Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.07.2010 | Олег Громов
Янукович приступил к «плану «Б»?
Июльские отставки в правительстве Украины – «гуманитарного» вице-премьера Владимира Семиноженко и министра МЧС Нестора Шуфрича – послужили поводом для слухов о начавшихся переговорах команды президента Виктора Януковича с националистическими депутатами в Верховной Раде. Зачем это делается – версий несколько: либо Янукович хочет стратегически обезопаситься от своеволия партнеров по нынешней коалиции – коммунистов и «литвиновцев»; либо президент собирает голоса под отмену политической реформы 2004 года, сильно ограничившей полномочия этого института. Возможно, как это часто бывает в украинской политике, все объясняется просто бизнесом.
Помочь разобраться в ситуации «Политком. Ру» попросил украинских и российских экспертов, задав им вопросы, связаны ли перестановки в правительстве Украины с попытками расширить коалицию, и есть ли возможность у правящей коалиции дорасти до 300 и более мест в парламенте?
Григорий Трофимчук, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Москва):
Естественно, связаны. Любая новая власть стремится закрепить свои политические позиции – в том числе за счёт усиления влияния в Правительстве. Но это – к сожалению, для власти – мало влияет на усиление позитивного настроя населения, в данном случае, Украины. Рядовая масса на всём постсоветском пространстве давно привыкла к тому, что регулярные смены «шила на мыло» на качестве её жизни никак не отражаются – и это ещё в самом лучшем случае. Поэтому я бы вообще вывел информацию о перестановках в Правительствах из разряда реальных новостей и не придавал этому факту излишней сенсационности.
У коалиции есть возможность расшириться до 300 и более мест в парламенте, но это надо делать максимально быстро, так как политическая оппозиция на Украине практически не спит, и постарается нарушить данный процесс. Хотя, с другой стороны, 300 и более мест в парламенте – это, для украинской действительности, реальная ответственность за страну, которая обернётся против действующей власти, если население опять будет чем-то недовольно. А население Украины, как мы знаем, бывает недовольно регулярно, поворачивая голову на 180 градусов то в ту, то в другую политическую сторону. Другими словами, полный контроль структур исполнительной и законодательной власти на Украине одной силой не даёт ей никаких политических гарантий.
Антон Финько, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
Существуют веские основания для того, чтобы предположить: сделки с "перебежчиками" (на жаргоне – “тушки”, а в официальном лексиконе – “депутатами, вошедшими в состав коалиции на индивидуальной основе”) оказывают свое влияние на процесс перестановок в правительстве. Об этом свидетельствует, во-первых, заявление Н. Шуфрича о том, чтоминистерский портфель у него был отнят в угоду неким договоренностям с "Единого центра" В. Балоги. (Правда, В. Балога пока должность главы МЧС не получил, что, казалось бы, должно опровергать слова Н. Шуфрича. Однако распространяются слухи о том, что интересы "ЕЦ" находятся в русле интересов нынешнего и.о. министра ЧС).Во-вторых, об этом говорит эмоциональная полемика между влиятельным депутатом от КПУ Е. Царьковым и Д. Жванией – лидером, состоящим из "попутчиков"/"перебежчиков" группы "Право выбора". Вполне объяснимо, что "перебежчики" будут стремиться восполнить свои кадровые притязания за счет попыток оттеснить от кормила власти официальных коалиционных партнеров - КПУ и Блок Литвина. Привлечение перебежчиков, естественно, выгодно ПР в том смысле, чтоделает ее более независимой от партнеров по коалиции – Компартии и БлокаЛитвина.
Однако, полагаю, что существуют пределы расширения коалиции за счет “перебежчиков”. Спикеры оппозиции выступили недавно со следующим утверждением: 300 голосов, необходимых для отмены политической реформы, можно собрать в том случае, если срок полномочий нынешнего состава Верховной Рады будет продлен на 3 года. Все это очень сложные и слишком изощренные сценарии, реализация которых более чем проблематична.
Сергей Баранов, руководитель информационно-аналитического управления Центра социально-консервативной политики (Киев):
Перестановки в правительстве с расширением коалиции напрямую не связаны. Уход Семиноженко и Шуфрича - внутренние ротации. Возможно, какой-то торг и идёт. Коалиция расширяется, но планку в 300 вряд ли возьмёт. Есть объективные пределы политической продажности.
Владимир Корнилов, директор Украинского филиала Института стран СНГ (Киев):
Нет, не связаны. Если бы речь шла о "попытках расширить коалицию", то на посты некоторых уволенных членов правительства (к примеру, на пост вице-премьера) сразу были бы назначены представители новых "коалиционеров". Это скорее результат борьбы за влияние на Януковича внутри его окружения, за доступ к "телу" президента и за ослабление позиций своих внутренних оппонентов, результат очень серьезной конкуренции внутри Партии регионов.
Думаю, для расширения коалиции до 300 и более человек имеются все шансы. Однако борьба за вожделенные 300 голосов, в отличие от ситуации 2006-2007 гг., сейчас не является самоцелью. В 2007 г. эти 300 голосов нужны были для ослабления позиций Ющенко и, в первую очередь, для возможности преодолевать президентские вето. Сейчас же такой задачи нет. Сейчас "регионалы" прекрасно понимают, что, даже набрав формальное "конституционное большинство" в парламенте, коалиционеры не обязательно будут единогласно голосовать за изменение Конституции. По вопросу усиления полномочий президента путем отмены политерформы-2004 нет единства даже внутри ПР, не говоря уж о позиции Литвина и коммунистов. Чтобы игнорировать позицию этих фракций при изменении Основного закона, "регионалам" надо набрать в коалицию гораздо больше, чем 300 человек, что пока выглядит не очень реально.
Алексей Мартынов, эксперт Центра политологического анализа и технологий (Донецк):
Перестановки в правительстве Украины (отставка гуманитарного вице-премьера Владимира Семиноженко, министра Нестора Шуфрича и т.д.) скорее свидетельствуют о внутренних противоречиях в президентско-правительственной команде, о том, что за последние месяцы в этой команде сформировались определенные лоббистские группы, конкуренция которых получила фактическое оформление и проявление в упомянутых перестановках. Вполне возможно, что эти перестановки связаны с попытками расширения коалиции, чтобы дать возможность организовать пропрезидентское конституционное большинство в Верховном Совете Украины и реформировать Конституцию в интересах сегодняшней украинской власти. В пользу этой версии, в частности, свидетельствует явный отход президента и правительства от реализации предвыборных обещаний Восточной Украине (решение проблем русского языка, героизации ОУН - УПА, экономической интеграции с Россией, социальный пакет и т.д.). Наблюдается откровенное "заигрывание" с националистическими кругами Киева и Западной Украины, переход от региональной к "всеукраинской" риторике и т.д. По всей видимости, окружение Януковича настроено на легитимацию и утверждение сильной президентской власти за счет компромисса с националистическим лагерем с тем, чтобы сформировать конституционное парламентское большинство и увеличить президентские полномочия Януковича в обмен на гуманитарные уступки "оранжевым". В конечном счете, многое будет зависеть от позиции руководства России, которая в известной степени может повлиять на эквилибристику украинской президентско-правительственной команды.
Сергей Барышников, директор Центра политологического анализа и технологий (Донецк):
Правительственные ротации вполне могут предполагать его усиление отдельными сегментами весьма шаткого НУНСа, например "Единым центром". Однако, подобный сценарий может быть, а может и не быть реализован. Это такой своеобразный запасной вариант. По поводу перспектив добрать 300 голосов - такая возможность также вполне реальна, но все определится после местных выборов 31 октября.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.