Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

09.11.2010 | Сергей Маркедонов

Новый рубеж Ильхама Алиева

На первый взгляд, парламентские выборы в Азербайджане, состоявшиеся в первое воскресенье ноября, нельзя рассматривать, как значимое событие. Для такого вывода существует несколько причин. Азербайджан – государство, в котором роль законодательной власти невелика. В особенности же после конституционных поправок, принятых в марте прошлого года и отменивших ограничение на количество легислатур для одного президента. Впрочем, эта ситуация не эксклюзивна для прикаспийской республики. Тенденция к однобокому развитию государственности в пользу гипертрофии исполнительной власти является в СНГ доминирующей. Следовательно, даже в случае гипотетического поражения правящей партии, парламентский расклад не сыграл бы критической роли для главы государства…

Во-вторых, в сегодняшнем Азербайджане, несмотря на всем известные случаи административного давления и неравенство возможностей для предвыборной агитации, нет сильных оппозиционных партий и лидеров. Большинство из них родом из 1990-х годов, периода господства Народного фронта, который ассоциируется у населения с управленческой некомпетентностью и нестабильностью. Наверное, оппоненты нынешней власти смогут возразить, что, мол, и сегодня в Баку компетентность не выше. Однако вряд ли их возражения относительно стабильности можно будет всерьез рассматривать. С этим у Азербайджана полный порядок. В-третьих, у Азербайджана неплохие социально-экономические показатели. Все, конечно же, относительно. Но на фоне других стран постсоветского пространства все выглядит не так уж плохо (такая формулировка на пространстве бывшего СССР уже давно рассматривается, как «просто хорошо»).

Финансовый кризис высветил необходимость диверсификации экономики страны, так как показал серьезную уязвимость национального благополучия. Но в то же самое время он не поставил национальное хозяйство в критическое положение. По итогам 2009 года рост ВВП Азербайджана составил 9,3 процента. Рост промышленного производства по итогам года был 9, 6 %, а сельского хозяйства – 3,5 %. И, в – четвертых, нынешнее положение дел устраивает ведущих внешних игроков - США и Россию, которые пассивно реагируют на внутриполитическую динамику в Азербайджане, держа в голове лишь пресловутую стабильность.

С другой стороны, парламентские выборы 2010 года можно рассматривать, как некий рубеж. Чтобы лучше понять это, их следует сравнивать с кампанией 2005 года. Напомню, что прошлые выборы проходили под знаком «цветных революций». Азербайджанские оппозиционеры смогли, хотя и не полностью консолидироваться, но сколотить два боевитых блока «Ени сиясет» и «Азадлыг», которые выбрали для себя оранжевый цвет, подчеркивая свое духовное единство с Виктором Ющенко и Михаилом Саакашвили. На тот момент многие внутри Азербайджана воспринимали Ильхама Алиева просто, как «сына великого отца», его наследника, но не самодостаточного политика. У многих в памяти всплывали события президентской кампании 2003 года с уличными выступлениями и оппонентом Ильхама Исой Гамбаром, получившим более 10 % поддержки. Однако в 2005 году Алиев-младший своих оппонентов переиграл. И удалось ему это не только путем административного давления, но и использования риторики оппонентов. Честное отнятие оппозиционных лозунгов (развернутая в канун выборов показательная борьба с коррупцией, зачистка «собственных рядов» плюс патриотическая риторика по Карабаху) сделало свое дело.

И с этого момента мы можем говорить о выстраивании азербайджанской политической системы под другого человека Ильхама Алиева. Не в 2003, а в 2005 году он стал политическим деятелем в полном смысле этого слова. С этого момента он начал реализовывать свой проект, а не просто выступать в роли продолжателя дела отца. На этом пути у него были такие вехи, как президентские выборы 2008 года, которые прошли в отличие от кампании – 2003 без особой интриги (разве что кроме легитимации их результатов на Западе). Впрочем, после парламентских выборов 2005 года выборы-2008 встретили там не слишком уж озабоченно. В конкуренции с шестью оппонентами, не имеющими серьезного влияния на внутреннюю политику страны, и в условиях бойкота выборов частью азербайджанской оппозиции Ильхам Алиев без особого труда получил 88, 73% голосов. Игбал Агазаде, идущий на втором месте, набрал всего лишь 2,86%.

