Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.10.2010 | Игорь Филоненко
День освобождения Москвы
Скандальное увольнение Лужкова, конечно, не должно заслонять его достоинств. Является ли он выдающимся хозяйственником, городским менеджером? Безусловно! Является ли Лужков человеком, обеспечившим создание и функционирование существующей системы управления столицей, хозяйствования в городе, вокруг которой как вокруг экономического солнца вертится жизнь во всей России? Однозначно! Но… Совершенно очевидно, что город еще в конце 90-х годов вошел в регрессивный и конфликтный этап своего развития, который продолжается уже более 10 лет. И дальше так жить было невмоготу ни самой Москве, ни ее «окружению». Главные лозунги реформы управления столицей после 18-летнего периода правления Лужкова – открытость и сотрудничество. С бизнесом, федеральными властями, регионами, обществом, населением…
Деятельность Лужкова на посту мэра можно разделить на два крупных этапа. Первый, продуктивный, начинался в тени харизмы Гавриила Харитоновича Попова. Ведь Лужков – законный наследник, и первоначально продолжатель дела первого мэра Москвы.
Систему управления столицей Лужков сам не создавал: она была построена под руководством выдающегося отечественного теоретика управления Гавриила Харитоновича Попова, одного из идеологов демократической революции конца 80-х—начала 90-х годов, интеллектуальных лидеров Межрегиональной депутатской группы.
Именно Попов осуществил тотальную перенарезку столицы, полный слом старых структур управления, и создание новых, что позволило городу быстро порвать с советскими и партийными институтами и элитами.
Хозяин Москвы
К середине 90-х годов у Юрия Лужкова появляется собственная харизма – вполне заслуженная. Он тогда - очень демократичный правитель, мэр-хозяйственник, хозяин города в хорошем смысле этого слова.На мой взгляд, нет ничего зазорного в том, что мэр в своем городе – хозяин. И пока Лужков был действительно хозяином, а не феодальным властителем, вопросов это вызвать не могло…
Середина-конец 90-х - фантастический период развития города - беспрецедентный на всем постсоветском пространстве. При всей разности таких проектов, как Храм Христа Спасителя, снос пятиэтажек, активизация жилищного и дорожного строительства, МКАД, они стали визитными карточками современной России, Москвы - и визитными карточками Лужкова как управленца.
Например, МКАД – это, я считаю, самый мощный, прорывной проект развития столицы, который дал городу дышать, открыл перспективы роста. Это был взгляд в перспективу. Проект, благодаря которому Лужков, бесспорно, войдет в экономическую историю России. И таких проектов немало.
Отец вертикали
Второй этап мэрства начинается в конце 90-х годов. Он характеризуется увлечением Лужкова федеральной политикой: внутренней и внешней.
Юрий Михайлович, совершенно очевидно, пересидел к тому времени в мэрах - перерос мэрскую должность. Скорее всего, ему нужно было идти в премьеры. И он стал бы, полагаю, прекрасным главой российского правительства. Но в силу многих причин, в том числе его собственных политических ошибок (конфликт с Ельциным), этого не случилось.
Во многом именно политическое противостояние с федеральным центром заставило московскую власть занять круговую оборону, создать герметичную авторитарную систему. Но в этот период столица стала примером настоящего авторитаризма.
Когда Россию называют авторитарной страной, очень преувеличивают. Конечно, это не так: структурно она к авторитаризму стремится, но до реальной «вертикали» пока далеко. Да, у нас назначаемые губернаторы – но Кремль во многих случаях вынужден считаться с местными элитами, и региональный руководитель имеет весьма высокую степень автономии. Москва - это один из немногих случаев, когда удалось дойти в строительстве авторитарной системы до конца: и он же показывает ограниченность такой системы. Параллельно с авторитаризмом, в Москве расцвело такое явление, как «придворный» бизнес. Кстати, именно в этот период начинается бурный рост «Интеко». Семейный бизнес – это достаточно очевидная история, и, конечно, совершенно неприемлемая.
Тогда же Лужкова в Москве начали чуть ли не канонизировать – и он сам поверил в свою исключительность и уникальность. Печать этой «святости» мы видим и во время текущего конфликта с Кремлем.
