Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.11.2010 | Татьяна Становая
Президент и «дрейфующие» кадры
Главным событием сегодняшнего дня стала информация «Коммерсанта», назвавшего имя предателя в СВР, который стоит за разоблачением сети российских шпионов в США. По данным издания, им оказался полковник Щербаков, долгое время служивший в СВР начальником американского отдела управления «С», ведающего работой с нелегалами. Несмотря на то, что политическое руководство страны не считает раскрытие шпионской сети «провалом» российских шпионов, газета утверждает, что сам факт представительства уже стал поводом для президента Дмитрия Медведева начать кадровые перестановки в СВР. Одновременно, сегодня, «РБК» опубликовала данные о якобы готовящейся смене главы МВД Рашида Нургалиева на «человека Медведева» Александра Реймера, который руководит Федеральной службой исполнения наказаний. Перед Медведевым открывается окно возможностей для собственной кадровой экспансии, которая может оказаться его первой кадровой революцией.
До сих пор Медведев продвигал своих людей внутри власти очень точечно и локально. Во-первых, он стеснен кадровыми позициями премьера Владимира Путина. Принято считать, что на фоне вольной или невольной конкуренции между двумя участниками тандема, Путин мешает своему преемнику продвигать своих людей. Можно предположить, все несколько сложнее и проще одновременно. Объективные формальные и неформальные позиции Путина внутри политической системы таковы, что любой альтернативный источник кадровых перестановок просто заведомо неконкурентоспособен. Ведь задача состоит не просто «поставить своего человека». Задача состоит в том, что обеспечить этого человека достаточным авторитетом и влиянием внутри ведомства, достаточным политическим прикрытием. Во-вторых, Медведев заметно ограничен как по объему собственного политического влияния, чтобы обеспечивать такое прикрытие, так и хотя бы по размеру личного кадрового резерва. Есть набор известных «медведевских» фамилий, каждая из которых всякий раз примеряется на место, которое может оказаться вакантным. В-третьих, значительная часть нынешней правящей элиты является одновременно и «медведевской», и «путинской».
Однако фактор времени, безусловно, работает на Медведева, и его «врастание» в должность президента набирает обороты. Переломным моментом стало его решение об отставке мэра Москвы Юрия Лужкова, вопреки пассивной или скорее осторожной позиции премьера Владимира Путина. Президент продавил нужное ему решение, проявив волю, не побоявшись внутриэлитного конфликта, и в итоге был поддержан своим партнером по тандему. Это однозначно не просто расширяет его возможности. Это меняет его психологию и дает понимание, ощущение власти и способности ею распоряжаться.
Медведев сейчас вплотную подходит к той стадии «врастания» в должность, когда он готов работать не с тем материалом, который ему достался, а с тем, который он намерен создавать сам. Это уже определенная логика его личностного президентского развития, в который начинают гармонично встраиваться «внешние факторы» и появляющиеся поводы. Предательство полковника Щербакова – яркий тому пример. По данным «Коммерсанта», Дмитрий Медведев, убежденный в том, что арест нелегалов — это результат предательства, а не ошибка разведки, тем не менее сказал на одном из закрытых совещаний, что кадровые решения по СВР будут приняты. «Провал — это повод задуматься»,— процитировал президента источник «Ъ» в его окружении.
В действительности провал – это повод начать сносить головы и погоны. «Коммерсанту» стало известно, что в Кремле всерьез думают о смене главы СВР, бывшего премьер-министра Михаила Фрадкова. Для Фрадкова приход в СВР хотя и логичен с профессиональной точки зрения, однако скорее является формой компенсации за уход с высокого поста. Еще в бытность премьерства в СМИ активно фигурировали слухи о его слабом здоровье. Таким образом, убрать Фрадкова – не сложная задача. Гораздо более важно в данном случае – кого поставить. «Коммерсант» утверждает, что речь может идти о главе нынешней президентской администрации Сергее Нарышкине. Заметим, что уже более года, Нарышкин называется в числе главных претендентов на самые разные посты: начиная с министра иностранных дел или полпреда президента Северокавказском федеральном округе и заканчивая должностью мэра Москвы или, затем, главой аппарата правительства. Это означает только одно – президент ищет для Нарышкина любое другое место, чтобы освободить для «своего человека» место главы администрации.
Одновременно, судя уже по информации «РБК», Медведев «созрел» для отставки министра внутренних дел России Рашида Нургалиева. Поиск и согласование с Путиным кандидатуры преемника было главным препятствием, потому что Нургалиев сам по себе – один из слабейших министров, вынужденный справляться с ведомством, которое «поделено» между разными группами влияния, далекими от самого министра. Более полутора лет назад Медведев инициировал реформу милиции и начал кадровые перестановки после скандального расстрела граждан в супермаркете «Остров». Однако тогда всерьез говорить о смене министра не приходилось, не говоря уже о продвижении «своего» человека на его место. Теперь, по данным «РБК», кресло Нургалиева может занять главы ФСИН Александр Реймер. Притом снова показательно, возвращаясь к теме ограниченности кадрового ресурса Медведева, Рейман проработал на своем посту чуть более года. Причем он пришел туда вовсе не временно: сразу после назначения он инициировал крупнейшие кадровые перестановки и глубокие реформы в системе исполнения наказаний. Показательно также, что, например, в числе постоянных кандидатов на повышение значится и министра юстиции Александр Коновалов (его тоже часто прочат на место Нарышкина). Если каждая креатура Медведева будет работать на своем посту по году - два, всякий раз перемещаясь на очередное «горящее» вакантное место – это будет явным поводом задуматься о дефиците резерва и появлении феномена «дрейфующих» кадров.
Открывшееся окно возможностей в кадровой политике Медведев дополняет активной публичной деятельностью и резонансными шагами во внешней политике. Чего только стоит его поезда на Кунашир. Внутри страны он намерен использовать все возможности для прямого диалога с обществом, что необходимо для наращивания персонального политического ресурса, его электоральной составляющей. По данным «Независимой газеты», 16 ноября президент намерен провести интернет-конфернецию, в рамках которых любой желающий сможет задать главе государства вопрос через региональные приемные президента. Это более современный формат общения, по сути, сопоставимый по масштабу и значимости с тем, как с народом общаемся регулярно Владимир Путин. Публичная составляющая в деятельности президента и уровень проблем, поднимаемых им, становится действительно соответствующим формальному статусу главы государства. Возможно, Медведев подходит к такой черте в своем президентстве, после пересечения которой его кадровая политика станет адекватной объективному положению в системе власти.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.