Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.08.2010 | Марина Войтенко
Приватизация в бюджетном интерьере
29 июля Правительство РФ утвердило проект основных направлений бюджетной политики и характеристик федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. По оценке вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, принятые решения носят исторический характер. Основание для этого – установленные предельные объемы бюджетного дефицита, которые, как надеется глава Минфина, в ближайшие три года пересматриваться не будут. В 2011 году этот показатель составит 3,6%, в 2012 - 3,1% (еще в июне предварительно планировалось 3,0%), в 2013-ом – 2,9% (вместо ранее ожидаемых 2,0%) В 2015 году бюджет должен быть сбалансирован.
Алексей Кудрин полагает, что на докризисный уровень экономика может выйти в начале 2013 года, причем переломным должен стать четвертый квартал 2012 года. В 2011 году рост ВВП составит 3,4%, в 2012-ом – 3,5%, в 2013-ом – 4,2%. Стабильность темпов должна быть обеспечена повышением эффективности и некоторым уменьшением в реальном выражении бюджетных расходов (в 2011 году - 20,9% ВВП, в 2012-ом – 19,6% ВВП, в 2013-ом -19,0%). При этом государственная инвестиционная программа, увеличившись в 2011 году на 13,3% до 1,363 трлн. рублей, в дальнейшем будет сокращаться (1,141 трлн. рублей в 2012 году, 1,080 трлн. рулей в 2013-ом). По мнению аналитиков, в условиях ограничений, налагаемых новым электоральным циклом 2011-2012 годов, госинвестиции – едва ли не единственный кандидат на финансовое «обрезание».
Сдержать рост расходов в абсолютном выражении не удастся. Предварительные проектировки в 2011 году повышены с 9,3 трлн. рублей до 10,4 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах расходы соответственно увеличиваются на 1,1 трлн. рублей и 1,7 трлн. Рублей1 . Доходы же бюджета, считают в Минфине, снизятся в 2011 году до 17,4%, в 2012-ом - до 16,5%, в 2013-ом – до 16,1%. Июньское повышение Минэкономразвития прогноза цен на нефть с $58 до $75 за баррель в 2011 году и $59 до $78 в 2012-ом (прогноз на 2013 год $79) кардинально проблему дефицита не решает.Выступая 28 июля на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, премьер-министр Владимир Путин заявил: «Мы не вправе чрезмерно увлекаться заимствованиями. К чему ведет такая безответственная политика, видно из нашей недавней истории, и на примере некоторых зарубежных стран сегодня.
Мы также не считаем разумным идти по пути фронтального увеличения налогов, тем более что с 2011 года увеличиваются пенсионных и другие социальные взносы. Однако в тех секторах экономики, где в течение длительного времени сохраняются низкие ставки, а также где сегодня налицо благоприятная конъюнктура мировых цен, считаем возможным скорректировать финансовую фискальную нагрузку в сторону увеличения2 ».
29 июля правительственными решениями этот подход был конкретизирован. Так, чистый объем заимствований РФ в 2011 году составит 1,425 трлн. рублей (1,918 трлн. рублей – общее валовое привлечение; 493 млрд. рублей – погашение). К концу 2013 года госдолг вырастет на 5,2% ВВП до 16,3% ВВП, то есть в полтора раза. По мнению большинства аналитиков, для устойчивости российских госфинансов увеличение абсолютно некритичное.Налоговое бремя (в расчете на трехлетний период) потяжелеет на 1,1 трлн. рублей. В 2011 году на 61% будет проиндексирован НДПИ на газ, что дает бюджету 51,3 млрд. рублей. В 2012-2013 годах индексация будет проводиться по ожидаемому темпу инфляции (вклад в бюджет соответственно 60,4 млрд. рублей и 69,1 млрд. рублей). Индексация НДПИ на нефть начнется с 2012 года – ожидаемый доход казны за два года более 224 млрд. рублей. Кроме того, почти 300 млрд. рублей принесет рост акцизов на бензин, чуть более 100 млрд. рублей – акцизов на табак, 75 млрд. рублей – установление единой повышенной ставки экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты, около 65 млрд. рублей – увеличение экспортных пошлин на никель и медь.
При всей значимости эти решения в принципе были ожидаемы. Главная же интрига прошедшей недели – правительственные планы массовой приватизации госактивов. В понедельник СМИ опубликовали список 10 компаний с «ценой вопроса» 883 млрд. рублей, которые Минфин (то есть, доходы от продаж госпакетов акций) уже засчитал в deficit spending. Вклад этой меры эксперты оценили в 20-25% ежегодного снижения бюджетного дефицита. В среду (28 июля) перечень был скорректирован до 11 компаний, а прогноз до 1 трлн. рублей. Судя по всему «еще не вечер», поскольку детальный план приватизации на ближайшие три года, разверстанный по адресатам, срокам и деньгам, Минэкономразвития должно представить в сентябре текущего года.
