой провести тщательное расследование по изложенным фактам. В ответ «Казатомпром» распространил заявление, что в 2007 году сам инициировал проверку своей деятельности, которую провели Генпрокуратура, КНБ, Комитет финконтроля и госзакупок Минфина РК, Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. В результате никаких нарушений выявлено не было, ни одного «факта не подтвердилось». 16 апреля последовало заявление Генпрокуратуры РК о проверке «Казатомпрома» на основании заявления Татьяны Квятковской. Причем в это время Мухтар Джакишев проходил лечение за рубежом и имел все возможности не возвращаться, но, будучи уверен в полной несостоятельности озвученных обвинений Квятковской, он вернулся и 21 мая был арестован и помещен в следственный изолятор КНБ РК.
Вместе с Мухтаром Джакишевым были задержаны его охранник Талгат Кистаубаев, а также бывшие вице-президенты «Казатомпрома» - Малхаз Цоцория, Аскар Касабеков и Дмитрий Парфенов, бывшие генеральные директоры - Эшмурат Пирматов («Степногорский горно-химический комбинат»), Нурлан Мусин ( «Ульбинский металлургический завод»), Бауржан Ибраев («Кен Дала Kz») и Адильбек Кельбуганов («Байкен U»). Выяснилось, что против Джакишева и трех вице-президентов возбуждено уголовное дело по фактам хищения в особо крупных размерах, остальные удерживаются на конспиративных квартирах в рамках программы «защиты свидетелей». На должность Мухтара Джакишева назначают экс-министра индустрии и торговли Владимира Школьника. Любопытно, что именно он был министром энергетики и минеральных ресурсов с 2002 по 2006 годы и курировал «Казатомпром» в то время, когда, по версии следствия, и произошли продажи за бесценок урановых активов Казахстана.
Первого июня 2009 года КНБ РК проводит пресс-конференцию, на которой пресс-секретарь КНБ Кенжебулат Бекназаров заявляет, что в период с 2004 по 2006 годы Мухтар Джакишев и Мухтар Аблязов создали за рубежом оффшорные фирмы, куда выводились средства от реализации урановой продукции. Для чего был создан ряд СП с участием иностранных компаний. «Подтверждены сведения о незаконном выводе более 60% государственных урановых месторождений в собственность Джакишева и контролируемых им фирм на сумму в десятки миллиардов долларов США», - заявил господин Бекназаров. Также была найдена «черная касса» Джакишева на 3 миллиона долларов. Чекисты поспешили заверить журналистов, что арест главы «Казатомпрома» не имеет «политической подоплеки» и не связан с его дружбой с экс-зятем президента РК Рахатом Алиевым и Мухтаром Аблязовым. Представителям СМИ показали видео-записи, где «под копирку» вице-президенты НАК «Казатомпром» Малхаз Цоцория, Аскар Касабеков и Дмитрий Парфенов дают признательные показания по уводу в оффшоры урановых активов Казахстана. На брифинге было объявлено, что бывшие вице-президенты компании теперь являются свидетелями, а не обвиняемыми.
Казалось бы, все должно было пройти по заготовленному сценарию, задержали-осудили. Однако за Мухтара Джакишева вступилось немало людей. В том числе лидеры оппозиционных политических партий, которые посчитали, что в стране наступают репрессии как в 1937 году. Вслед за этим появилось Открытое письмо в адрес президента Нурсултана Назарбаева представителей отечественного бизнеса. «Сложившаяся ситуация вокруг «Казатомпрома» неминуемо отразится на международной репутации страны, так как с компанией, которую продолжительное время возглавлял и развивал Мухтар Джакишев, активно сотрудничают атомные предприятия Соединенных Штатов Америки, России, Китая, Японии и других стран. Непрозрачность процесса ухудшит инвестиционный климат в стране и осложнит положение компании «Казатомпром», - подчеркивается в обращении. Жены и матери задержанных «урановых магнатов» отмечали, что «все сделки, которые совершал «Казатомпром», не делаются просто так. Они согласовываются с правительством, визируются в Министерстве энергетики, подписываются премьер-министром, а также президентом страны. Кроме того, все международные организации проверяют легальность и законность сделок». Наконец, за Мухтара Джакишева вступился Профсоюз работников урановой промышленности «Казатомпрома». В письме от имени 22 предприятий Нурсултану Назарбаеву излагается просьба «принять во внимание мнение огромного коллектива и объективно разобраться в ситуации». Подписавшие отмечали, что за минувшее десятилетие «Казатомпром» сумел стать мировым брендом, и именно с именем Джакишева связаны нынешние успехи атомной отрасли, «пребывавшей в начале 90-х годов в состоянии фактического банкротства». «Мы не верим в то, что М. Джакишев в чем-то виновен. Вся его деятельность на посту главы «Казатомпрома» была публичной, все соглашения и сделки принимались исключительно в национальных интересах республики Казахстан», - говорилось в письме. В свою очередь, Нурсултан Назарбаев поручил Генпрокурору РК Кайрату Мами «обеспечить строгую законность при расследовании уголовных дел, возбужденных в отношении руководителей компании «Казатомпром».
