Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.09.2010 | Татьяна Становая

Конец игры?

23 сентября президент России Дмитрий Медведев подписал указ, формализирующий санкции против Ирана в соответствии с резолюцией Совбеза ООН от 9 июня 2010 года. В соответствии с указом, Россия отказывается от поставок Ирану зенитных ракетных систем С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей. Помимо этого, вводится дополнительный набор санкций в финансовой и иных сферах, подчеркивающий беспрецедентно жесткий характер новой политики в отношении Ирана. Одновременно Россия расширяет позитивную повестку дня переговоров с США, что может означать углубление качественных изменений в российской внешней политике.

Главная интрига вокруг указа – он вносит ясность в ранее крайне противоречивую позицию России в отношении Ирана.

Отметим, что Иран выполнял для Москвы преимущественно две функции. Первая - обеспечение рынка сбыта для продукции российского ВПК, а также атомной отрасли. Здесь всегда особую роль играло военно-техническое лобби, опирающееся на политическую поддержку сторонников сближения со странами, имеющими негативные и конфликтные отношения с США. В 2006–2007 годах Россия осуществила поставки Ирану ЗРС «Тор-М1», предназначенного для борьбы с крылатыми ракетами и высокоточными боеприпасами. Кроме того, был заключен контракт на поставки ЗРК С-300. Однако сотрудничество с Ираном никогда не было безоблачным. Психологически переломным моментом стал срыв Ираном в 2006 году договоренностей об обогащении урана на территории третьих стран (тогда речь шла о создании специальных центров, в том числе в России). Иран, подыгрывая России и мировому сообществу, в итоге стремился лишь выиграть для себя время. В итоге и в атомной сфере отношения периодически подмораживаются. Соглашение о строительстве Бушерской АЭС было заключено еще в 1992 году, контракт на сооружение первого энергоблока – в 1995 году. Предполагалось ввести станцию в строй в 2007 году, но только 21 августа нынешнего года начался процесс физического пуска (загрузка топлива в реактор) ее энергоблока.

Вторая – это возможность с помощью «раскрутки» иранской темы маневрировать в отношениях с США, демонстрировать жесткость подходов, что было актуально в периоды осложнения российско-американских отношений. Поэтому когда появился шанс начать «перезагрузку» в отношениях с США, Москва была готова пойти навстречу США по иранскому вопросу.

Проблема заключается в том, что значительная часть российской элиты испытывает сильное недоверие к США. Кроме того, может понадобиться достаточно много времени, чтобы российская элита поверила в реальность «перезагрузки». То, что это непросто, подтверждают слова Владимира Путина в интервью газете «Коммерсант». В августе премьер заявил, что хочет верить в искренность Обамы. «Я не знаю, что он может, что не может, я хочу увидеть, получится у него или нет. Но он хочет. У меня такое чутье даже, что это искренняя его позиция». Он также выразил опасения в отношении США из-за продолжающегося вооружения Грузии и напомнил обещания НАТО не расширяться на Восток, назвав это «надувательством».

Впрочем, недоверие, имеющее исторические и политические основания, не препятствует достижению компромиссов. По мнению СМИ, проблема Ирана неформально разыгрывается в торге между Россией и США по проблеме ПРО. Кроме того, с началом переговоров о заключении нового соглашения об СНВ весной 2009 года Иран мог стать своего рода «разменной картой» в вопросах сокращения ядерных вооружений (хотя, конечно, обе стороны отрицают, что имела место «сделка» - Иран в обмен на СНВ).

Однако часть элиты очень неохотно восприняла возможность серьезного ужесточения российской позиции по иранскому вопросу. Ее позиция заключалась в том, что поставки С-300 не подпадают под обязательства России в соответствии с резолюцией СБ ООН. После принятия санкций глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев говорил, что Россия не считает себя связанной новой резолюцией в том, что касается поставок иранцам С-300. Глава МИД России Сергей Лавров также подтверждал, что оборонительные вооружения, к коим относится комплекс С-300, не подпадают под действия санкций ООН. Неофициально же источники давали понять в СМИ, что выполнение контракта по С-300 приостановлено «по техническим причинам». Иными словами, это решение может быть пересмотрено в любой момент и реализуется исключительно на основе доброй воли по неофициальной просьбе США.

Однако источник в Кремле «поправил» министра иностранных дел Лаврова, указав, что комплексы С-300 подпадают под действие санкций, и этот вид вооружений не может быть поставлен в Иран. В качестве компромисса руководство России в итоге вышло на формулировку «приостановки» поставок С-300, о чем Владимир Путин заявил в ходе визита во Францию.

Но в таком виде речь могла идти только о временной мере. Нынешний указ Медведева подтверждает курс на «перезагрузку» как стратегический выбор, политически важный как для страны, так и лично для президента. Указ практически блокирует обе функции российско-иранских отношений: как в ВТС, так и в попытках маневрировать с США. Политика в отношении США становится более внятной и прозрачной. В пресс-службе Кремля пояснили, что это вписывается в круг мер по выполнению резолюции СБ ООН, содержащей новые санкции против Тегерана в ответ на его отказ приостановить ядерные разработки. Этим же указом президент запретил въезд на территорию России и транзит через РФ ряду иранцев, связанных с ядерной деятельностью Ирана. Вводится запрет на оказание финансовых услуг российскими физическими и юридическими лицами, если есть основания полагать, что эти операции имеют отношение к ядерной деятельности Ирана. Указом также запрещаются любые операции с активами или ресурсами, которые находятся или окажутся на территории РФ и будут связаны с иранской ядерной программой. В качестве компромисса со сторонниками сохранения гибкой линии стало решение официально пока не аннулировать контракт на поставку С-300. Начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров не сумел дать однозначный ответ на вопрос, разорван ли контракт. «Посмотрим, это будет зависеть от поведения Ирана», - сказал он. В действительности понятно, что в большей степени это зависит от успешности «перезагрузки» отношений России и США. Помощник главы государства Сергей Приходько также указал, что указ по ограничению сотрудничества с Ираном не коснется атомной станции в Бушере, завершение пуска которой ожидается в конце года.