Напомним, что для такой работы созданы надежные правовые предпосылки. В июне вступили в силу изменения в Федеральный закон №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», направленные на повышение экономической эффективности приватизации, усиление прозрачности ее процедур, снижение коррупционности и обеспечение конкурентной среды. Важнейшие поправки касаются возможности утверждения прогнозного плана приватизации сроком на три года (ранее это должно было делаться ежегодно); отмены положений о «нормативной цене» и установления рыночного механизма определения цены приватизируемого имущества на основе отчета о его оценке; отмены ограничений для приватизации федеральной собственности способом ее внесения в уставные капиталы ОАО. Кроме того, установлен новый порядок продажи посредством публичного предложения3 , а также созданы законодательные условия для использования при проведении приватизации электронных торгов.
Заметим также, что в июне Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому число стратегических предприятий в России сокращается в пять раз: количество стратегических акционерных обществ уменьшается до 41 с 208, федеральных унитарных предприятий до 159 с 230. Помощник президента РФ Аркадий Дворкович предположил тогда, что приватизироваться будут, в первую очередь предприятия, выведенные из «стратегического списка», хотя не исключил и продажи отдельных пакетов «списочных» акций. Минэкономразвития считает, что в 2010 году возможна приватизация госимущества на сумму до 100 млрд. рублей. Наконец, в Бюджетном послании Дмитрий Медведев прямо поручил правительству оперативно представить предложения по сокращению госсобственности.
Ответ заставил себя ждать недолго. К середине минувшей недели Минфин и Минэкономразвития согласовали перечень крупнейших госактивов, которые предложат приватизировать в 2011-2013 годах. По сравнению с вариантом понедельника (26 июля) список претерпел некоторые изменения. Из него исключили ОАО «РЖД» и АИЖК. С первым решили повременить до завершения реформы железнодорожного монополиста (в том числе выведения из него «дочек»). Второй бывший кандидат – чистой воды институт развития, во многом действующий за счет ресурсов ВЭБа. Вместо выбывших добавились «Объединенная зерновая компания», «Росспиртпром» и «Росагролизинг». В каждой из них на продажу будет выставлена доля в 49%. Помимо них в перечне остались: 24,16% Роснефти, 9,38% «Русгидро»; 9,3% Сбербанка; 24,5% ВТБ; 49% Росскельхозбанка; 25% минус одна акция «Совкомфлота». Продаваемая доля «Транснефти» сокращена с 27,11% до 3%; ФСК – с 28,11 до 4,1% (по действующему законодательству доля государства в этих двух компаниях не может быть меньше 75% (сейчас 78,1% и 79,11%).
По расчетам обоих министерств на продаже 11 госпакетов бюджет заработает около 1 трлн. рублей. Финансовые аналитики, впрочем, уже оспорили эту цифру: прогнозная оценка занижена, как минимум, вдвое. По мнению ряда экспертов, спор этот пока беспредметен, напоминая дележ шкуры неубитого медведя. Тем более, что триллион – это не догма, а по сути дела лишь индикативная целевая проекция, обозначающая минимальную границу ожидаемого дохода.
В Минэкономразвития, например, уверены – приватизация не только источник доходов бюджета, но и, пожалуй, даже в большей степени инструмент управления госсобственностью и повышения качества корпоративного управления соответствующими активами. Поэтому общая схема приватизации должна быть максимально мобильной по срокам и бюджетным индикаторам. Помимо 11 госпакетов в 2011-2013 годах на рынке должны быть реализованы непрофильные активы РЖД и «Ростехнологий». Уже этого достаточно, чтобы самым тщательным образом выстраивать график предложения активов, избегая его избыточности. К тому же именно в этот период на рынок выплеснутся активы госпредприятий, полученные банками за долги. Очевидно, что реализация приватизационной программы столкнется с серьезными рисками. Именно по этой причине правительство решило делегировать полномочия по продаже госактивов инвестиционным танкам4 .
Участники рынка и финансовые аналитики полагают, что поскольку в 2007 году фондовый рынок без труда переварил $40 млрд. IPO и SPO российских компаний, то проблем не возникнет и на сей раз. Впереди де фаза бурного роста. Только до конца года индекс РТС вырастет не менее чем на 35% (с текущих 1489,5 пунктов до 1950 пунктов). Кроме того, на подходе зарубежные инвесторы, возвращающиеся в силу глобальной финансовой логики на развивающиеся рынки.