В знаменитом письме Медведеву он возмущается «травлей» - но была масса людей в Москве, которые в конце 90-х—2000-е годы могли также назвать политику мэрии по отношению к ним…
Эра Лужкова кончилась 28 сентября. И дальше будет, несомненно, трудный период в управлении городом. Могло быть все гораздо мягче – если бы Лужков воспитал и продвинул преемника. Но у Лужкова не было преемника. Понятно было, что ему придется уходить, - хотя бы в силу возраста... Но ничего не было сделано для выдвижения такой фигуры. Результат – с наибольшей вероятностью город возглавит «варяг». И в этом есть и вина, и беда самого Лужкова, для которого собственная политическая судьба на каком-то этапе стала важнее судьбы города.
Лужков – не Ходорковский-2
Много говорится о корректности и некорректности позиции президента Медведева в рамках развивающегося конфликта. На мой взгляд, все было сделано им предельно корректно – даже в ущерб своей репутации в глазах широких масс.
Вспомним: история финальной части конфликта Лужкова с Кремлем началась с публикации Юрием Михайловичем или с его согласия двух статей – совершенно, с моей точки зрения, неприличных. Медведеву было нанесено личное и политическое оскорбление. Возможно, Лужкова спровоцировали – но провокатор умело использовал слабости столичного руководителя.
Мое мнение – снимать мэра Москвы нужно было сразу после этих публикаций, это подавило бы сопротивление в зародыше. Но у президента свой политический стиль, он избрал другой путь – более мягкий. В силу того, что у него как руководителя государства как минимум две целевые аудитории: население и элиты. Он должен был показать элитам, что не может с ними разделываться на свой вкус – ей должны быть представлены возможности и для «отходных» вариантов. Да, в отношении Лужкова применялись «грязные» с точки зрения структуры и подхода материалы на ЦТ – однако по существу они ничего не добавили, были повтором ранее выходившего и общеизвестного.
И вообще, всякий новый шаг Лужкова на тропе войны сопровождался сначала предупредительным выстрелом. Возможно, почти трехнедельная позиционная борьба выглядит странно с точки зрения просвещенного населения, но это совсем не странно в отношениях с элитами. Медведев показал им, что никому не собирается
откручивать головы - но если вы в системе, то нужно соблюдать определенные правила игры. Когда сегодня говорят: у Путина была победа над Ходорковским, потому Медведеву понадобилась победа над Лужковым, забывают, что история с Ходорковским была с точки зрения предсказуемости и «предупредительных выстрелов» высшей власти существенно иной и существенно менее корректной по отношению к элитам вообще и бизнес-элитам в частности.
Систему надо корректировать и модернизировать
Отставление Лужкова от поста градоначальника – позитивный процесс. То, что очень многое надо менять в Москве – однозначно.
Москва – нетуристический город, а она таким городом должна стать. Что невозможно сделать без развитой гостиничной, выставочной, музейной, транспортной инфраструктуры. Москва - неудобный для жизни город. Притчей во языцех стала транспортная проблема. Как она до сих пор решалась? Полторы развязки в год, одна в год новая станция метро?.. Причем, это все делось каким-то нечеловеческим напряжением усилий, энергии – в том числе лично Юрия Михайловича Лужкова, который стремился контролировать чуть ли не каждый объект во время своих знаменитых субботних поездок по стройкам города.
А в Шанхае тем временем в год сдают десятки км новых линий метро ежегодно! А развязки для крупного мирового центра – это непростая, но будничная работа. Абсолютно точно можно решить проблему строительства новых дорог в российской столице. В Каире, например, где огромный старый город, с узенькими улочками, построили «второй этаж» для транспортных коммуникаций. В Москве транспортная проблема должна быть решена радикально и быстро. Есть масса предложений и идей по этому поводу. Нужны средства, политическая воля и контролирующие механизмы, чтобы как можно быстрее начинать ее решать – на современном технологическом уровне.Принятый недавно генплан развития столицы – инерционен, это тупик старой системы. Там все проблемы едва-едва затронуты. Существуют сомнения, что в нем отражены глобальные градостроительные тренды. Генплан, безусловно, нуждается в уточнениях и корректировках.
Полет не получается
Глядя с позиций 70-х годов, мы видим в Москве колоссальные изменения. Но если мы сравним с развитием за тот же период других мировых центров, то увидим, что почти стоим на месте – а, значит, откатываемся назад. Потому что в современном мире для сохранения своего места, в полном соответствии с известным афоризмом, нужно быстро бежать. А для того, чтобы оказаться впереди других – буквально лететь. В последнее десятилетие полет не получался.
