Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.11.2010 | Иван Преображенский
Анклавная демократия или трубопроводная стратегия Кремля
Последние дни СМИ бурно обсуждают новую стратегию развития России, которую якобы предложит в своем ближайшем послании президент Дмитрий Медведев. Если излагать планы, о которых первой написала газета «Ведомости» предельно коротко и вульгарно, россиянам предложат уехать из депрессивных городов-стотысячников, где жизнь, по мнению кремлевских экономистов, едва теплится, и перебраться в одну из двадцати крупных городских агломераций страны. Там и работа есть, и инновации развиваются. А на русской провинции можно ставить крест, как и на заселении обширных, но малопригодных для жизни территорий страны, где расположены основные запасы полезных ископаемых.
Видно недаром такой модной в последние несколько лет, с приходом на пост президента Дмитрия Медведева, была в определенной части российского экспертного сообщества идея «анклавной модернизации». Всю страну, с ее громоздкой, устаревшей, требующей миллиардных инвестиций инфраструктурой, мол, нам не поднять. Давайте выберем точки роста, отгородим их высоченным забором от остальной «немытой России» и там построим современное постиндустриальное общество. Которое, к слову сказать, считается последним словом в социальном строительстве только в России, отстающей сегодня от Запада в области идей лет на пятьдесят. А там, глядишь, когда расцветут за этим забором с колючей проволокой «сотни цветов» по китайскому рецепту, с которого, кстати, многие «анклавостроители» и предлагают брать пример, то забор можно будет сделать пониже. И колючую проволоку убрать. И начнет по дикой нашей стране расползаться инновационное чудо – не по дням, а по часам. И через 20 лет Россия, глядишь, не просто обгонит Португалию по ВВП, но и превратится в одну бесконечную Силиконовую (не Кремниевую, поскольку это звучит слишком «жестко») долину, где реки текут наномолоком и кибермедом.
Закончились все эти разговоры созданием Сколково, оптимистично думали те, кто не отличался «анклавным» оптимизмом и призывал власти заняться модернизацией российской экономики в целом и, для начала, вернуть нашу страну хотя бы в один ряд с ведущими индустриальными державами, а уж затем, воссоздав погибшую производящую промышленность, переходить к постиндустриальному обществу. Однако они обманулись. Идея переформатирования России, судя по всему, продолжала обсуждаться в кабинетах близких к Кремлю информаторов. И стратегический план, которому и, правда, есть масса экономических и даже этнокультурных обоснований, постепенно разрабатывался с тем, чтобы, как предполагает газета «Ведомости», превратиться в итоге в предвыборную программу Дмитрия Медведева.
Итогом ее, судя по тому, что пока известно про эту стратегию, должны стать двадцать или около того огромных городских агломераций, куда плавно переползут провинциалы из малых городов, на развитии которых решено поставить крест. Агломерации эти будут соединены скоростными магистралями (наверняка обнесенными высокими стенами) и соединены высокоскоростной связью, в том числе волоконно-оптическими кабелями. В этих «зонах роста» (не путать со сталинскими «шарашками»), судя по их современному состоянию, будет выше рождаемость и занятость, безработица будет практически изжита. Наверное, будет там развито и современное сельское хозяйство тепличного типа, вроде голландского.
Ну, и, скорее всего, люди туда собравшиеся будут старательно забывать о том, что происходит в остальной России, которая постепенно будет уходить все дальше в прошлое и инфраструктура которой продолжит ветшать и разрушаться. Агломерации станут фактически макрорегионами или, если хотите, самодостаточными микространами, закладывающими основы сами понимаете для чего.
Остается один вопрос – полезные ископаемые. Но их добыча, возможно, это и есть конечная цель данного плана. Если «коренное» население требует слишком большой оплаты - ему нужна «социалка», дороги, оно волнуется по поводу экологии – то не проще ли его посадить на современные «нанометры» жилплощади в городские агломерации. Ну, а на его место «вахтенным» методом завозить иностранных рабочих, которых сейчас грубо называют гастарбайтерами, а к тому времени, наверное, станут просто называть «рабочей силой», поскольку никакой иной рабочей силы в России просто не останется. И пусть и не при помощи резкого снижения численности населения страны до 50 млн. человек, а при помощи создания новой структуры жизни в России, но проблема полезных ископаемых, насколько решение видится в идеале нашим «промышленникам», будет решена.
Возможно, не все вышеописанное считается стратегами, разрабатывающими данную программу, неизбежным. Но хочется спросить, задумывались ли идеологи переселения россиян в 20 городских агломераций, что из безумных геополитических концепций, соответствует их плану только идея о России, как пульсирующей цивилизации, которая вначале расширяется, захватывает все новые территории, разбухает. А затем становится неэффективной и начинает съеживаться до наиболее безопасных размеров (городских агломераций?). И, соответственно, уступает большую часть занятых территорий и ресурсов, для того, чтобы собраться с силами для нового рывка – лет через 100. Не слишком ли это долгосрочная модернизационная программа для Дмитрия Медведева?
Ведь городские агломерации, которые якобы предложит сделать в своем послании «основной России» Дмитрий Медведев, вписываются великолепно именно в концепцию пульсирующей цивилизации. Мол, все лишнее – за борт, а самим собираться с силами. Для нового рывка через века. А до тех, вероятно, основой модернизации станет консервация того, что удастся сохранить. Как в манифесте Никиты Михалкова или программе «Единой России».
Иван Преображенский - к.п.н., редактор отдела политики ИА "Росбалт"
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.