Следует, однако, иметь в виду, что в 2007 году «народные IPO» Сбербанка и «Роснефти» стали одним из основных факторов, обеспечивших рекордный приток частного капитала в размере $81,7 млрд., и связанное с этим повышательное давление на курс рубля. В правительстве рассчитывают, что рубль будет укрепляться с 29,3 рублей за доллар в 2011 году до 27,3 рубля к 2013 году. Приватизационную программу, следовательно, придется «растягивать» во времени, тщательно координируя ее с задачами валютной политики. Не менее серьезной должна быть увязка программы с планируемым увеличением внутреннего госдолга. Обострение конкуренции за рубль инвестора может стать и контрпродуктивным.Одним из путей поддержки стабильности и роста рыночной стоимости продаваемых активов, по мнению экспертов ИНСОРа, могли бы стать усилия по формированию класса отечественных розничных инвесторов. Задача эта, естественно, пересекается с повышением финансовой грамотности населения, налоговым стимулированием рыночных инвестиций граждан и т.п.
Планы приватизации, безусловно, будут отыгрываться рынком. Повышенное внимание игроков к бумагам компаний, которые попадут в окончательный список – медицинский факт. Рыночное давление на них будет усиливаться. Особенно это касается банков. Вместе с тем игра на повышение на разогреве ожиданий может быть опрокинута «медвежьим» трендом сразу в ходе продаж бумаг в силу их избыточного предложения. Для «фишек» нефтегазового сектора свои текущие риски – опасения снижения прибыльности компаний вследствие усиления на них налоговой нагрузки. Здесь, напротив, высока вероятность смены резвящихся «медведей» спуртом «быков». Как бы то ни было, мониторинг рыночного поведения бумаг приватизируемых компаний становится насущной необходимостью, позволяющей ставить и решать задачи на оптимизацию соотношения долей стратегических и спекулятивных инвесторов.
Констатируя выгоды приватизационной программы, наблюдатели идут от частного к общему. Понятно, что увеличение free float акций «списочных» компаний – безусловный плюс для рынка и инвестиционного имиджа РФ. Ясно, что расширение инструментов сокращения бюджетного дефицита снижает зависимость от резервных фондов. Кроме того, в отличие от внутренних и внешних заимствований приватизация не обременена расходами, связанными с обслуживанием госдолга.
Не менее очевидно, впрочем, и то, что ограничиваться в ходе приватизации лишь достижением бюджетной сбалансированности = это примерно то же самое, как топить рублями котельные в системе ЖКХ. Речь идет все-таки об инструменте более высокого уровня, «заточенном» на повышение эффективности экономики в целом, когда доля госсектора сокращается, а пространство для действия рыночных факторов расширяется.
Высокий уровень госрасходов (видимо, неизбежный в условиях нового электорального цикла), как известно, - палка о двух концах. Они могут оживить спрос и подтолкнуть экономику к росту, при этом одновременно усилив инфляцию и затормозив необходимые структурные реформы. В таких обстоятельствах крайне важны системные регулятивные меры, которые бы давали внятный и однозначный сигнал: российские власти видят в бизнесе и частных инвестициях главную движущую силу экономического роста. Приватизационные планы отвечают этому критерию сполна. Проблема лишь в том, что комфортность российских рыночных условий (то есть, инвестклимат) сами инвесторы будут оценивать не только по благим намерениям, но, прежде всего, и практическим шагам.
Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий
1. Не последнюю роль в этом играет необходимость финансировать из бюджета дефицит Пенсионного фонда России. В 2011 году, несмотря на повышение страховых взносов такой трансферт составит 890 млрд. рублей, в 2012-ом – 980 млрд. рублей, в 2013-ом – 1,1 трлн. рублей
2. 26 июля Федеральная налоговая служба отчиталась, что поступления налогов в консолидированный бюджет РФ в январе-июне 2010 года выросли на 30% в сравнении с первым полугодием 2009 года. В сопоставлении с докризисным 2008 годом налогам и сборам не хватает 7%. 82% всех поступлений сложились за счет четырех «больших налогов»: на прибыль (935 млрд. рублей), на доходы физлиц (794 млрд. рублей), НДПИ (677 млрд. рублей), НДС (647 млрд. рублей). Для сравнения показатели 2008 года: 1,23 трлн. рублей, налог на прибыль; 843 млрд. рублей – НДС.
3. Это означает, что приватизация будет осуществляться с использованием открытой формы подачи предложения о приобретении имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи, тогда как до этого покупатели могли подать заявку в закрытой форме в течение определенных периодов времени снижения первоначальной цены. По оценке экспертов открытая форма подачи предложения о приобретении имущества в течение одной процедуры проведения торгов обеспечит более прозрачную и оперативную продажу имущества.
4. В списке на утверждение около 20 банков. Среди российских – Ренессанс Капитал, «Тройка диалог», «Газпромбанк», «ВТБ-Капитал», ВЭБ-Капитал», Альфа-банк, Российский акционерный дом (совладелец Сбербанк), МДМ-банк. В числе иностранных – Bank of America, Moran Stanley, JP Morgan, Deutsche Bank, UBS, Unicredit, BNP Paribas, Credit Suisse, Royal Bank of Scotland.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.