Система управления Ю.М. Лужкова и имени Лужкова – жесткая, закрытая, она просто невозможна сегодня. Не может современный город такого уровня быть закрытой авторитарной системой! И если она не могла модернизироваться изнутри, ее необходимо было модернизировать снаружи – что и дОлжно делать сейчас. От апологетов системы Лужкова можно слышать, что власть Москвы развернута к населению. Это неправда. Она от части населения откупается.
И этот процесс, очевидно, продолжится – что правильно: если есть деньги, значительную часть из них действительно нужно направлять на социальные нужды. Но, ни о каком учете мнения общественности в столице сегодня нет и речи.
А взаимоотношения с бизнесом? Да, сегодня на московский рынок пробиваются питерские фирмы, компании из каких-то других городов – но они попадают на рынок ценой нечеловеческих усилий, и с добытого уже их покровителями высочайшего разрешения столичных властей. Это ненормально. Рынок столицы должен быть максимально открытым, привлекать разный бизнес: именно конкуренция обеспечит развитие и снизит стоимость услуг и стоимость жизни.
Не только московский бизнес должен работать везде в России - почти никого не пуская при этом в столицу, но и в Москве должен работать лучший бизнес России. В городе необходима открытая и прозрачная система взаимодействия с бизнес-сообществом.
Есть проблема тендеров, проводимых московскими властями: многие утверждают, что они нечестные. Так это или не так? Давайте что-то делать для того, чтобы развеять эти сомнения – развивать публичность, приглашать к их проведению общественных деятелей, депутатов, членов Общественной палаты, а не просто огрызаться… И это будет важным символом перемены делового климата в городе.
От конфликтов – к взаимодействию
Часть закрытости московской системы – перманентное противостояние с федеральными властями и властями Московской области.
В силу противостояния с федералами, непонятно – каковы финансовые реалии? Хватает ли, к примеру, городу денег, которые оставляет федеральный центр в виде налогов субъектам Федерации для того, чтобы решать те же транспортные проблемы или развивать Москву как туристический центр? Очень важно, чтобы система была открытой для федеральных властей: чтобы ситуация в Москве адекватно воспринималась ими. Это снимет большинство конфликтов.
А конфликт с Московской областью? Уже этим летом, когда над Лужковым ходили тучи, случилась очередная склока по вопросу, кто должен ремонтировать мост на Ленинградском шоссе. Понятно, что и область не без греха – но в семье виноват всегда тот, кто «больше» и авторитетнее: а Москва более влиятельный субъект Федерации – по всем показателям.
Многие обвиняют Московскую область в строительстве торговых центров и других крупных объектов со своей стороны МКАД и транспортных развязок, что ухудшает транспортную ситуацию в Московской агломерации. Но в области инвесторы оказались потому, что их просто не пустили в Москву!
Надежды и опасности
День освобождения Москвы от Лужкова - это день, дающий определенные надежды. С другой стороны, день достаточно мрачный – и, кстати, 28 сентября весь день лил дождь.
Мрачный, потому что любое изменение, любое движение вперед означает неизвестность и большие риски. Над созиданием нового образа Москвы должен будет потрудиться не только новый мэр, который пока не определен, но и старая команда, которая хорошо знает город. Конечно, и Мосгордума, которая принимала во многом прогрессивное, интересное законодательство.
Те силы, которые остались после правления Лужкова и те, что придут, должны объединиться, чтобы двинуть город дальше.
Лужкову нужно отдать должное, потому что в самые сложные времена – во времена самых тяжелых политических и экономических кризисов, он занимал позицию промосковскую, защитил Москву от многих напастей. И - идти вперед.
Главные лозунги реформы управления Москвой – открытость и сотрудничество. Чтобы не получилось так, что вслед за освобождением Москвы от Лужкова наступила оккупация Москвы некими силами, которые просто используют созданную Лужковым в последние годы систему для решения своих задач. Итак, новый этап истории города должен быть модернизационным, открытым и адекватным современным социальным технологиям и глобальным процессам.
Игорь Филоненко – к.э.н., руководитель программы «Покупайте российское»
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.