Все десять месяцев следствия дело против Мухтара Джакишева было абсолютно засекреченным, как впрочем, и суд и оглашение приговора. В Интернете появилась запись допроса экс-главы «Казатомпрома» Мухтара Джакишева, где он рассказывает, что его арест был выгоден россиянам и прочим акулам уранового бизнеса. Он и его адвокат неоднократно делали заявления, что следствие по его делу ведется с грубейшими нарушениями законности. Например, его не раз увозила «скорая» когда он терял сознание, и была высокая вероятность инсульта. За время своего заключения он стал инвалидом. Все ходатайства адвокатов, что они не успевают ознакомиться с многотомным уголовным делом и отводы суда, требование суда присяжных остались без удовлетворения. Следствие тем временем продолжало предъявлять Джакишеву новые обвинения во взяточничестве, в «откатах» и даже в подделки подписей.
В итоге в марте этого года суд определил экс-главе «Казатомпрома» ту меру наказания, которую запросило обвинение. Однако суровое наказание получил только Джакишев и его охранник, все остальные топ-менеджеры компании, помощники и партнеры отделались легким испугом. Нелепые обвинения, что Джакишев торговал урановыми месторождениями направо и налево – исчезли. Кстати, после его задержания в Интернете появились копии договоров, подписанные вовсе на Джакишевым. Выяснилось, что сделки были одобрены профильным министром, премьером и президентом. В результате его осудили вовсе не по тем преступлениям, за что арестовали и что ему вменяли, а за основание «черной кассы», предназначенной для взяток высокопоставленным лицам и создание незаконного офиса компании в Вене, а также за оплату услуг личного телохранителя. Свою вину Мухтар Джакишев не признал не по одному пункту обвинения, а сторона защиты обжаловала приговор.
Каковы версии дела Джакишева?
Директор казначейства «Казатомпрома» Галым Назаров и директор бизнес-департамента компании Григорий Самароков выдвигали версию, что Мухтар Джакишев стал «жертвой» конкуренции и перешел дорогу влиятельным конкурентам. Причем Самароков заявил, что успешное развитие «Казатомпрома» «не в интересах одного из самых крупных игроков на мировом урановом рынке – России». Кстати, Галым Назаров впоследствии был вынужден покинуть Казахстан. Существует и другая версия событий. Зять президента Назарбаева Тимур Кулибаев по странному совпадению в день ареста Джакишева был назначен председателем совета директоров трех важнейших компаний: «Казмунайгаз», «Казахстан темир жолы» и «Самрук-Энерго», то есть получил под свой контроль и атомную отрасль. Она оставалась единственной неподконтрольной ему компанией. Экс-президент «Казатомпрома» Джакишев с Кулибаевым особо не дружил. Зато не скрывал, что является другом со студенческой скамьи опального банкира Мухтара Аблязова, а с экс-зятем президента Рахатом Алиевым вообще ходили вместе в детский сад. Так что от политической версии произошедшего никак не уйти. Каковы бы не были версии, но факт остается фактом. За 10 лет с момента как «Казатомпром» возглавил Мухтар Джакишев, республика вышла на первое место по добыче урана в мире. В условиях кризиса, «Казатомпром» оставалась одной из немногих компаний, которая стабильно показывала прибыль и рост. Понятно, что охотников прибрать к рукам перспективное и привлекательное производство всегда более чем достаточно.
Загадок по делу Мухтара Джакишева более чем достаточно. Например, он обвинен в том, что незаконно открыл и финансировал офис «Казатомпрома» в Вене. Странное обвинение, учитывая, что в Вене расположен главный офис МАГАТЭ. Также Джакишев признан виновным в получение взяток в крупном размере от руководителей предприятий за признание их победителями в тендерах. Правда, учитывая, что весь судебный процесс был засекречен, кто те высокопоставленные чиновники, которые получали взятки от Джакишева, или наоборот ему давали, неизвестно. Ибо никто из них на судебной скамье с главным фигурантом не оказался. По скупой официальной информации экс-главу нацкомпании признали виновным в «присвоении и растрате вверенного чужого имущества» и «получении взятки».
Сторона защиты по-прежнему настаивает на невиновности обоих фигурантов и требует оправдательного приговора, однако ничего нового суд исследовать не пожелал.
По словам адвоката Нурлан Бейсекеева следующей инстанцией оспаривания приговора «станет Верховный суд». Впрочем, уже сейчас понятно, что он оставит приговор без изменения.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.