Президентский указ по Ирану вписывается в общий контекст развития российско-американских отношений, в которых в последнее время произошло значительное продвижение вперед.

Во-первых, впервые удается выйти на качественно иной уровень сотрудничества в военной сфере, о чем говорит успешный визит министра обороны России Анатолия Сердюкова в Вашингтон и его переговоры с главой Пентагона Робертом Гейтсом. Создаются новые площадки для диалога именно по военной тематике, что неизбежно будет способствовать росту доверия. Обсуждаются и вопросы поставки в США российского оружия. Как писал «Коммерсант», у России есть два важных проекта для США - создание нового большегрузного транспортного самолета на базе Ан-124 «Руслан» и продажа ВМС США 21 вертолета Ми-17.

Во-вторых, интенсифицируется диалог с США и НАТО по проблематике европейской безопасности, что сопровождается восстановлением нормальных отношений с НАТО. На прошедшей неделе прошло первое после войны в Грузии неофициальное заседание совета Россия-НАТО на уровне глав МИДов. И хотя заседание подтвердило наличие прежних, весьма глубоких разногласий, важно, что обе стороны проявляют политическую волю к оптимизации диалога. Принявшая участие во встрече госсекретарь США Хиллари Клинтон, «в долгосрочной перспективе НАТО и Россия должны работать над развитием совместной натовско-российской архитектуры противоракетной обороны».

Таким образом, появилась надежда на продвижение по одной из самых острых для России проблем – созданию единой системы ПРО. Это, в свою очередь, ведет к снижению напряженности в отношениях Москвы и НАТО. Как заявила Хиллари Клинтон, Россия и США должны усилить сотрудничество в сфере ПРО, чтобы к ноябрю принять план о совместных военных учениях. «В долгосрочной перспективе НАТО и Россия должны работать вместе, чтобы развить модели для совместной архитектуры противоракетной обороны», – сказала Клинтон во время встречи министров России и стран НАТО в Нью-Йорке. Со стороны Москвы также поступают новые сигналы. Так, недавно обнародованный доклад ИНСОРа, анализирующий позитивные сценарии развития отношений с НАТО, не исключил возможности в будущем вступления России в организацию. Доклады ИНСОРа как института, позиционирующего себя как экспертный ресурс президента, не раз становились объектом нападок со стороны «охранителей». Сейчас такой кампании не наблюдается.

В-третьих, интенсифицировался диалог по поводу вступления России в ВТО. На протяжении многих лет Москва прямо обвиняла именно Вашингтон в политическом блокировании и сознательном затягивании процесса переговоров. «Процесс идет, идет очень активно, мы видим огромную заинтересованность со стороны российских переговорщиков и представителей других стран», - заявил Reuters американский чиновник, попросивший не называть его имени, после заседания рабочей группы, посвященного вопросу принятия России в организацию. Именно на прошедшей неделе прошло первое заседание после более чем годичного перерыва. По словам Игоря Шувалова, переговоры по вступлению России в ВТО успешно завершатся в течение нескольких недель. В Думе завершается принятие законопроектов, необходимых для вступления в ВТО – так, в минувшую пятницу депутаты приняли в третьем чтении поправки в Гражданский кодекс, ограничивающие использование произведений в личных целях.

Наконец, в-четвертых, впервые за многие годы США возвращают себе роль образца для задач внутреннего развития России. Во время президентства Владимира Путина, США практически полностью утратили привлекательность своих образцов развития в самых разных сферах. Идеологически правящая путинская элита фокусировалась на приоритетах особенного развития, «суверенного», с сохранением культурно-исторической специфики и отхода от «тупого копирования». Сейчас Россия начала открыто брать опыт США в проведении важнейших реформ. О военной реформе в Вашингтоне консультировался в сентябре Анатолий Сердюков. На прошедшей неделе Дмитрий Медведев призвал ориентироваться на опыт США в модернизации российского оборонно-промышленного комплекса. Медведев предложил создать в России аналог американского агентства передовых оборонных исследовательских проектов DARPA, отвечающего за разработку новых технологий в ВС и существующего при Минобороны США. Идеи, высказанные президентом, активно поддержало Минобороны. Наконец, в реформе милиции президент открыто призвал ориентироваться на опыт и практики США (подробнее об этом в материале ниже).

Своего рода сигналом к более глубокому политическому пересмотру отношений России и США стало заявление Кремля по делу Бута. Кремль посоветовал Виктору Буту, экстрадиции которого из Таиланда по обвинению в незаконной торговле оружием добивается США, обращаться за помощью в МИД России, а не к президенту – таким образом, снижается политическая значимость этой темы. При этом в СМИ доминирует точка зрения, что интересы Бута внутри России активно защищают близкие к Путину «силовики».

Несмотря на сохраняющиеся ограничители, фактически осуществляется размен позиции России по Ирану на новое качество отношений с США, и эти два вектора между собой тесно взаимосвязаны. Обоюдное стремление Москвы и Вашингтона к новому качеству отношений заставляет вырабатывать компромиссную позицию по важным для обеих сторон вопросам. Сохраняется проблема дивидендов, которые Россия может получить от «перезагрузки» (что дает повод скептикам для негативного или сдержанного отношения к этому процессу), но вполне вероятно, что одним из них уже в ближайшей перспективе станет вступление в ВТО.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net