Бюро Демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ в своем традиционном ключе отметило, что «несмотря на то, что на президентских выборах в Азербайджане был отмечен существенный прогресс в направлении соответствия обязательствам перед ОБСЕ, однако ряд технических аспектов управления выборами не соответствовали международным стандартам». Однако финалом президентской гонки стало не голосование в 2008 году, а референдум о поправках в Конституцию в марте 2009 года. Триумфальный успех азербайджанского президента не решил другую (принципиальную для постсоветского пространства) проблему - сохранение власти первого лица. В марте 2009 года такая задача была с успехом решена.

Ильхам Алиев сумел провести 41 поправку к 29 статьям, главная из которых была посвящена снятию ограничений на число президентских сроков. И снова Запад и Россия признали сложившиеся реалии, поставив стабильность на первое место. Осталось закрепить преимущество, избрав новый парламент, в котором не будет слишком много места для дискуссий, но который будет эффективным инструментом легитимации интересов действующего президента. Во-первых, законодательная власть, избираемая народом, хороший элемент дизайна, который можно использовать в разговоре с Западом. И в США, и в ЕС есть немало экспертов и политиков, которые искренне полагают, что относительно других стран постсоветского Востока, Азербайджан - демократическое образование. По справедливому замечанию американского эксперта по Кавказу Кори Велта, «в условиях азербайджанской авторитарной модели управления, главный вопрос - это насколько долго Ильхам Алиев намерен оставаться у власти, и готов при определенных обстоятельствах обеспечить династический порядок преемственности. Самое лучшее, на что можно было бы надеяться сегодня это постепенная политическая либерализация и защита прав человека. Тогда, вероятно, правительство почувствует большую безопасность для своей власти». В постсоветских реалиях правительство чувствует свою безопасность лучше тогда, когда оно же и контролирует свободу выбора.

По итогам голосования 7 ноября 2010 года в парламент прошел только один лидер оппозиционной партии «Умид» Игбал Агазаде, тот самый, который в 2008 году стал серебряным призером президентской гонки. Похоже, он становится одним из главных «системных» оппозиционеров. Лидеры основных оппозиционных партий прикаспийской республики, такие как Али Керимли (Партия Народного Фронта) и Иса Гамбар (партия «Мусават») не смогли обеспечить себя депутатскими мандатами в Милли Меджлисе четвертого созыва. Правящая же партия «Новый Азербайджан» («Ени Азербайджан») по итогам голосования заняли лидирующие позиции в 74 из 125 округов. Таким образом, «иной взгляд на политику» будет представлен беспартийными кандидатами, которые, не имея своих структур и будучи уязвимыми для власти, вряд ли станут организованной силой, которая может оказывать какое-то влияние на президента и его команду.

Таким образом, вслед за решением главной задачи – сохранение власти главы государства решена другая проблема, сформирован лояльный парламент, позволяющий претворять в жизнь планы «партии и правительства». Следовательно, система Ильхама Алиева, на создание которой ушло 5 лет, сформирована. Эта система признана внутри страны, поскольку ей не могут эффективно сопротивляться оппозиционно настроенные политики. Она признана и за ее пределами. Политически корректные замечания европейских наблюдателей общей картины не меняют. «Экономический рост и стабильность в Азербайджане может быть усилена большей политической либерализацией и демократизацией страны. Независимые наблюдатели заявили о нарушениях при подсчете голосов, преследовании оппозиционных наблюдателей и забрасывании пачек бюллетеней в урны. Азербайджан должен сделать дальнейшие шаги для обеспечения большей демократизации», - заявила Аннели Яаатенмаки, глава делегации Европейского парламента. Но какие механизмы есть в распоряжении ЕС, чтобы эту сказку сделать былью? Риторический вопрос. Между тем, Республиканская партия, усилившаяся после промежуточных выборов в Конгресс США 2 ноября 2010 года, имеет в своих рядах немало сторонников «светского союзника в исламском мире», каковым они считают Азербайджан.

Ильхам Алиев преодолел свой новый политический рубеж. Но означает ли это, что «игра сделана». Ведь диверсификация экономики страны идет медленно, Баку не справляется с наплывом сельского населения и интеграцией беженцев. Нагорно-карабахский конфликт не разрешается, а это в свою очередь провоцирует рост радикализма, общее недовольство Россией и Западом (и в этом плане эти две силы объединены). Но куда будет канализировано это недовольство, если «партия и правительство» надежно контролируют все входы и выходы. Эти задачи «система Ильхама» теперь будет решать. С большей или меньшей степенью успешности. Покажет ли она себя работоспособной и какой тренд станет здесь доминирующим (развитие политической системы по образцу Турции или стран Центральной Азии) мы увидим уже в самое ближайшее время.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник (Visiting Fellow) Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net