Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Новый КГБ

15.11.2010

Минздрав предупреждает…

В докладе Министерства здравоохранения и социального развития «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса» (докладе) содержится содержательный анализ развития пенсионной системы России (в части трудовых пенсий) в 2000-е годы, в том числе в кризисный период, рассмотрен международный опыт трансформации пенсионных систем, а также предлагается целый ряд мер по совершенствованию пенсионной системы и повышению ее сбалансированности.

Во многих развитых странах страховые пенсии финансируются в том числе за счет трансфертов из бюджета, но в России этот процесс переходит все разумные пределы: трансферты на обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда достигли в 2010 году почти 20% общего объема расходов федерального бюджета, их увеличение ведет к сокращению других видов расходов, прежде всего трансфертов регионам и бюджетных инвестиций. Отметим, что под данными трансфертами мы имеем в виду разность между страховыми взносами, направленными в распределительную пенсионную систему и расходами Пенсионного фонда России на выплату трудовых пенсий, включая расходы на валоризацию. За счет общей величины трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду финансируются также расходы на выплату государственных пенсий, ежемесячных денежных выплат и других видов расходов, не связанных с трудовыми пенсиями. В 2011-2013 годах «пенсионная» нагрузка на федеральный бюджет несколько сократится за счет существенного увеличения налоговой нагрузки на бизнес, но в долгосрочной перспективе трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду начнет увеличиваться и в абсолютном и в относительном выражении вследствие старения населения.

В докладе рассмотрен целый ряд мер по совершенствованию российской пенсионной системы, в частности, по реформированию обязательного накопительного компонента пенсионной системы. Из четырех предложенных вариантов реформирования очевидные финансовые последствия для федерального бюджета связаны со вторым и третьим вариантами, а вот будущим пенсионерам ухудшение, как и следовало ожидать, обеспечено при любом варианте реформы.

В соответствии со вторым вариантом реформирования, застрахованным лицам будет предложен выбор: продолжение формирования индивидуальных пенсионных накоплений за счет части страхового взноса, направляемой в настоящее время в накопительную пенсионную систему, с обязательным переводом индивидуальных сбережений в НПФ, либо возврат тарифа и пенсионных накоплений в страховую часть пенсионной системы и продолжение формирования трудовых пенсий на солидарно-распределительной основе. Принимая решение по переводу индивидуальных сбережений в НПФ будущие получатели трудовых пенсий сталкиваются с рисками низкой доходности инвестиций, осуществляемых управляющими компаниями НПФ, а также с частичной, или даже полной потерей пенсионных накоплений, например в случае кризиса. Необходимо также учитывать, что при сохранении застрахованным лицом накопительной части пенсионных накоплений, его пенсионный капитал в страховой пенсионной системе, формирующийся с 2002 года, будет уменьшен на 23% (после увеличения страховых взносов в Пенсионный фонд до 26%) за период после принятия им решения о дальнейшей судьбе его пенсионных накоплений, соответственно будет уменьшена страховая часть его будущей пенсии.

При принятии решения о возврате тарифа и пенсионных сбережений в солидарную пенсионную систему такого рода риски не возникают, страховая часть пенсии возрастает, в том числе за счет увеличения пенсионного капитала за счет индексированных личных пенсионных накоплений, сделанных в период до начала нового этапа реформирования пенсионной системы, но существенно снижается зависимость размера пенсии от суммы заработка (взносов).

Какова плата за риск для выбравших вариант с НПФ? По нашим оценкам, для лиц 1967 года рождения суммарный пенсионный капитал, включая накопительную часть, сформированный с 2002 года к моменту получения пенсии по старости возрастет на 9%, при условии, что годовая эффективность вложений НПФ (за вычетом вознаграждения управляющей компании и НПФ) в период с 2012 по 2027 год составит 5%. Предположение оптимистическое, а вот прибавка к пенсионному капиталу невелика. Правда она будет возрастать для застрахованных граждан моложе 1967 года. По мнению авторов доклада, в современных российских условиях большинство застрахованных выберут вариант с передачей пенсионных накоплений в распределительную пенсионную систему, это же произойдет с пенсионными накоплениями «молчунов».

В третьем варианте реформирования накопительной части пенсионной системы предлагаются те же развилки, что и во втором варианте, но при сокращении накопительной части пенсионных накоплений, например вдвое.

Таблица 1 Расходы федерального бюджета и показатели бюджета Пенсионного фонда РФ (в % к ВВП)

годы/показатели (в % к ВВП)
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Расходы федерального бюджета
24,73
22,75
21,06
19,56
18,97
18,43
17,92
Доходы ПФР
8,25
10,36
10,32
10,12
9,81
9,84
9,88
Страховые взносы
3,25
4,02
4,79
4,69
4,56
4,56
4,56
Трансферты ПФР из Федерального Бюджета
4,98
5,97
5,15
5,06
4,88
4,91
4,95
Трансферты на обеспечение сбалансированности ПФР
3,54
4,25
3,45
3,40
3,27
3,38
3,50
Трансферты при полном возврате накопительной части в ПФР с 2012 года
2,79
2,68
2,79
2,90
То же при возврате половины тарифа по накопительной части
3,10
2,97
3,09
3,20

Источник: Данные Казначейства России, проекты законов о федеральном бюджете и бюджете ПФ на 2011-2013 годы, расчеты Центра развития.

Таблица 2 Дефицит Пенсионного Фонда РФ (в % к расходам федерального бюджета)

годы/показатели (в % к расходам ФБ) 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Трансферты на обеспечение сбалансированности ПФР 14,32 18,67 16,40 17,39 17,24 18,36 19,51
Трансферты при полном возврате накопительной части в ПФР с 2012 года 14,27 14,12 15,15 16,21
То же при возврате половины тарифа по накопительной части 15,83 15,68 16,75 17,86

Источник: Данные Казначейства России, проекты законов о федеральном бюджете и бюджете ПФ на 2011-2013 годы, расчеты Центра развития.

Из приведенных расчетов следует, что при возврате полного объема страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда, нагрузка на федеральный бюджет заметно снижается в 2011-2013 годах, но затем начинает достаточно быстро возрастать. Это обусловлено как изменением соотношения между работающим и неработающим населением, так и планами Правительства России по сокращению уровня расходов федерального бюджета.

Возврат страховых взносов, направляемых на накопительную часть пенсий, в распределительную систему будет, по замыслу авторов, способствовать сокращению дефицита Пенсионного фонда. Собственно на это и направлены предложения, содержащиеся в части доклада, посвященной реформированию накопительных пенсий. Рассмотрим, к каким последствиям для федерального бюджета приведет реализация предложений доклада при предположении, что все застрахованные откажутся от дальнейшего накопления страховых взносов в НПФ.

Очевидно, что после существенного увеличения пенсионных обязательств государства в 2009-2010 годах, кардинально проблема сокращения дефицита Пенсионного фонда за счет реформирования накопительной части пенсионной системы не решается. К сожалению, для граждан их участие в системе обязательного накопительного пенсионного страхования не обеспечивает им существенного увеличения общего объема пенсий, даже при весьма оптимистичных предположениях. Несомненным же минусом осуществления предлагаемых в докладе реформ станет дальнейшее уменьшение доверия населения к пенсионной политике государства в целом. И правда: ну сколько раз можно менять правила по ходу игры?

Материал подготовлен Центром развития

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net